VIII. Слушание музыки - знакомство с новым произведением
— Вы уже читали стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Кто в вашем классе хорошо и выразительно читает стихи?(Школьник выразительно читает стихотворение вслух.)
— Как рисует зимнюю дорогу поэт? (Ответы детей.)
В стихотворении повторяются слова «печальный», «скучной», даже колокольчик звенит не весело, а «утомительно».
— Почему в этом стихотворении используются такие определения? (Чтобы передать настроение человека, который едет по этой однообразной, унылой дороге.)
На эти стихи написаны песни — народная и авторская. Сейчас вы послушаете начало и первой песни, и второй. Запишите в тетрадях название: «"Зимняя дорога", две песни на стихи А.С. Пушкина — музыка народная и композитора А. Шебалина».(Слушание песен.)
— Похоже ли настроение в обеих песнях? (Да.)
— Передают ли они настроение стихотворения?
— Есть ли сходство в построении мелодий обеих песен? (В них плавное голосоведение, есть распевы слогов и подголоски.)
— Передаются ли в музыке размышления, чувства человека, который едет по зимней дороге?
— Как называют такие произведения, которые передают размышления и личные переживания человека? (Лирические.)
IX. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
— Почему менялся характер музыки в куплетах Хора из оперы «Муха-цокотуха»?
— Какие лирические произведения вы сегодня слушали?
X. Рефлексия
|
|
— В чем сходство пьес «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке»?
— Чем различаются эти пьесы?
— В какой части размещена кульминация этих пьес?
— Как называется форма, в которой они написаны?
— Как менялся характер куплетов в хоре из оперы «Муха-цокотуха»?
— В каком месте там находится кульминация?
— Чем была выделена, подчеркнута кульминация? (Высоким регистром, торжественностью звучания, подражанием голосу трубы.)
— К какому стихотворению вы сочиняете импровизации?
— Какие образы были в первых строчках?
— Какие музыкальные жанры вы там использовали?
— Какой музыкальный жанр появился в продолжении стихотворения?
— Какое стихотворение А.С. Пушкина, положенное на музыку, стало народной и авторской песней?
— Каким был характер обеих песен?
XI. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• финальный хор оперы «Муха-цокотуха» композитора М. Красева;
• пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» композитора П.И. Чайковского;
• пьеса «Ноябрь. На тройке» композитора П.И. Чайковского.)
Тема: Приют, сияньем муз одетый…
Цели: провести обобщение темы «Музыкальные пейзажи»; отработать выразительное исполнение хора, умение анализировать произведения на одну тему; продолжить работу над разноплановой вокальной импровизацией.
|
|
Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосному пению в форме переклички; закрепят технику разбора средств музыкальной выразительности; углубят анализирование сходных по тематике одножанровых произведений разных видов искусства.
Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет музыки под звучание пьесы «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение финального хора из оперы «Муха-цокотуха» композитора М. Красева.
Оформление доски: репродукции картин с изображением разных времен года — осени и зимы — и тройки коней; портрет П.И. Чайковского; иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»; портреты А.С. Пушкина, его няни; картина Н. Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском».
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Произнесение скороговорки «Метелица» в разной динамике, в разных регистрах и в разных темпах.
Повторяют распевание «Школьный сад осенью», каноны «Со вьюном я хожу» и «Камертон».
Разучивают двухголосное упражнение-перекличку «Кукушка». Сначала весь класс на слоги «ку-ку» поет общую партию в один голос четвертными длительностями: ля - фа-диез, фа-диез - ре, фа-диез - ре, ля - фа-диез. Мелодию исполняют несколько раз от разных звуков в движении по хроматической восходящей гамме.
|
|
После разучивания основной мелодии класс делится на две группы. Педагог поясняет, какие эпизоды будет петь каждая.
1-я группа: ля - фа-диез.
2-я группа: фа-диез — ре.
1-я группа: ля — фа-диез.
2-я группа: фа-диез - ре.
Отработка исполнения партий приемом перекличка.)
А в самом конце обе группы должны 2 раза спеть свои партии вместе, получится красивое двухголосное завершение упражнения.
(Отработка финала упражнения, после чего объединяется все упражнение полностью.)
- Спойте это упражнение еще несколько раз от других звуков. (Исполняют еще 2—3 раза в движении по хроматической восходящей гамме.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!