IV. Песни и романсы - повторение, исполнение



— Следующий пункт нашего путешествия называется «Няни­ны сказки».

(Педагог переставляет шмеля в нужное место.)

— Что вы знаете о няне А.С. Пушкина? Разве няня Пушкина сочиняла музыку? (Ответы детей.)

Пушкин посвятил своей няне Арине Родионовне немало сти­хов, в которых ласково называет ее подругой, голубкой. Благодаря своей нянюшке Пушкин записал сюжеты многих народных ска­зок. А стихи, которые он ей посвятил, стали песнями.

— Предлагаю перейти в следующий пункт на нашей карте — «Лицейская дружба».

Пушкин получил хорошее образование. Он окончил лицей, где в годы учебы и начал сочинять стихи. Есть одно стихотворение Пушкина о его няне, которое вы все хорошо знаете. Начнем его читать все вместе.

(Класс и педагог читают начало стихотворения «Зимний ве­чер».)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,                         

 To, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

— Почему это стихотворение оказалось очень музыкальным? (На его слова написано сразу несколько романсов.)

Верно, и музыку к одному из романсов сочинил друг Пуш­кина, с которым он вместе учился в лицее, — Михаил Яковлев. Давайте послушаем романс «Зимний вечер» и споем его.

В гости к Пушкину, который находился в ссылке в селе Михайловское, чтобы скрасить длинные зимние вечера, приезжали его друзья по лицею. Добираться до места на лошадях по зимней дороге, проводя по многу часов в санях, было нелегко. Вот как описывал зимнюю дорогу сам поэт. (Педагог читает начало стихотворения А.С. Пушкина «В поле чистом серебрится...».)

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки,

Звуки песни удалой.

Сейчас наш шмель перелетает в новую точку музыкальной страны — «Зимняя дорога». Вы слушали народную песню «Зимняя дорога» на слова А. С. Пушкина.

— Вспомните ее и вместе со слушанием музыки спойте.

V. Слушание музыки, штрихи - повторение

— Какое время года АС. Пушкин любил больше всего? (Осень.)

— Какие музыкальные произведения, в которых говорится об осенних пейзажах, вы слушали? (Пьесы П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке».)

— Послушайте пьесу «Октябрь. Осенняя песнь», покажите руками движение ветра и листопад. (Прослушивание начальных тактов пьесы.)

— Настала очередь второй пьесы - «Ноябрь. На тройке». Пусть наша поездка на тройке станет похожа на настоя­щую — помогите звону бубенцов игрой на треугольнике, колокольчиках и погремушках.

(Педагог раздает инструменты, проводится прослушивание пьесы с подыгрыванием.)

Теперь шмель перелетает в следующую точку на карте, и мы оказываемся в музыкальной сказке под названием «Сказка о царе Салтане». Оперу на сюжет этой сказки написал великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Одно из самых известных мест оперы — отрывок под названием «Три чуда». Ребята, вы по­мните, какие чудеса там совершает лебедь. Первое чудо — белочка. (Педагог открывает страницу книги с нужной иллюстрацией и читает отрывок.)

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли, в огороде».

— Послушайте, как музыка нарисует вам эту волшебную бе­лочку. Какой музыкальный инструмент исполнит ее глав­ную партию? (Флейта.)

— Какой музыкальный штрих вы бы избрали для создания портрета белочки — легато, нон легато, стаккато? (Конечно, стаккато.)

«Стаккато», «стаккато» — короткие звуки

Доносятся ясно, как будто бы руки

Их стук отбивают отрывисто, четко,

И ноги запрыгали в острой чечетке.

М. Давыдова

А еще вы услышите в мелодии напев русской народной песни, упомянутой Пушкиным, - «Во саду ли, в огороде». Споем начало этой песенки вместе со мной.

(Класс вспоминает напев.)

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

(Слушание отрывка «Белка».)

— Прослушаем отрывок о втором чуде этой сказки. (Педагог открывает страницу книги с нужной иллюстрацией и читает отрывок.)

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

В этом отрывке из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» мы услышим призывный голос трубы, она возве­стит о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразит их тяжелую богатырскую поступь. Богатыри идут издалека, и музыка будет звучать чуть слышно. Но постепенно она начнет усиливать­ся — это богатыри подходят все ближе и ближе. А потом они вновь уйдут в морские волны, и музыка постепенно станет тише. (Слушание отрывка «Богатыри».)

- С помощью какого музыкального штриха композитор на­рисовал образ богатырей — легато, стаккато или нон легато? (Нон легато.)

Раз-два, четким шагом,

Дружно всем отрядом

Отобьем, ребята,

Штрих мы «нон легато».

М. Давыдова

Последнее чудо в этой сказке - лебедь, который превратился в прекрасную царевну: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Вот мы и послушаем музыку, рисующую Царевну Лебедь.

(Педагог показывает иллюстрацию в книге иди репродукцию картины М. Врубеля «Царевна Лебедь».)

— Каким музыкальным штрихом будет нарисована Царевна Лебедь? (Легато.)

На море легко ветерочек играет

И волны чуть-чуть над водой поднимает,

И если мы спеть это в песне хотим,

 Конечно, «легато» к нам в класс пригласим.

М. Давыдова

Сначала композитор показывает нам образ птицы, плывущей по волнам: звуки оркестра рисуют всплески воды, которую стря­хивает с себя лебедь. А потом мы услышим, как мелодия станет похожей на привольную русскую песню. Это тот момент, где пти­ца обернется прекрасной девушкой. (Слушание отрывка «Царевна Лебедь».)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!