II. Работа над новым материалом



Сообщение темы, постановка цели урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем работать с художе­ственными текстами, наблюдать над тем, какие богатые воз­можности имеет слово. И наша с вами задача — не просто увидеть картину, нарисованную словами, но и учиться са­мим передавать эти картины при чтении особой интонаци­ей. Сегодня мы будем читать про другое животное — ло­шадь.

2. Беседа о лошади

Учитель. Видели ли вы это животное? Опишите, какое оно.

(Дети описывают лошадь своими словами. Учитель на доске вслед за детскими высказываниями записывает сло­ва, характеризующие лошадь: «красивая», «стройная», «доб­рая», «быстрая», «резвая», «преданная», «труженица».)

Учитель. Вот какой славный портрет лошади у нас по­лучился! И поэты Д. С. Самойлов и Н. А. Некрасов тоже нарисовали портреты лошади в своих стихотворениях. Се­годня мы будем их читать. Но, чтобы лучше понять тексты, вначале познакомимся со словами из раздела «Предвари­тельное чтение».

Работа по разделу «Предварительное чтение»

Учитель. Сначала прочитаем слова 1-й группы: это мно­госложные слова и труднопроизносимые из-за того, что в них согласные стоят рядом, группой. Такие слова мы про­читаем сначала по слогам, затем слитно.

(Дети прочитывают слова хором.)

Учитель. Слова 2-й группы составляют цепочки. К ним мы обратимся в процессе чтения стихотворений. А вот зна­чение слов 3-й группы мы сейчас уточним.

(Дети читают цепочки слов и вместе с учителем выясня­ют значение незнакомых слов.)

Чтение стихотворения Д. С. Самойлова

Учитель. А сейчас мы прочитаем первое стихотворение и посмотрим, все ли вы рассказали о лошади. Есть ли вавторском тексте то, что вы не заметили? Читать будете самостоятельно с карандашом в руках: ваша задача — вы­делять слова, которыми автор рисует лошадку.

Повторное чтение стихотворения вслух с анализом

(Дети читают текст медленно, по строчкам, выделяют сло­ва, рисующие портрет лошади. Учитель записывает слова на доске во второй столбик, рядом с первым. Попутно ведет­ся работа над уточнением отдельных слов и выражений. Для лучшего восприятия текста учитель прикрепляет к доске картинку или фотографию с изображением лошади.)

Учитель. Как понять слова первых двух строк? Что хо­тел'сказать автор словами: «Как бывает прекрасна лошадь»?

Ученик. То, что все лошади прекрасны и некрасивых небывает.

Учитель. А теперь посмотрите на фотографию лошади. Скажите, какие же черты во внешности животного автор хотел подчеркнуть, сравнивая ее шею с рукой балерины?

Ученики. Гибкость, изящность, грациозность.

Учитель. А еще какие сравнения вы найдете в тексте?

Ученик. «Уши, словно чуткие листья».

Учитель. Что этим хотел сказать автор о лошади?

Ученик. То, что она слышит малейший шорох, настора­живается и шевелит ушами. Точно так же и листья на де­ревьях при малейшем ветерке шевелятся.

Учитель. Но почему именно «листья»? Мало ли на све­те других предметов, улавливающих малейшие звуки и шорохи?

Ученики. — А потому, что и по форме уши похожи на листья.

— А еще они такие же нежные.

Учитель. А теперь смотрим дальше: с чем сравнивает автор ноздри лошади? Почему?

Ученик. Может быть, потому, что они такие нее мягкие, теплые и ворсистые, как и замша.

Учитель. А вы хотите ощутить прикосновение ноздрей лошади, которые словно из замши?

(Учитель дает в руки лоскутки замши, и дети поочередно прикасаются ими к своей щеке.) Учитель. Что же вы ощутили? Ученики. Тепло! Нежность! Ласку! Мягкость! Учитель. Ну а теперь давайте посмотрим, какая же ло­шадь у Самойлова?

(Дети читают слова-характеристики из второго столбика на доске: «прекрасная», «гибкая», «изящная», «грациоз­ная», «бархатистая», «мягкая», «нежная», «ласковая», «добрая», «чуткая».)

Учитель. Вот видите, какой прекрасный портрет лоша­ди нарисовал нам Д. С. Самойлов. А теперь давайте срав­ним его с первоначальным описанием лошади по вашим рас­сказам до того, как вы прочитали текст. Какой портрет ярче и живописнее?

Дети. Конечно, второй!

Учитель. Теперь вы видите изобразительные возможно­сти авторского слова!

6. Чтение отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Учитель. А сейчас вы прочтете стихотворение другого русского поэта — Н. А. Некрасова. Оно также не имеет за­главия: это отрывок из большой поэмы «Мороз, Красный нос». Прочитав его, вы будете сравнивать описания лошади в первом и втором стихотворении: похожи они или нет.

7. Сопоставительная работа после чтения

Учитель. Похожи или нет изображения лошади в сти­хотворениях Д. С. Самойлова и Н. А. Некрасова?

Дети. Нет, не похожи.

Учитель. Какой же вы представляете себе вторую ло­шадь? Такой же прекрасной, как и первая?

Учащиеся. — Нет! Понурой!

— Грустной!

— Измученной!

— У нее впалые бока: она худая.

Учитель. А почему она такая? Обратимся к тексту и найдем ответ на этот вопрос.

(Ребята читают стихотворение по частям. Учитель обра­щает внимание на слова и выражения, показывающие при­чину, которая превратила прекрасное по своей природе животное в немощную, захудалую скотину. В процессе ра­боты над текстом учитель отсылает детей к цепочке слов второй группы из раздела «Предварительное чтение», что­бы ребята лучше поняли смысл таких слов, как «запряжен­ный», «измучась», «кладь», отталкиваясь от производных им родственных слов.)

Учитель. А теперь давайте прочитаем текст начиная с четвертой строки. К кому обращается поэт: «Возил ты тя­желую кладь»?

Ученик. Он обращается к лошадке.

Учитель. Найдите еще слова в стихотворении, в кото­рых есть прямое обращение автора к лошади.

Ученик (находит). «Видна на боках твоих впалых...»

(Учитель обращает внимание детей на то, что автор вы­ходит на прямой разговор с животным не случайно: он как бы извиняется и оправдывается перед ним за то, что чело­век довел его до такого жалкого состояния изнурительным трудом, голодом и кнутом.)

Учитель. А теперь давайте прочитаем с доски слова, которые характеризуют портрет некрасовской лошади: «по­нурая», «грустная», «измученная», «худая», «жалкая», «забитая», «неухоженная».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!