Деятельность иранского народа по распространению ислама



 

«События в Йемене и самоотверженность иранцев мусульман, жителей этой страны, сами по себе ясно свидетельствуют о том, что этот народ принял эту священную религию с раскрытыми объятиями и всем пожертвовал для ее распространения. Что касается людей, утверждающих, что ислам был навязан этому народу силой меча, то либо всему виной здесь их националистические чувства, либо они не сведущи в истории распространения ислама среди иранского народа. Все историки утверждают, что ислам с поразительной быстротой распространился в Иране, народ этой страны принял его без сопротивления и протеста, и в течение двадцати лет ислам охватил все иранское нагорье от берегов Евфрата до Амударьи, от берегов Инда до Аральского моря. Если имели место несколько сражений иранцев с арабами мусульманами, то эти сражения происходили по инициативе некоторых представителей привилегированных классов и зороастрийских жрецов, которые, сдерживая распространение ислама, стремились сохранить свои интересы.

После того, как вся обширная территория иранского государства оказалась в руках мусульман, прошло немного времени, как большинство населения этой страны, за исключением жителей, населяющих горы Мазандарана и Дейлама, приняло ислам, и таким образом было положено начало деятельности этого народа по распространению ислама и укрепления основ и законов священного шариата. В течение первых трех веков исламской эпохи, когда Иран находился под управлением халифов из династии Омейядов и Аббасидов, иранский народ внес большой вклад в толкование религиозных, этических, судебных, политических и социальных законов ислама, рассмотрение важнейших вопросов, их обсуждение и объяснение.

В целом, в течение первых веков исламской эпохи были заложены основы науки хадисов, толкования Корана, богословия, философии, суфизма, и иранскому народу принадлежит в этом процессе главная роль. Школы Нишапура, Герата, Балха, Мерва, Бухары, Самарканда, Рея, Исфахана и других крупных городов Ирана были центрами, в которых кипела бурная деятельность. В этих городах получили знания сотни великих деятелей ислама, которые укрепили и упрочили блестящую цивилизацию ислама на Востоке и Западе.

Одним из важных вопросов, которому в Иране, и особенно Хорасане, уделялось особое внимание, был вопрос о науке хадисов. В этом отношении следует отдать иранцам должное и отметить, что иранцы не только внесли значительный вклад в науку сбора хадисов, но их также следует назвать основоположниками этой науки. Некоторые собиратели хадисов совершали множество путешествий, для того, чтобы услышать собственными ушами рассказы и предания о жизни пророка от его преданных последователей и занести их в свои сборники достоверных хадисов. Школа науки о хадисах в Хорасане приобрела такое большое значение в мире той эпохи, что паломники из Египта, Африки, Аравии, Ирака и Сирии приезжали в Хорасан для обмена опытом с тамошними учеными и жили долгое время в Нишапуре, Мерве, Герате, Балхе и Бухаре.

Людям, знакомым с книгами и сборниками хадисов, а также с жизнью собирателей преданий, известно, что все члены Совета шести, созданного Омаром, которые были суннитами, а также авторы четырехкнижия шиитов были иранцами. Шестеро из них – Шейх Туси, Муслим Нишапури, Абу Абдурахман Насаии, Мухаммад Ибн Исмаил Бухари, Абу Дауд Саджастани, Тирмизи Бейхаки – были родом из Нишапура, а двое – Шейх Судук и Ибн Маджа были родом из Кума и Казвина, иранцами также были сотни других выдающихся деятелей ислама.           

Великие мусульманские философы, богословы, историки, грамматики, поэты, слагающие стихи на арабском языке, известные толкователи Корана, великие политики, падишахи и полководцы – все они были выходцами из Ирана. Разве Бармакиды, Ноубахтиды, Кашариды, Саидиды, род Самани, Ходжа Низам Аль-Мольк Туси, Шейх Туси, Ходжа Насреддин Туси, правители из рода Тахиридов, Саманидов, Буидов, Газневидов, Гуридов, а также десятки других родов, внесших значительный вклад в распространение ислама и развитие мусульманской культуры, не были выходцами из этой страны?

В числе четырех имамов суннитской традиции также были два выходца из Ирана, и оба они были родом из Хорасана. Первым был Абу Ханифа, родиной которого некоторые называют Кабул, а некоторые – Нису. Другим был Ахмад Ибн Хамбаль, родившийся в Мерве и получивший образование в Багдаде.

В целом, в течение первого века мусульманской эры иранцы заложили основы мусульманской культуры и литературы и открыли путь будущим поколениям. Поскольку это очевидно, нет нужды в многословии.

В начале четвертого века хиджры под власть мусульман перешли также Табаристан и Гилян, и в этом веке иранцы обрели политическую независимость. Саманиды, выйдя из сферы зависимости от багдадских халифов, создали в Хорасане и восточных провинциях Ирана независимое государство, после этого отпала необходимость в центральной власти халифата с точки зрения понимания основ религии.

   


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!