Образование и обучение женщин



 

Несмотря на то, что положение женщин в целом было неблагоприятным, иногда мы сталкиваемся с историческими фактами, которые свидетельствуют о том, что некоторые женщины занимали исключительное с точки зрения высшего образования положение. Исследователи упоминают название одного юридического источника, написанного в то время и носящего название «Изложение тысячи судебных постановлений». До нас дошла часть этой книги, и некоторые европейские исследователи, например, Бартоломе, перевели и опубликовали ее. В этой книге приводятся имена некоторых судей того времени, а правовыми источниками той эпохи были, разумеется, Авеста и Зенд. В этой книге приводится рассказ, суть которого в следующем:

«Когда один судья направлялся на судебное заседание, его окружили пять женщин, и одна из них задала ему несколько вопросов по поводу закона о залоге и поручительстве. Когда она задала последний вопрос, судья не нашелся, что ответить. Одна из женщин сказала: «Послушай, господин, оставь это и просто скажи, что не знаешь. Мы и сами найдем ответ в книге, написанной Галуганом Андарзбадом.»[266]

Может ли эта история служить подтверждением в пользу того, что женщины той эпохи были поголовно образованны?

Как показывают исследования, проведенные Бартоломе, в отношении прав женщин в эпоху Сасанидов, и которые легли в основу взглядов Кристенсена, в знатных семействах женщины иногда получали высшее образование; то есть, в этом случае, как и во всех других случаях, главенствующим был принцип «сословного деления». Кроме того, в эпоху Хосрова Парвиза в течение непродолжительного времени правили две его дочери: Пурандохт и Азармдохт; их выбор на престол был обусловлен огромной верой иранцев в «шахский род». Иранцы верили в божественное происхождение своих царей. Ардешир Бабакан, который основал династию Сасанидов, возводил свой род к более древним иранским шахам, во избежание вопроса, как, человек, не являющийся отпрыском шаха, может претендовать на престол. Во время бунта, произошедшего после царствования Хосрова Парвиза, два человека, не являющиеся потомками царя, заявили свои права на престол, однако, не будучи царского рода, они не смогли удержаться на троне. В эпоху раздоров, наступившей после царствования Хосрова Парвиза, дочери Хосрова Парвиза получили трон по той причине, что Шируйе, сын Хосрова Парвиза, умертвил семнадцать своих братьев, и эти две девушки были единственными непосредственными потомками шаха. Не следует смешивать огромную веру в кровь и происхождение с вопросом о правах женщины; царствование Пурандохт и Азармдохт, а также высшее образование, которое получали некоторые женщины из знатных сословий, не может служить мерилом для прав всех женщин того времени.

Кристенсен пишет:

«Исторические источники, которыми мы располагаем, ничего не сообщают об обучении девочек. Согласно предположению Бартоломе, образование девочек сводилось в основном к обучению основам домоводства. Кроме того, в одной из глав Авесты под названием «Баг» прямо говорится об обучении женщины ведению домашнего хозяйства. Впрочем, женщины из знатных семейств иногда получали весьма глубокие знания в науках.»

   В седьмой главе своей книги, в которой говорится о маздакитском движении, Кристенсен пишет:

«Характеристика положения женщин, сделанная нами на основании исследований Бартоломе, касающихся прав женщин в эпоху Сасанидов, содержит много противоречий. Причина этих противоречий заключается в том, что законное положение женщин претерпело некоторые изменения в течение эпохи Сасанидов. Согласно мнению Бартоломе, с научной и формальной точки зрения женщина в то время не являлась правовым субъектом, однако в действительности женщина в то время обладала несомненными правами. Древние представления сохранились в новых законах эпохи Сасанидов, и это является причиной внешнего противоречия. До того, как арабы мусульмане завоевали Иран, женщины Ирана, несомненно, пользовались правами и независимостью.»[267]

 

Уровень духовного развития

 

Если мы хотим выяснить уровень духовности и общую степень нравственности иранского народа того времени, мы не располагаем достаточными и прямыми свидетельствами, но из совокупности косвенных указаний можно сделать выводы о том, какими были характер и нравственность народа в то время.

Характер и менталитет бывает двух видов: врожденный и приобретенный. Врожденный характер народа включает в себя особенности его происхождения и территории. Подобно тому, как наследственность, а также природное и географическое окружение влияют на внешние особенности человека – цвет кожи, глаз, волос, особенности строения тела, они оказывают также большое влияние и на особенности менталитета, характера и внутренний мир народа, с той разницей, что фактор происхождения, то есть наследственность, вследствие смешения, межнациональных браков и переселений народов, может исчезнуть или измениться, тогда, как территориальный и географический фактор является относительно устойчивым. 

 Благожелательность и доброта, эмоциональность, гостеприимство, сообразительность и восприимчивость, достоинство и умение сохранять лицо являются теми особенностями, которыми вовсе времена славились иранцы.

