XIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• русская народная песня «Как у наших у ворот»;
• романс А. Гурилева «Колокольчик»;
• русская народная песня «Ах вы, сени мои, сени».)
Тема: Народность в музыке
Цели: продолжить анализ разновидностей народной музыки; завершить разучивание народной песни; познакомиться с использованием народной музыки композиторами; провести концертное слушание романса; повторить термин «концерт».
Планируемые результаты: учащиеся научатся нужным приемам исполнения песни, игры на народных инструментах, сочетать пение с музыкальной игрой; повторят признаки сходства и различия разных песенных жанров.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание финала 1 -го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение русской народной песни «Ах вы, сени, мои сени».
Оформление доски: репродукция картины В. Васнецова «Гусляры»; портреты композиторов П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением музыкальных инструментов народного оркестра и шумовых инструментов. Для слушания колокольных звонов понадобится специальная фонограмма.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Повторяют распевания на начальные фразы русских народных песен «Светит месяц» и «Как у наших у ворот».
|
|
Разучивают новое двухголосное распевание «Солнце» (автор М.А. Давыдова.))
Солнце, к нам
(До (четв.), ре (четв.), ми (полов.).)
В дом войди.
(Ми (четв.), фа (четв.), соль (полов.).)
Будет день
(Соль (четв.), фа (четв.), ми (полов.).)
Впереди.
(Ми (четв.), ре (четв.), до (полов.).)
Солн-це, к нам в дом вой-ди. Бу-детдень впе-ре-ди.
(Сначала распевание разучивают и поют в унисон от разных шуков. Пробным может быть исполнение без сопровождения.
Потом педагог предлагает спеть распевание в форме канона. Класс делится на две группы: 1 -я исполняет 1-ю фразу и продолжает петь далее до конца, 2-я — начинает петь спустя фразу, образуя тем самым двухголосие в терцовом сочетании.
Распевание в форме канона поют несколько раз от разных звуков, группы меняются ролями.
Учитель просит контролировать плавное, протяжное исполнение упражнения с продолжительными окончаниями каждой фразы.
Повторяют упражнение «Дыхание под счет». После повтора педагог просит добавить в это упражнение движения: на вдох руки поднимают вверх, на выдох медленно опускают вниз. Упражнение с подниманием и опусканием рук школьники могут выполнять, стоя в проходах между рядами.
Повторяют скороговорку «Янтари» на едином вдохе, с разной динамикой, с четким произнесением согласных.)
|
|
II. Работа с тетрадями - запись темы урока
На прошлом занятии вы знакомились с разными примерами народной и авторской музыки. Сегодня вы продолжите работу в этом направлении, запишите в тетрадях тему урока: «Народная музыка».
— С какой народной музыкой вы встретились на прошлом уроке?
— Какие характеры бывают у колокольных звонов?
— В какой авторской музыке, которую вы слушали, звучат колокола?
III. Актуализация знаний
Колокольные звоны
В народе с любовью и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний. Праздничный колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристым, то малиновым. Вот послушайте, какие разнообразные были звоны.
(Слушание фонограммы, показ слайда с изображением звонницы.)
Для колоколов стали строить специальные помещения — звонницы. В звонницах вывешивали колокола разного размера, каждый пел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие и массивные и звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие, изящные пели нежно да звонко.
|
|
А еще люди начали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен.
— Где находится самая известная колокольня в России? (На территории Московского Кремля.)
Она называется колокольней Ивана Великого. И самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, тоже находится в Московском Кремле. Его так и называют — Царь-колокол. Весит он 200 т. (Показ слайда с изображением Царь-колокола.)
Всех, кто приходит на экскурсию в Московский Кремль, колокол удивляет своими размерами. Музыканты, которые играли на колоколах, были большие мастера своего дела — для каждого события придумывали свой звон, и каждый звон имел свой характер и значение, нес особое настроение. Звон, который торжественно рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест», по праздникам плыл в небе «красный звон», т. е. красивый, а ежедневный звон — будничный перезвон.
Но как можно было запомнить звоны, как их записать? Нотной записи тогда не существовало. Чтобы легче было запомнить колокольные перезвоны, разнообразную колокольную музыку, звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят под тот или иной звон. Послушайте, какие существовали попевки.(Педагог демонстрирует мелодии разного ритма, подыгрывая себе колокольчиками.)
|
|
«Пеки блин — дров нет, пеки блин — дров нет» — этот звон ныл медленным, четвертными и половинными нотами. Второй шон более подвижный: «А мы вас обокрали, а мы вас обокрали». 11аконец, последний звон исполнялся скороговоркой: «А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем». Вот как они звучали целым оркестром. Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, один из колоколов на колокольне Ивана Великого назывался «Медведь», а другой — «Ревун».
— Как вы думаете, какими голосами звонили «Медведь» и «Ревун»? (Ответы детей.)
Правильно, низкими, громкими, тяжелыми. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда ют угрожал русской земле. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого, потому что с нее днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. При какой-либо угрозе позорные били в большой колокол. Голос колокола возвещал об опасности.
— Всем нам хорошо известна народная песенка о том, как загорелся кошкин дом. Кто напомнит ее начало? (Ответы детей.)
Верно, она начинается словами «Бом-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом». Обратите внимание: начальные слова «бом-бом» имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре.
2. «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского - слушание музыки
Послушайте начало знакомой вам увертюры композитора М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Это вступление к одной из опер композитора. Представьте себе, как в театре под звуки этой музыки раскрывается занавес и перед зрителями предстает пейзаж раннего летнего утра. Над рекой поднимается густой туман и обволакивает все вокруг. Но среди этого тумана мы слышим удивительные звуки, которые передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок. А самое главное — перезвон колоколов. Богата была на монастыри и храмы русская столица. И почти каждый храм имел свои колокола. Их голоса, сливаясь в едином порыве, создавали удивительный ансамбль, который попытался отразить композитор звуками симфонического оркестра.
(Слушание начального отрывка из увертюры М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».)
— Какая картина предстала в вашем воображении, пока звучала увертюра М.П. Мусоргского?
Вы услышали могучее тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!