X. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• песня «В путь» композитора Ф. Шуберта;
• хор «Девицы, красавицы» композитора П.И. Чайковского;
• народный напев частушек.)
Тема: Народные праздники. Троица. Тест № 1
Цели:провести повторение выученных песен и частушек; исполнить песню-поздравление; повторить правила двухголосного пения; сделать анализ пьес, определив музыкальный характер образов; творческая работа — создание индивидуальных проектов.
Планируемые результаты:учащиеся научатся двухголосному исполнению распеваний; приобретут выносливость во время долговременной певческой работы; запомнят лейтмотивы музыкальных сочинений, особенности творческих приемов одного композитора в его разных сочинениях; отработают манеру пения частушек; познакомятся с темами проектов.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание песни «В путь» композитора Ф. Шуберта, выходят из него после урока под собственное исполнение хора «Девицы, красавицы» композитора П.И. Чайковского.
Оформление доски: репродукции с изображением народных гуляний, вида Венеции; портреты композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Ф. Шуберта; плакат с записью текста для вокальной импровизации.
Ход урока
I. Музыкальная разминка, повторение правил певческой позиции
(Повторяются распевания, которые школьники разучивали и повторяли в течение II четверти.)
|
|
II. Народность в музыке - повторение понятия
— Как может проявляться народность в авторской музыке?
— На прошлом уроке вы слушали отрывки из оперы композитора П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Кто может вспомнить названия этих отрывков?
— Послушайте основные мелодии хоров «Уж как по мосту, мосточку» и «Девицы-красавицы», спойте их вместе со мной.(Повторение лейтмотивов и текстов хоров.)
— Теперь послушайте эти хоры в записи. Прошу вас подпевать исполнителям. Обратите внимание на художественные особенности этих двух отрывков.
— Что общего у этой музыки? (Создана одним композитором, звучит в одной опере.)
— В чем разница между этими двумя хорами?
— Кто исполнял хоры?
— Какие штрихи нужны для их исполнения?
— Как проявилась народность в музыке этих хоров?
— Отрывок из какой оперы композитора Н.А. Римского-Корсакова вы слушали?
— Расскажите об элементах народности в отрывке «Три чуда».
— Каждое из трех чудес представлено в своей манере исполнения. Расскажите, какие штрихи нужны для показа белочки, богатырей и Царевны Лебеди. (Белочки - стаккато, богатырей — нон легато, Царевны Лебеди — легато.)
|
|
— В какой опере звучит этот отрывок и кто ее автор?
— Послушайте мелодию песни и вспомните ее название.
(Педагог исполняет мелодию песни М. Яковлева «Зимний вечер».)
— В чем проявляется народность этой песни?
— Спойте вместе со мной эту песню.
— Каким музыкальным штрихом поется песня «Зимний вечер»?
III. Работа с тетрадями - запись темы урока
— Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Музыкальные характеры».
— Какие вы знаете музыкальные произведения, в которых ярко проявляются черты характера музыкального образа?
— Какой характер рисует П.И. Чайковский в хоре девушек?
— Какие характеры у образов трех чудес в опере «Сказка о царе Салтане»?
— С помощью чего музыка показывает характер музыкального образа? (С помощью средств музыкальной выразительности.)
IV. «В путь» - повторение, исполнение
(Повторение 3—5-го куплетов песни «В путь». Отрабатывают исполнение нужных куплетов с двухголосным звучанием.)
— Какой характер этой музыки?
— Как передается нужный характер средствами музыкальной выразительности?
— Каким основным музыкальным штрихом вы поете эту песню? (Легато.)
— Прошу вас подняться и спеть песню «В путь», как на концерте.
|
|
— Теперь послушайте, как это произведение исполняет певец С.Я. Лемешев.
(Просмотр видеозаписи.)
— Что вы знаете о певце С.Я. Лемешеве? В каком театре он работал?
— Что вы знаете о композиторе Ф. Шуберте?
V. Знакомство с новым материалом
Вальс» Ф. Шуберта
Вы знаете, что главным жанром композитора Ф. Шуберта была песня. Но еще он создал много пьес для исполнения на фортепиано, и начинающие исполнители часто играют его несложные вальсы, прелюдии или музыкальные моменты.
— Сейчас вы послушаете вальс Ф. Шуберта. Запишите в тетрадях название произведения и его автора: «Вальс Ф. Шуберта».
— Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился своими вальсами. Для чего предназначалась музыка этого жанра? (Для танцев.)
Такие танцевальные пьесы сочинял и Ф. Шуберт. Обычно их мелодии возникали у него на вечерах-«шубертиадах», на балах пли загородных прогулках. Там он импровизировал, сопровождая ганцы или просто радуя своей игрой друзей. Жаль, что не все свои музыкальные пьесы он успевал записывать. Но вот один из его вальсов (си-минор) наверняка знают юные музыканты. Этот вальс несложен, в начале у него особенное светлое, мягкое звучание, мы слышим минорный лад. Но в середине вальс меняет свою тональность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным.
(Прослушивание вальса си-минор.)
— Сколько частей в этом произведении?
— Чем отличались части друг от друга?
— Повторялась ли первая часть в конце?
— Как называется такая музыкальная форма? (Трехчастная репризная.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!