IV. Знакомство с новым материалом



Беседа о композиторе Ф. Шуберте

- Выуже знаете много песен с разными мелодиями — просты­ми и сложными. Назовите, какие вы знаете песни. (Ответы детей.)

Сегодня вы начнете разучивать новую песню, которую сочи­нил австрийский композитор Франц Шуберт. (Педагог показывает портрет Ф. Шуберта.)

- Повторите, как звали этого композитора. (Школьники хором 2—3 раза повторяют имя и фамилию ком­позитора.)

- Познакомьтесь с первым произведением Ф. Шуберта. (Прослушивают начало песни Ф. Шуберта «В путь» — 2—3 ку­плета.)

- Вам понравилась эта музыка? Какой у нее характер? (Отве­ты детей.)

- Кажется, что эту песню написал человек, который в жизни был всегда счастлив. Ведь музыка говорит об этом.(Педагог исполняет начало песни «В путь»: «В движенье мель­ник жизнь ведет, в движенье».)

Автор этой музыки — австрийский композитор Франц Шу­берт — современник Моцарта и Бетховена. Несмотря на то что Шуберт прожил всего 31 год, его музыкальное наследие огром­но. Он написал более 600 песен, несколько опер и девять симфо­ний. Но самыми популярными его сочинениями остаются песни и фортепьянные пьесы.

Создавать музыку юный Франц Шуберт начал еще в школь­ные годы, причем он сочинял ее настолько профессионально, что это вызвало у его отца тревогу. Отец Шуберта хорошо знал, как труден был путь музыкантов, даже всемирно признанных, таких, как Моцарт и Бетховен. Он захотел уберечь сына от подобной уча­сти, и его усилия вылились в серьезную ссору, в результате чего юный Шуберт был вынужден уйти из дома.

Жизнь Шуберта могла сложиться счастливо, ведь его отец был школьным учителем, но, к сожалению, он не смог понять собственного ребенка. В течение всей жизни композитор не имел собственного угла. Он проживал то у одного из своих приятелей, то у другого. Большей частью он жил в столице Австрии — городе Вене, и венцы узнали и полюбили его музыку, главным образом его песни. Секрет их выразительности заключался в близости к народным — австрийским, венгерским, славянским. Давайте сейчас целиком послушаем песню «В путь», эта песня открывает музыкальный цикл Ф. Шуберта под названием «Прекрасная мель­ничиха». Юноша-мельник отправляется в путь на поиски счастья. Он хочет найти себе невесту, самую прекрасную девушку на земле. Вот почему весь цикл носит такое название.

— Запишите в тетрадях название этой песни: «"В путь" из цикла Ф. Шуберта "Прекрасная мельничиха"». Обратите внима­ние: что изображает музыкальное сопровождение к песне?(Слушание песни «В путь».)

— Какой характер этой песни? (Бурный, быстрый, шумный, веселый.)

— Что нам рисовало музыкальное сопровождение песни «В путь»? (Ответы детей.)

Музыкальное сопровождение рисует игру воды в ласковом и приветливом ручейке. Простая, бесхитростная мелодия самой песни очень хорошо передает радостное настроение мельника.

— Что такое мельница? (Устройство для размалывания зерна в муку.)

Мельница приводится в движение порывами ветра или пото­ком воды. Посмотрите, как выглядит водяная мельница, описание которой вы встретите в песне. В воду опущены громадные колеса, которые приводит в движение поток воды. А сами колеса приво­дят в движение механизм мельницы.

(Рассматривают иллюстрацию.)

Разучивание песни Ф. Шуберта «В путь»

(Для разучивания в начальных классах можно сделать транспонирование этой песни на малую терцию вниз.)

— Какая уэтого произведения музыкальная форма? (Ку­плетная.)

Верно, в ней несколько куплетов, в которых меняются только слова, а мелодия остается неизменной. Но зато в каждой строчке есть повторения последних слов. И сами строчки повторяются, поэтому вам будет несложно выучить ее.

— Послушайте 1-й куплет.

1. В движеньи мельник жизнь ведет, в движеньи. (Строчка исполняется 2 раза.)

Плохой тот мельник должен быть,

Кто век свой дома хочет жить,

Все дома, все дома. (Строчка исполняется 2 раза.)

— Повторите слова 1-го куплета.

(Повторение слов всем классом, по рядам и индивидуально.)

— Теперь послушайте мелодию в первых двух строчках, на­чальных, которые повторяются.

(Педагог демонстрирует мелодию начала куплета, школьники ее повторяют и запоминают.)

— Какая здесь мелодия — плавная или скачкообразная? (Скач­кообразная.)