Приобретенный менталитет зависит от уровня культуры, разумеется, культуры гуманной и духовной, а не промышленной и технической. С одной стороны приобретенный менталитет связан с видом обучения и воспитания, а с другой – с социальными устоями, традициями и обычаями, царящими в обществе. Влияние фактора обучения и воспитания оказывает непосредственное влияние, тогда как влияние фактора социальной среды является косвенным.

 Важной частью характера и нравственности народа является духовный отклик народа на события, которые происходят в социальной среде, в особенности, на обычаи и законы, которые управляют его жизнью.

С точки зрения врожденного, то есть наследственного и территориального менталитета иранцы занимали достойное место. С давних времен иранцы славились своими высокими качествами. Геродот, известный греческий историк 5-го века до нашей эры, который был уроженцем Малой Азии и которого называют отцом истории, привел относительно полное описание народа Ирана того времени. Характеристика иранского народа, данная Геродотом, включает как плохие, так и хорошие качества, однако можно сказать, что хорошие качества преобладают[268].

Ксенофонт, известный ученик Сократа, живший почти век спустя после Геродота, является одним из тех людей, который описали характер иранцев. Однако он, в отличие от Геродота, который описывал период расцвета Ирана, наблюдал период упадка в Иране и, сравнив менталитет и духовный уровень иранцев в эпоху Кира Великого с менталитетом и духовным уровнем иранцев в свою эпоху, он дал объяснение изменениям, произошедшим в уровне духовности иранцев в его время[269].

Если мы сравним врожденный характер иранцев с другими народами, несомненно, что если они не превосходят другие народы, то и не уступают им. Для того, чтобы избежать многословности, мы воздержимся от приведения некоторых характерных особенностей присущих иранскому духу, как хороших, так и плохих, о которых уже было сказано.

В исламских преданиях прославляются характер и духовный уровень иранцев, особенно в двух отношениях: первое – свободомыслие и терпимость, и второе – любовь к знаниям.

В Священном Коране говорится: «А если бы Мы ниспослали Коран на кого-нибудь из иноплеменников, они (арабы) никогда бы в него не уверовали»[270]. Имам Садек сказал: «Действительно, если бы Коран был ниспослан иранцам, арабы не уверовали бы в него. Однако он был ниспослан арабам, и иранцы уверовали в него, и в этом – мудрость иранского народа».[271]

Также Имам Садек сказал: «Тот, кто принял ислам по доброй воле, лучше того, кто принял ислам из страха. Лицемеры арабы приняли ислам из страха, и вера их не истинна, тогда, как иранцы приняли ислам по доброй воле»[272].

Абдулла Ибн Омар рассказывает о Великом Пророке, который сказал: «Во сне я видел стадо черных овец, в которое влилась большая группа белых овец. Люди спросили у него: «О, Пророк Аллаха, как ты истолкуешь этот сон?» Он сказал: «Этот сон означает, что иноплеменники будут участниками в вашей религии, а также в вашем роде и в вашей крови, то есть они примут вашу веру, смешаются с вами, и кровь их смешается с вашей. Люди с удивлением спросили: «О, Пророк Аллаха, иноплеменники примут ислам, а затем их кровь смешается с нашей?» Пророк сказал: «Да, если звезда веры закатится, иноплеменники обретут ее.»[273]

В заключение своей книги Кристенсен посвящает несколько страниц менталитету и духовному уровню иранцев. Он пишет:

«Иранский мир, в том виде, в каком его знали западные историки такие, как Аммиан Марцеллин[274] и Прокофий[275], описывая как положительные, так и отрицательные его качества, был с нашей точки зрения чистым аристократическим обществом. Только высшие сословия считались представителями этого общества и придавали иранской нации ее особый вид и облик.»

Комментарии Аммиана Марцеллина, подробно изложенные Кристенсеном, касаются знатного сословия знати и, естественно, низкие черты их нравственного облика во многом превосходят их высокие черты. Количество их положительных сторон невелико, поэтому нет необходимости приводить их здесь.

Кристенсен пишет:

«Арабские писатели возвеличивали и прославляли Сасанидскую империю, как образец политики государств Востока, и упоминали величие иранского народа.»

Там же он приводит отрывок из книги под названием «Холасат аль-аджаиб»:

«Все народы мира признавали превосходство иранцев, особенно в управлении государством, высокой технике ведения войн, ярком искусстве, кулинарных умениях, изготовлении лекарств, в искусстве ношения одежды, в основании областей, заботе о том, чтобы все находилось на своем месте, поэзии, искусстве переписки, ораторстве, силе разума, совершенстве чистоты и праведности, и восхвалении своих падишахов. Во всех этих сферах превосходство иранцев над другими народами мира было несомненным. История этого народа является образцом для тех, кто после них займется обустройством государства.»

