Александр Невский в Великом Новгороде



Под колокольный перезвон входят ребята — парень и девушка, потом вбегает горожанин.

Горожанин. Слушайте меня, люди вольные, новгородцы. Пришла на Русь беда великая. Злые крестоносцы явились из неметчины и захва­тили Псков, бесчинствуют, не щадят ни старого, ни малого. Что будем делать?

П а р е н ь. А что тут долго думать? Соберем войско! Неужто не сумеем врагам ответить по-русски!

Горожанин. Верно, новгородцы. Только вот беда — нет у нас доб­рого предводителя. Тот воин и славен, да стар, а другой храбр, да слиш­ком молод. Долго думали мы со старшинами и решили призвать править войском нашим князя Александра по прозвищу Невский.

Парень. Что за полководец такой выискался? Из каких будет?

Девушка. Молчи уж, невежда. Нынче каждый об Александре слы­шал. И двух лет не прошло, как выиграл он сражение на реке Неве. О том в народе даже песни складывают.

А и было дело на Неве-реке, На Неве-реке, на большой воде. Там рубились в войске воинском За великую землю русскую. За собою войско вел Александр. Были силы в войске богатырские. Как налево махнут — станет улица, А направо махнут — переулочек. Не уступим мы землю русскую, Кто придет на Русь, будет побежден.

Горожанин. Да вот он и сам к нам пожаловал. Расступись, народ, дай дорогу полководцу.

(Входит Александр Невский.)

Парень. Прихожанина полководцем ставят новгородским ополче­нием управлять! Где это видано! Не хотим Александра! Не люб ты нам! Не люб!

Александр. Не полюбовником пришел я к тебе, господин Ве­ликий Новгород! А пришел из-за того, что беда на Русь надвинулась. И не время сейчас спорить, кто кому люб. Будет войско — поведу его. Там, у Вороньего камня и врагов встретим, отпор держать станем. Бу­дем делать три полка, а один полк — засадный. Коли заманим шведов в тяжелых доспехах на наш бой рукопашный, так тем полком засадным и ударим.

Горожанин. Правду говорит князь.

Парень. Ай да Невский! Собирай полки! Веди нас, Ярославич. (Вручает князю меч.)

Александр. На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу! Бей, колокол новгородский, созывай народ под знамена русские. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля.

(Класс исполняет хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский», после чего исполнители кланяются и садятся на свои места.)

— В какой музыке — авторской или народной — вы слушали сейчас колокольный звон?

— Как называется музыка, в которой говорится о народных героях России, о ее защитниках? (Героическая.)

Послушайте, как в стихах поэты говорят о любви к Родине.

Россия начиналась не с меча Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась...

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

...И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала,

Ведь доброта сильнее, чем война,

Ведь бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Э. Асадов

Музыка какого характера лучше подойдет к данным стихам? (Героическая, патриотическая.)

VII. Колокольные звоны - расширение понятия

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сей­час специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного вида народ­ного искусства. Чаще всего такие праздники проходят в городах, которые входят в Золотое кольцо России: в Суздале, Владимире, Ростове Великом. Тогда целый день в городах звучат колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

Колокола России

Слышу вас, колокола,

Над землею,

Против горя, против зла

Вы со мною.

Сколько веры и тепла!

Сколько силы!

До чего же вам мила

Мать-Россия!..

Собирает он народ воедино

И на подвиги зовет

Исполина.

А вослед ему звучат

Говорливы

Колокольчиков-внучат

Переливы...

И для жизни собирай

Снова силы,

Й сражайся, и страдай

Для России.

К Шкловский

VIII. Слушание музыки

У меня на столе вы видите колокола совсем маленькие. Они сделаны для того, чтобы прикреплять их к лошадям, запряженным в ямщицкие повозки. Поддужные колокольцы прикреплялись к дуге конной упряжки, подшейные украшали лошадиную сбрую. А еще изготовляли круглые закрытые колокольцы в виде шари­ков, которые назывались бубенчики. Самыми знаменитыми были колокольчики, которые делали в городе Валдае, что расположен на полпути из Москвы в Петербург. Об этих колокольчиках даже сложена народная песня.

Вот мчится тройка почтовая

По Волге-матушке зимой,

И колокольчик - дар Валдая —

Звенит уныло под дугой.               

Звоном валдайских колокольчиков восхищался А.С. Пушкин, а люди, заслышав их голос, заранее знали: едет тройка лошадей -то ли почту, то ли гостей везет. О дорожных колокольчиках рус­скими композиторами написано немало песен и романсов. Сейчас прозвучит романс композитора А. Гурилева, который так и назы­вается - «Колокольчик». Запишите в тетрадях название романса и фамилию композитора: «Романс "Колокольчик", композитор А. Гурилев».