Как развивалась мелодия по высоте? (Сначала скачками двигалась вверх, потом вниз.)

— В каких словах было распевание слогов? («Жи-изнь», «дви-же-е-нье».)

Чем выше становится регистр пения, тем легче должен быть ваш звук. Самые верхние звуки, в распеве слова «жи-изнь», надо спеть легко, без напряжения.

(Повторение начала куплета.)

— В окончании куплета появятся большие, протяженные фра­зы, для пропевания которых надо брать хорошее дыхание и делать быстрый вдох. Послушайте, какая здесь мелодия и где надо взять дыхание.

(Показ мелодии окончания куплета.)

— Были в этом окончании распевы слогов? (Да.)

Повторялась ли одна мелодия от разных звуков? (Да.)

Спойте в медленном темпе окончание куплета. (Класс поет окончание куплета.)

— В каких местах встречались распевы слогов? («Пло-охим», «до-олжен», «кто-о», «та-ак», «ве-есь».)

— Спойте окончание еще раз, старательно исполняя распевы слогов. — Соединим в среднем темпе весь куплет.

— В этой песне имеется инструментальное вступление, кото­рое изображает движение воды в ручье. Послушайте его.

(Педагог исполняет вступление к песне.)

— Теперь не только прослушайте вступление, но и спойте пер­вый звук — начало вашего исполнения: «В дви-и-и».

(Отработка синхронного начала хорового исполнения.)

— Прослушайте вступление и спойте 1 -й куплет песни.

— Можно ли этот куплет сделать разнообразным по динами­ке? (Ответы детей.)

В тексте песни много повторений, поэтому строчки с повторе­нием текста можно спеть тихо, на пиано. Попробуйте 1-ю строчку всю спеть средним звуком, на меццо-форте, а потом ее же повто­рение — на пиано.(Динамическая отработка начала песни!)

— И в окончании, когда точно так же повторяется последняя строчка, повтор спойте тише, как будто веселый странник уходит от нас вдаль.

(Исполняется окончание куплета с нужной динамикой.)

— Соединим весь куплет с добавленными динамическими оттенками.

(Класс поет весь куплет с нужной динамикой.)

— Вы использовали разную динамику при исполнении этой песни. Как называется такое сочетание динамики — гром­ко-тихо? (Контраст.)

— Послушайте слова 2-го куплета.

2. Вода примером служит нам, примером. (Строчка исполняется 2 раза.)

Ничем она не дорожит

И дальше, дальше все бежит,

Все дальше, все дальше. (Строчка исполняется 2 раза.)

— Повторите слова 2-го куплета.

(Класс повторяет слова хором, по рядам и индивидуально.)

— Попробуйте спеть этот куплет на уже знакомую вам мело­дию, аккуратно исполняйте места, в которых идут распевы слогов.

— Вы помните, какой должна быть динамика при повторении слов и строчек, исполните 2-й куплет еще раз с нужной ди­намикой.

— После всех куплетов в песне будет повторяться инструмен­тальное вступление, поэтому послушайте его и спойте на­чало 2-го куплета: «Во-о-о».

(Класс отрабатывает точное начало пения после вступления.)

— Исполните после вступления 2-й куплет. (Класс поет 2-й куплет.)

— Соедините вместе 1-й и 2-й куплеты. (Объединение двух куплетов.)

— Послушайте слова 3-го куплета.

3. Колеса тоже не стоят, колеса. (Строчка исполняется 2 раза.)

 Стучат, кружатся и шумят,

С водою в путь они хотят,

С водою, с водою.

(Строчка исполняется 2 раза.)

— Повторите слова 3-го куплета.

(Класс повторяет слова хором, по рядам и индивидуально.)

— Попробуйте спеть этот куплет на уже знакомую вам мелодию, аккуратно исполняйте места, в которых идут распевы слогов.

— Вы помните, какой должна быть динамика при повторении слов и строчек, исполните 3-й куплет еще раз с нужной ди­намикой.

— После всех куплетов в песне будет повторяться инструмен­тальное вступление, поэтому послушайте его и спойте на­чало 3-го куплета: «Ко-о-о».

(Класс отрабатывает точное начало пения после вступления.)

— Исполните после вступления 3-й куплет.

— Соедините вместе 1, 2 и 3-й куплеты.

— Какой композитор написал песню «В путь»?

— В каком городе жил Ф. Шуберт?

— Какие еще композиторы жили в городе Вене?

— Когда начали проявляться у Ф. Шуберта способности ком­позитора?

— Одобрил ли отец Ф. Шуберта его способности музыканта?

— В чем заключалась сложность жизни композитора?

— Какие произведения чаще всего сочинял Ф. Шуберт?

V. Повторение изученного


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!