Двадцать четвертое поколение    6 страница



4. Рабия Адвия. Эта женщина была родом из Египта или Басры. Она является удивительным для той эпохи человеком. Будучи четвертой дочерью в семье, она получила имя «Рабия»[708]. Следует отличать женщину по имени Рабия Адвия от Рабии Шамсии, которая также была сподвижницей; будучи современницей Джами, она жила в девятом веке. Рабии Адвии принадлежат возвышенные изречения и стихи, преисполненные стремления к Богу и повествующие об удивительных состояниях души. Она поведала интересную историю о встрече Хасана Басри и Малика Ибн Динара, а также еще одного человека. Рабия скончалась около 135 или 136г., а некоторые утверждают, что она скончалась в 180 или 185г.

5. Абу Хашем Суфи Куфи. Житель Сирии. Он родился в этой стране и провел там всю свою жизнь. Дата его смерти неизвестна. Известно лишь, что он был учителем Сафиана Сури, который скончался в 161г. По-видимому, он был первым человеком, которого называли «суфием». Сафиан сказал: «Если бы не было Абу Хашема, я не знал бы лицемерия».

6. Шакик Балхи. Ученик Ибрахима Адхама. Как повествуется в «Райханат аль-адаб» и других источниках со ссылкой на книгу Али Ибн Иса Арбили «Кашф-уль-гама», а также книгу Шабланджи «Нур аль-абсар», на пути в Мекку он встретился с Мусой Ибн Джафаром и поведал о множестве чудес, сотворенных им. Он скончался в 153, 174 или 184г.

7. Маруф Кархи. Его родиной является Карх в Багдаде, однако, судя по тому, что его отца звали Фируз, он, вероятно, был иранского происхождения. Этот человек пирнадлежит к числу известных суфиев и мистиков. Говорят, что его родители были христианами. Сам же он, благодаря Имаму Реза, принял ислам, а затем стал его учеником. Как утверждают сами суфии, многие дервишские ордена восходят к Маруфу Кархи, через него – к Имаму Реза, и далее – к имамам предшественникам и самому Пророку. По этой причине этот дервишский орден называют «золотым орденом». Как бы ни было, так утверждают сами члены этого ордена. Маруф скончался около 200 или 206г.

8. Фазиль Ибн Айяз. Родиной этого человека является Мерв, а сам он – иранец арабского происхождения. Рассказывают, что сначала он был разбойником. Однажды, когда он проник во двор чужого дома с целью ограбления, он услышал от человека, совершающего ночные молитвы аят из священного Корана, который взволновал его дух и заставил его раскаяться в своем образе жизни. Ему приписывают авторство книги «Мисбах аш-шария» и утверждают, что эта книга представляет собой сборник уроков, которые он брал у Имама Садека. Опытный исследователь хадисов последнего столетия Хадж Мирза Хусейн Нури в заключении к «Мустадарик» выражает доверие к этой книге. Фазиль скончался в 187г.

 

Третий век

 

1. Баязид Бистами (Тайфур Ибн Иса). Великий сподвижник и суфий. Его родиной является Бистам. Утверждают, что он был первым человеком, высказавшим идею о полном растворении и пребывании в Аллахе, поскольку Баязид сказал: «Я покинул свое тело, словно змея, сбрасывающая кожу». Ему принадлежат изречения, на первый взгляд противоречащие шариату, которые послужили причиной обвинения его в ереси. Сами суфии называли его «опьяневшим от вина познания». Это означало, что эти слова он произнес в состоянии, когда разум его находился в измененном состоянии. Баязид скончался в 261г. Некоторые утверждают, что он был водоносом в доме Имама Садека, однако это утверждение расходится с историческими данными, поскольку Баязид скончался до появления на свет Имама Садека.        

2. Башар Хафи. Он жил в Багдаде, но его предки были родом из Мерва. Прославленный суфий. Он также вначале нарушал Божьи законы, но затем раскаялся. Алламе Халли в книге «Минхадж аль-кирама» пишет о том, что раскаяние пришло к нему, благодаря Мусе Ибн Джафару. Поскольку раскаяние пришло к нему, когда он был босым, его стали называть Башар Хафи[709]. Некоторые исследователи указывают другую причину, благодаря которой он получил это имя. Башар Хафи скончался в 226 или 227г.