— Какая музыка в этом романсе? (Нежная, волнующая, ласко­вая, тревожная, мелодичная.)

— Какая форма романса? (Куплетная.)

— В каком музыкальном жанре написан этот романс? (В жанре вальса.)

- Что ещё, кроме пения, было в этом романсе? (Музыкальное вступление).

- Запомните слова начала этого романса.

(Педагог читает слова, школьники их запоминают).

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога клубится слегка,

И уныло по ровному полю

Разливается песнь ямщика.

И. Макаров

— Послушайте, какая простая мелодия у этого романса. (Педагог показывает напев романса, школьники его разучи­вают и поют начало произведения.)

IX. Разучивание новой песни

— Отгадайте название русской народной песни по ее мелодии. (Школьники угадывают песню «Ах вы, сени, мои сени».)

— Запишите в тетрадях название произведения: «Русская на­родная песня "Ах вы, сени, мои сени"».

— Что такое сени? (Вход в крестьянскую избу, тамбур, говоря современным языком, прихожая в доме.)

(Педагог исполняет 1-й куплет песни.)

— Приходилось ли вам раньше слышать эту песню?

— Какой характер этой песни?

— К какому жанру русских народных песен она относится? (Игровая, плясовая.)

(Разучивание 1-го куплета.)

1. Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои, Сени новые, кленовые, решетчатые.

— Чтобы лучше передать задорный характер песни, надо очень четко выговаривать слова и выделять голосом сильные доли в словах «нОвые», «кленОвые».

(Педагог показывает правильное исполнение куплета с ак­центами.)

— Постарайтесь исполнить эту песню в нужном характере. (Куплет исполняется 2—3 раза.)

В следующем куплете в двух словах — новые и кленовые — бу­дет изменено ударение. С таким изменением вы уже встречались ранее в других песнях. Эти слова придется исполнить, делая уда­рение в окончаниях — новые и кленовые. Произнесите эти слова с нужным для песни ударением.

2. Выходила молода за новые ворота, За новые, кленовые, за решетчатые.

— Объединим вместе 1-й и 2-й куплеты. (Два куплета поют в среднем темпе.)

— Послушайте и запомните слова 3-го куплета. Здесь также будет непривычное ударение в слове «сокола», надо произ­нести его с ударением на последнем слоге — сокола

3. Выпускала сокола из правого рукава. Ты лети, лети, соколик, высоко и далеко.

— Какие музыкальные инструменты подойдут для сопрово­ждения этой песни?

Исполните выученные три куплета в сопровождении народных инструментов — ложек, погремушек, трещоток, бубна. Сильным звуком подчеркивайте ударные слоги в песне, в остальных случаях звуки ваших инструментов должны быть тихими, при­глушенными, чтобы не заглушать пение.

— Теперь я прошу вас исполнить песню в нужной динамике. С каждым куплетом сила звука будет нарастать. Начните пение на динамике «пиано». Что означает это слово? (Тихо.)

Второй куплет — «меццо-пиано». (Не очень тихо.) И третий куплет — «меццо-форте». (Не очень громко.)

X. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают текст для вокальной импровизации, разбирают характер текста и соответствующие ему средства музыкальной выразительности, после чего демонстрируют свои сочинения мелодии.)

Снег пушистый повалил,

Землю густо забелил.

Для веселья, для игры

Лучше зимней нет поры.

Б. Асатрян

XI. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Какой характер у народных лирических песен?

— Какой жанр песни «Ах вы, сени, мои сени»?

XII. Рефлексия

— Что означает выражение «музыкальная динамика»? (Сила музыкального звука.)

— Какие вы знаете обозначения музыкальной динамики?

— Как менялась динамика в скороговорке «Янтари»?

— Как менялась динамика в новой песне?

— Какие народные песни вы сегодня исполняли?

— Какую авторскую музыку вы сегодня слушали?

— Было ли в хоре «Вставайте, люди русские!» проявление на­родности? В чем оно заключалось? (В использовании коло­кольного звона.)

— В состав какого оркестра входит инструмент колокола?

— Какие русские народные инструменты вы знаете?

— Как называется оркестр, в который входят все эти инстру­менты? (Оркестр русских народных инструментов.)

— Чем отличаются по приемам игры балалайка и свирель?

— Чем отличаются по приемам игры рожок и гусли?

— Каким приемом играют на бубне и ложках?

— Как называются музыкальные инструменты, из которых извлекают звук, ударяя по ним?

— Какие вы еще знаете ударные музыкальные инструменты? (Барабан, кастаньеты, тарелки.)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!