Удивительно, что после этого Кристенсен пишет:

«В течение долгих веков иранцы сохраняли свое духовное лидерство среди исламских народов, однако их природная и политическая сила после падения Сасанидского государства весьма ослабела. Причиной этого ослабления, как полагают некоторые, заключается не в том, что ислам уступал персидской религии в прочности нравственных устоев, а в том, что одной из причин упадка иранской нации является «власть простого народа», которая была установлена вместе с исламом. Высшие сословия, постепенно смешавшись с другими сословиями, исчезли, и качества, которые отличали их, ослабели.»

Конечно, под природной силой, которую Кристенсен упоминает рядом с политической силой, понимается политическая этика, которая отличается от этики гуманизма. С точки зрения политической этики, то есть с той позиции, с которой смотрит Кристенсен, уничтожение высших сословий и ослабление их особых качеств, благодаря которым незначительное меньшинство, сосредоточив в своих руках власть и богатство, присвоило себе права подавляющего большинства и эксплуатировало его, создав на этой основе могущественное государство, вызывает сожаление. Однако, с позиции гуманности и с точки зрения человеческой этики, уничтожение правящего сословия и открытия пути для «власти простого народа» не только не может огорчать, а, напротив, радует.

Мы не располагаем точными сведениями в отношении того, каким было государство Сасанидов с точки зрения обучения и воспитания, и что лежало в его основе, однако каким бы оно ни было, оно могло осуществляться только посредством жрецов «хирбедов» Хирбеды обучали людей содержанию Авесты, ничем другим они не располагали.

Зеркалом, которое лучше всего может отобразить нравственное состояние людей той эпохи, являются социальные и семейные устои того времени. Гражданское общество, как и семья той эпохи, не представляло собой упорядоченное общество. Выше мы подробно рассмотрели оба этих вопроса.

В неупорядоченном обществе люди делятся на два сословия меньшинства и большинства: богатое и пользующееся всеми благами меньшинство и обездоленное и нуждающееся большинство.

Богатое и пользующееся всеми благами сословие, благодаря своему положению и состоянию, приобретает определенные черты характера, так же, как и обездоленное сословие обретает свой менталитет, однако менталитет ни того, ни другого сословия не будет носить упорядоченный и гуманный характер. В подобных обществах богатое сословие обычно является самодовольным, надменным, эгоистичным, капризным, бездеятельным, трусливым, нетерпеливым, не способным к сопротивлению, изнеженным, уязвимым, расточительным и любящим увеселения. Эти характеристики мы более или менее видим в описании Аммиана Марцеллина. В то же время в подобных обществах обездоленное сословие является пессимистичным, мстительным, недовольным, злобным, верящим в случайность, отрицающим гармонию и справедливость в мире.

Хотя историки не описывали простой народ Ирана той эпохи, однако, как правило, в подобных обществах другое сословие просто не может существовать.

В Иране взимался налог на душу населения. Однако те сословия, которые прежде других должны были подчиняться этому закону, были исключением. Ануширван, который пересмотрел налоговое законодательство и усовершенствовал его, все же «сделал исключение для знати, благородных, воинов, жрецов, писцов и других государственных чиновников»[276]. Очевидно, что эта дискриминация и привилегированность отдельных сословий стали причиной недовольства и склонности к бунту тех сословий, которые платили налоги».

Некоторые исторические события той эпохи дают в большей или меньшей степени возможность сделать вывод о духовном уровне простого народа.

Ибн Асир пишет:

«Когда Рустам Фаррохзад отправился на землю Междуречья для сражения с мусульманским войском, он встретил одного араба. Беседуя с Рустамом, тот выразил уверенность, что иранцы потерпят поражение. Рустам в шутку сказал: «Значит, мы должны знать, что с этого момента находимся в вашем распоряжении.» Араб сказал: «Ваши неправедные поступки предначертали вам такую судьбу.» Услышав это, Рустам пришел в ярость и отдал приказ убить араба. Рустам со своим войском достиг Бараса и занял его. Воины Рустама учинили грабежи имущества местного населения, бесчестили женщин, пьянствовали и чинили беспорядки. Народ начал роптать и Рустаму стали жаловаться на его солдат. Рустам произнес перед воинами речь, в которой сказал: «Иранский народ! Теперь я знаю, что слова араба, сказавшего, что наши неправедные поступки предначертали нашу роковую судьбу, правдивы. И я теперь убежден, что арабы одержат над нами победу, так как уровень их духовности и поведения гораздо выше нашего. Несомненно, что в прошлом Господь даровал вам победу над врагами, ибо вы были праведны, вы избавляли народ от притеснений и приносили ему добро. Теперь же, когда вы уже не те, что прежде, милость Божья, несомненно, покинет вас.»[277]

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!