V. Ритмические движения под музыку
— Мы с вами учились исполнять под музыку разные движения - ритмические, танцевальные, игровые. Какие движения вы исполняли под пение народных песен?
— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы устроить танцы? (Ответы детей.)
Оказывается, большой зал для танцев иметь совсем необязательно. Есть такие танцы, которые можно исполнять, не вставая со своих мест. Сейчас один из них мы с вами разучим, исполнять его можно на дискотеке. Основные движения вы будете делать руками. А еще вам потребуется внимательность, чтобы запомнить движения.
Начинается танец, когда вы сидите на своих местах. Главное условие выполнения этого танца - равномерный темп, в котором делаются все ритмические жесты. Они должны не выбиваться из одного взятого темпа и метроритма.
Для его исполнения подойдет любая быстрая ритмическая музыка. Надо только запомнить нужные движения. Сначала вы их разучите в медленном темпе, чтобы во время исполнения не сбиваться.
Сядьте удобно. Посмотрите, какие действия я буду выполнять, и запоминайте их. А потом повторяйте.
(Педагог последовательно разучивает с ребятами движения.)
1. Два хлопка в ладоши.
2. Два хлопка по коленям.
3. Два движения под названием «ножницы» — двойные рывки руками, согнутыми в локтях, крест-накрест со сменой рук и с поворотом корпуса вправо.
4. Два таких же перекрестных движения руками, согнутыми в локтях, с поворотом влево.
|
|
5. Два поглаживающих движения по воздуху на уровне пояса кистями рук — «лапки», с поворотом корпуса вправо.
6. Два аналогичных движения кистями рук — «лапки», с поворотом корпуса влево.
7. Два рывка кулаками вверх-вниз с выставленными вверх большими пальцами с поворотом корпуса вправо.
8. Два рывка кулаками вверх-вниз с выставленными вверх большими пальцами с поворотом корпуса влево.
9. Указательным пальцем правой рукой дважды делают манящие движения. Корпус поворачивается вправо.
10. Тот же самый жест дважды повторяется указательным пальцем левой руки с поворотом корпуса влево.
11. Голова кивает один раз, повернувшись вправо.
12. Голова кивает один раз, повернувшись влево.
13. Поднимается вверх и опускается правое колено.
14. Поднимается вверх и опускается левое колено.
15. Надо быстро привстать со стула. При этом преподаватель произносит вслух команду «Встали!».
16. Также быстро в ритме музыки надо сесть обратно. При этом преподаватель произносит вслух команду «Сели!».(Пока движения разучивают в спокойном темпе.)
VI. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
- Какие стихи А.С. Пушкина стали песнями?
- Какие музыкальные жанры встретились в заключительном хоре оперы «Муха-цокотуха»?
|
|
VII. Рефлексия
- Какое упражнение с элементом двухголосия вы сегодня разучивали?
- Какое произведение исполняли по ролям?
- В каком настроении завершается опера «Муха-цокотуха»?
- Какие пейзажные произведения вы сегодня слушали?
- Какие произведения на стихи А.С. Пушкина вы слушали и пели?
- Какие произведения называют лирическими?
- Для каких художественных образов стихотворения «Пороша» вы сочиняли импровизации?
VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• народная песня «Зимняя дорога»;
• романс «Зимний вечер» на музыку М. Яковлева;
• хор из оперы «Муха-цокотуха».)
Тема: Композитор – имя ему народ.
Цели:повторить пение двухголосных мелодий приемом «перекличка» и гармонически; отработать понятие контраста разными приемами; закрепить умение анализировать «пейзажную музыку»; повторить слушание сказочных отрывков из опер; начать разучивание нового вокального произведения.
Планируемые результаты:учащиеся продолжат осваивать навык певческого двухголосия; познакомятся с творчеством нового для них композитора; сопоставят разные произведения искусств с общими художественными образами.
|
|
Музыкальное сопровождение:школьники входят в кабинет музыки под звучание пьесы «Ноябрь. На тройке» П.И. Чайковского, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «В путь» Ф. Шуберта.
Оформление доски: иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; портреты композиторов Н.А. Римского-Корсакова, Ф. Шуберта; картина с изображением водяной мельницы.
Ход урока
I. Музыкальная разминка
(Повторяется четкое произнесение скороговорки «Метелица» всем классом, по рядам и отдельными школьниками.
Повторение упражнения «Кукушка» в мелодическом и гармоническом двухголосии.
Разучивание гаммы до-мажор, начиная с нисходящего движения с удвоением каждого звука на новый текст - «Снег летит».)
Снег летит
Снег летит легко и плавно,
Все на улице бело.
Все дорожки, все тропинки
Белым снегом замело.
(Школьники повторяют текст, после чего поют гамму с данными словами.)
- Прошу вас петь, старательно округляя каждый звук, правильно и растянуто произнося гласные.
|
|
(Гамма исполняется еще 2-3 раза от разных звуков.)
- Отрепетируем исполнение этого упражнения разными штрихами. Спойте сначала всю фразу плавным звуком, легато.
- Теперь спойте это же упражнение, но несколько иначе -каждый звук отрывисто, стаккато.
- Что такое контраст? (Два явления, противоположных друг другу.)
- Как в музыке может проявляться контраст? Какие произведения мы можем назвать контрастными, чем они могут различаться? (Высотой, громкостью, манерой исполнения -штрихами.)
- Сейчас вы спели гамму контрастными приемами. В чем заключался такой контраст? (В использовании разных штрихов — легато и стаккато.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!