3. Сари Сакти. Он жил в Багдаде. Откуда он был родом, нам неизвестно. Он был другом и спутником Башара Хафи. Сари Сакти отличался чрезвычайным состраданием к творениям Божьим и готовностью к самопожертвованию. Ибн Халликан в «Вафият-уль-айан» пишет о том, что Сари однажды сказал: «Вот уже тридцать лет, как я прошу Господа простить меня из-за произнесенной мной когда-то фразы «хвала Аллаху». Его спросили: «Как же это случилось?» Он ответил: «Однажды ночью на базаре случился пожар. Я выбежал на улицу, чтобы посмотреть, сгорела моя лавка или нет. Когда мне сказали, что огонь не коснулся ее, я произнес: «Слава Аллаху». В тот же миг я понял следующее: пусть моя лавка не пострадала, но разве не должен был я подумать о других мусульманах?»

       Саади также упоминает об этой истории (в несколько измененном виде):

Случилась однажды в Багдаде беда

Почти пол-Багдада сгорело тогда

И кто-то промолвил: Аллаху хвала,

Что лавка моя сохранилась цела

«О, неразумный, - сказали в ответ

Взгляни: разве мало вокруг тебя бед?

По-твоему, пусть хоть весь город сгорел бы в огне

Лишь бы остался твой дом в стороне.

  Сари был учеником и известным муридом Кархи, а также учителем и дядей с материнской стороны Джанида Багдади. Ему принадлежит множество изречений, касающихся Единого Бога, любви Бога и других вопросов. Ему также принадлежит следующее изречение: «Суфий подобен солнцу, дарующему свой свет всему, что есть в мире; он подобен земле, несущей на своих плечах бремя добра и зла; он подобен воде, источнику жизни во всех сердцах; он подобен пламени, освещающему все вокруг». Сари скончался в 245 или 250г.

4. Харис Мухасиби. Его родиной была Басра, а сам он был другом и собеседником Джанида. Его прозвали Мухасиби[710] по той причине, что он, заботясь о своей душе, каждый день занимался подсчетом количества совершенных добрых и неблаговидных поступков. Он был современником Ахмада Ибн Ханбаля. Когда Ахмад Ханбаль, враждебно относящийся к богословию, узнал, что Мухасиби начал изучать эту науку, он разорвал с ним отношения, что вызвало неприязнь к нему со стороны людей. Харис скончался в 243г.

5. Джанид Багдади. Его родиной был Нахаванд. Суфии называют его «Сейд Ат-Таифа» «Глава ордена», подобно тому, как шиитские правоведы называют Шейха Туси «Шейх Ат-Таифа» «Шейх ордена». Джанид считается суфием умеренного толка, поскольку он, в отличие от других суфиев, никогда не произносил речей, прямо противоречащих шариату. Он даже не носил суфийскую одежду, а одевался как ученые и правоведы. Как-то ему сказали: «Надень власяницу хотя бы ради своих друзей». Он ответил: «Если бы я знал, что это принесло бы пользу, я носил бы рубашку из расплавленного металла, однако истина такова, что нет пользы во власянице, есть польза в огне сердца»[711]. Джанид был племянником и учеником Сари Сакти, и кроме этого – учеником Хариса Мухасиби. Говорят, он скончался в 297г. в возрасте девяноста лет. 

6. Зуннун Мисри. Он родился в Египте. Его учителем исламского права был известный правовед Малик Ибн Онс. Джами называл его главой суфиев. Он был первым человеком, который начал использовать особый символический язык при изложении вопросов, связанных с мистическим познанием Бога, для того, чтобы их могли понять лишь люди, знающие этот язык, а люди непосвященные ничего бы не поняли. Эта практика постепенно получила распространение среди других суфиев. Идеи облекались в стихотворную форму и зашифровывались символическими выражениями. Некоторые полагают, что благодаря Зуннуну достоянием исламского мистицизма и суфизма стали многие идеи неоплатонизма[712]. Зуннун скончался между 240 и 250 годами.

7. Сахль Ибн Абдулла Тустари. Известный мистик и суфий. Родился в Шуштаре. Суфийская секта, которая уделяет особое внимание личным усилиям человека при совершенствовании духа, в честь его имени носит название «сахлия». Его встреча с Зуннуном Мисри произошла в великой Мекке. Он скончался в 283 или 293г[713].         

8. Хусейн Ибн Мансур Халладж. Он родился в деревеньке Бейза, расположенной в окрестностях Шираза, но вырос в Ираке. Одна из наиболее противоречивых и неоднозначных фигур в исламском суфизме. Ему принадлежат многие изречения, входящие в прямое противоречие с шариатом. Он был обвинен в ереси, вероотступничестве и приписывании себе божественной природы. Правоведы признали его виновным в ереси, и во время правления Муктадира Аббасида он был казнен через повешение. Сами же суфии обвиняют его в разглашении тайн. Хафиз пишет:

Сказал взошедший на высокую виселицу

Вина его в том, что тайны разглашал.

       Некоторые считают его фокусником. Сами же суфии оправдывают его и утверждают, что изречения Халладжа и Баязида, содержащие ересь, были произнесены ими в измененном состоянии сознания, когда они были не в себе. Суфии называют его «шахидом», то есть принявшим смерть безвинно. Халладж был казнен в 306 или 309г. 

 

Четвертый век

1. Абу Бакр Шибли. Ученик и мурид Джанида Багдади, посещавший также и занятия Халладжа, известный суфий. Его родиной является Хорасан. В «Раузат аль-джаннат», а также в других книгах приводится большое количество его стихов и суфийских изречений. Ходже Абдулле Ансари принадлежат следующие слова: «Первым человеком, начавшим использовать тайный язык, был Зуннун Мисри. Упорядочив это искусство и усовершенствовав его, Джанид написал книги по этому искусству. Когда же пришла очередь Шибли, он возвел это искусство до небывалых высот». Шибли скончался между 334 и 344г. в возрасте восьмидесяти семи лет.

2. Абу Али Рудбари. Он ведет свой род от Ануширвана и происходит из рода Сасанидов. Будучи муридом Джанида, он изучил исламское право у Абуль-Аббаса Ибн Шариха, а гуманитарные науки – у Салиба. Его считали человеком, сведущим в исламском праве, суфийском пути самосовершенствования и науке познания истины. Он скончался в 322г.

3. Абу Наср Сарадж Туси. Автор известной книги «Аль-лам», древнего и пользующегося авторитетом труда по суфизму. Скончался в 378г. в Тусе. Многие шейхи суфийского ордена были его непосредственными учениками или же учениками его учеников. Некоторые утверждают, что гробница, находящаяся в Мешхеде, в нижней части улицы, известной под названием «Кабр-е пир-е паландуз»[714], является гробницей Абу Насра Сараджа («сарадж» означает «седельник»). С течением времени это слово изменило свою форму, превратившись в свой персидский эквивалент «паландуз».

4. Абульфазль Сархаси. Этот человек, который был родом из Хорасана, был учеником и муридом Абунасра Сараджа и весьма известного суфия Абусаида Абульхейра. Он скончался в 400г.

5. Абу Абдулла Рудбари. Этот человек является племяником Абу Али Рудбари и считается известным суфием Сирии. Он скончался в 369г.

6. Абу Талиб Макки. Своей славой этот человек обязан главным образом своему труду, посвященному мистицизму и суфизму под названием «Кувват аль-кулуб». Эта книга опубликована и принадлежит к древним и оригинальным суфийским текстам. Родиной Абу Талиба является иранская область Джабаль. Поскольку он долгие годы провел в Мекке, прославился под именем Макки. Он скончался в 385 или 386г.                

 

Пятый век

1. Шейх Абульхасан Харакани. Один из наиболее прославленных суфиев. Суфии приписывали его жизни удивительные истории. Например, они утверждают, что он посещал могилу Баязида Бистами и входил в контакт с его духом, который помогал ему разрешить его трудности. Мевляна пишет:

Абульхасан после смерти Баязида

Долгие годы неустанно посещал его могилу

Садился он и ждал, пока дух Баязида

Не приходил к нему и не помогал ему

       Мевляна часто упоминает его имя в «Маснави» и показывает, что испытывает к нему сильную привязанность. Говорят, что он встречался с прославленным философом Ибн Синой и известным суфием Абу Саидом Абульхейром. Он скончался в 425г.

2. Абу Саид Абульхейр Нишапури. Один из наиболее известных и прославленных суфиев. Ему принадлежат замечательные стихи. Его спросили: «Что есть путь суфия?». Он ответил: «Путь суфия заключается в том, чтобы излагать то, что в твоей голове, давать то, что в твоей руке и избегать того, что приходит к тебе». Он встречался с Ибн Синой. Однажды Ибн Сина пришел в собрание, где читал проповедь Абу Саид, говоря о необходимости деяний и последствий подчинения и прегрешения. Ибн Сина сочинил следующие строки, желая сказать этим, что мы полагаемся на милость Божью, а не на свои деяния:

Мы полагаемся лишь на милость твою

Не идем мы по пути подчинения и греховных деяний

Если пожелаешь ты, подаришь свою милость

Не пожелаешь – на все воля твоя

Абу Саид немедленно ответил:

О, не сотворивший добра, а сотворивший множество грехов

Моли после этого Бога о прощении

Не полагайся на милость, ибо никогда не будет так,

Чтобы дарилась она незаслуженно[715]

Слеудющие строки также принадлежат Абусаиду:

В день, когда Запад сойдется с Востоком

За тебя будут говорить твои дела

Стремись же к благим деяниям

Ибо в день Суда воздаяние будет равно твоим заслугам

Абусаид скончался в 440г. хиджры.

3. Абу Али Даккак Нишапури. Считается человеком сведущим в исламском праве и суфийском пути самосовершенствования. Он также был проповедником и толкователем Корана. Он проводил столько времени, скорбя, в молитвах, что его стали называть «Плачущим Шейхом». Он скончался в 405 или 412г.

4. Абульхасан Али Ибн Осман Хаджавири Газневи. Автор известной книги «Кашф аль-махджуб», которая была недавно опубликована. Скончался в 470г.

5. Ходжа Абдулла Ансари. Араб по происхождению и потомок великого Абу Айюба Ансари Сахаби.

Ходжа Абдулла – один из наиболее великих и пользующихся авторитетом суфиев. Он является автором изречений, ставших крылатыми, молитв и прекрасных стихов. Именно им он главным образом обязан своей славе. Ему принадлежат следующие строки:

«В детстве – ты мал, в молодости – пьян, в старости – немощен, когда же – почитаешь ты Бога?»

Это изречение также принадлежит ему:

«Сделать плохому человеку зло – уподобиться псу, делать доброму добро – уподобиться ослу, трущемуся о другого осла, делать злому добро – уподобиться Ходже Абдулле Ансари».

Эти строки также принадлежат ему:

Недостойно выделять себя среди себе подобных

И похваляться собой также недостойно

Следует учиться у зрачка

Искусству  видеть всех и не замечать себя

       Ходжа Абдулла родился в Герате, в этом же городе он скончался и был похоронен в 481г. По этой причине он прославился по именем «Пир-е Герат» «Шейх Герата». Ходжа Абдулла написал множество книг; наиболее известной из них является учебная книга пути самосовершенствования и наиболее совершенный труд по суфизму. Она называется «Муназиль ас-саирин». К этой книге написано множество комментариев.

6. Имам Абухамид Мухаммад Газали Туси. Он был одним из наиболее известных ученых в области гуманитарных наук. Он был главой школы «Низамие» в Багдаде и занимал высший духовный пост своего времени. Однако он чувствовал, что ни знания, ни посты не способны принести удовлетворения его душе. Он удалился от людей и занялся очищением духа. Десять лет он провел в Иерусалиме, избегая знакомых и погрузившись в себя. В это самое время он вступает на путь суфизма, и уже до конца жизни не занимает никаких постов и должностей. После периода подвижничества он написал известный труд «Ихия аль-улум». Скончался в 505г. в Тусе, в своем родном городе.

 

Шестой век

 

1. Айн Аль-Кадат Хамадани. Один из наиболее возвышенных суфиев. Он был муридом Ахмада Газали, младшего брата Мухаммада Газали, который также был суфием. Ему принадлежит множество книг. Он является автором замечательных стихов, которые не лишены высказываний, противоречащих шариату. В конце концов, он был обвинен в ереси и убит. Тело его сожгли, а пепел развеяли по ветру. Это произошло около 525 или 533г.

2. Санаи Газневи, известный поэт. Его поэзии присущ глубокий мистицизм. Многие его изречения приводятся и комментируются Мевляна в «Маснави». Он скончался в первой половине шестого столетия.

3. Ахмад Джами, известный как Женде Пиль. Прославленный мистик и суфий. Его могила известна и находится в Тарбат Джаме (неподалеку от ирано-афганской границы). Он является автором следующих строк, повествующих о страхе наказания и надежде вознаграждения:

Не гордись, ведь иногда пройти по камням пустыни

Не в силах кони даже самых доблестных мужей

Не отчаивайся, когда видишь, что пьяные гуляки

Распевая песни, достигают совершенства

Ему также принадлежит следующее изречение, повествующее об умеренности:

       Не будь подобен топору, что целое крошит,

       Не будь подобен и резцу, его усилия тщетны,

       В деле жизни учись у пилы

       Что-то тяни к себе, а что-то отдавай.

4. Абдулкадир Гиляни. Он родился на севере Ирана, вырос в Багдаде и там же был похоронен. Некоторые полагают, что его родиной является Джиль в окрестностях Багдада, а не Джилян (Гилян). Одна из противоречивых фигур в исламском мире. Он является основоположником суфийского ордена кадиритов. Его гробница в Багдаде широко известна. Один из тех людей, о чьих благородных поступках много рассказывается. Он родом из племени хасани. Скончался в 560 или 561г.

5. Шейх Рузбахан Бакали Ширази, известный как Шейх Шатах[716]. Это имя он получил потому, что ему принадлежат многие изречения, противоречащие шариату. Недавно, благодаря усилиям востоковедов, увидели свет некоторые его книги. Этот человек скончался в 606г.

 

Седьмой век

       Этот век подарил миру множество выдающихся суфиев. Мы приведем имена некоторых из них, в соответствии с датой их кончины:

1. Шейх Наджмиддин Кубра Хорезми. Прославленный мудрец и суфий. Основоположник множества суфийских орденов. Он был учеником, муридом и зятем Шейха Рузбахана Бакали Ширази. У него было множество учеников и воспитанников, в том числе Бахааддин Велед, отец Мевляна Руми. Он жил в Хорезме. В то время на город напали монголы. Перед нападением они послали весть Наджмиддину Хорезми о том, что он и его семья может покинуть город и таким образом спастись. Наджмиддин ответил: «Я был с этими людьми в спокойные дни. Я не покину их и в трудный час». Как и подобает благородному мужу, вместе с другими воинами он сражался с оружием в руках, пока не погиб. Это произошло в 616г.

2. Шейх Фаридаддин Аттар Нишапури. Один из наиболее прославленных суфиев. Автор прозаических и поэтических сочинений. Его труд «Тазкират аль-аулия», посвященный жизнеописанию суфиев и мудрецов, который начинается жизнеописанием Имама Садека и заканчивается жизнеописанием Имама Бакира, относится к числу исторических источников, пользующихся большой ценностью у востоковедов. Помимо этого, его произведение «Разговор птиц» представляет собой шедевр суфизма.

Мевляна говорит о нем и Санаи:

Аттар был духом, а Санаи – его очами

Мы же – только последователи Санаи и Аттара

Также он сказал:

Семь городов любви прошел Аттар

Мы же все еще находимся в маленьком переулке

Мевляна говорит о семи городах любви, подразумевая семь этапов на пути суфия, которые описывает сам Аттар в «Разговоре птиц».

Махмуд Шабистари пишет в «Гольшан-е раз»:

Я не стыжусь того, что я поэт

Ведь такой поэт, как Аттар, рождается раз в тысячу лет

Аттар был учеником и муридом Шейха Муджададдина Багдади, одного из учеников и муридов Шейха Наджмиддина Кубра, кроме этого он имел возможность слышать слова Кутбиддина Хейдара, выдающегося деятеля того времени, который покоится в Тарбат Хейдарие – городе, в котором жил.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!