III. Метроритмические движения с изменением их динамики
(Повторение движений детского диско-танца и его исполнение несколько раз, сначала в среднем темпе, потом чуть быстрее.)
IV. «Три чуда» - повторение, знакомство с новым материалом
- В какой сказочной опере звучит музыкальный отрывок «Три чуда»?
- Какой композитор сочинил музыку к этой опере?
- Какие музыкальные портреты, изображенные музыкой, вы уже слушали?
- С помощью каких приемов можно передать портрет музыкой?
- Какие черты облика белочки и богатырей подчеркнуты автором?
Сегодня вы послушаете музыку, которая покажет последнее чудо в этой сказке - Царевну Лебедь. Вы уже знаете, что музыка -вид искусства, который может показывать события во времени, то, как они преображаются и меняются. Так, вы увидели богатырей, который сначала выходили из моря, а потом обратно в него возвращались. Вот и сегодня музыка покажет, как лебедь превращается в прекрасную девушку. Обратите внимание: этот отрывок состоит из двух частей. Сначала вы услышите, как по воде плывет лебедь, и музыка нарисует нам брызги морских волн. Помните, как об этом написано в сказке?
Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет.
— Какой, по-вашему, должна быть музыка, рисующая эту птицу? (Прекрасной, величественной, плавной.)
— Что может изображать музыка в этом отрывке? (Взмахи крыльев, брызги воды.)
Но в середине произведения произойдет превращение, и это снова вам покажет музыка. Из холодноватой, морской она становится похожей на русскую народную песню с широким распевом. Это птица сбросила свое оперение и стала прекрасной царевной. Вот как это описано в сказке:
|
|
Тут она, блестя крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.
И сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
— Послушайте отрывок «Царевна Лебедь» целиком, и в том месте, где вы услышите момент превращения, поднимите голову.
(Прослушивание отрывка «Царевна Лебедь» и ее разбор.)
— Почему музыка может передать образ героя в его динамике?
— С помощью чего может музыка передать портрет героя? (С помощью средств музыкальной выразительности.)
— Что еще, кроме портрета героя, нам может показать музыка? (Его характер.)
V. Народность в музыке - повторение понятия
— Как называется музыка, созданная композиторами? (Авторская.)
— А еще какой бывает музыка? (Народной.)
— Но народность может быть и в музыке, которую создал композитор.
Композиторы используют приемы народной музыки, народных песен разных жанров для своих сочинений. Давайте вспомним их.
Во-первых, это народные образы, герои народных былин и сказок, которые становятся героями авторской музыки, — Боян, Садко, Лель.
|
|
Во-вторых, детали народной музыки - распевность, музыкальное сопровождение, вокализы. Эти приемы также помогают сделать авторскую музыку похожей на народную.
— Запишите в тетрадях: «Народность в авторской музыке». Существуют два способа проявления народности в музыке, запишите их.
1. Когда композитор создает свою музыку в народном стиле.
2. Когда композитор использует подлинную народную музыку. (Школьники делают запись в тетрадях.)
— Какой способ проявления народности в отрывке «Белка» из антракта «Три чуда» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? (Второй — композитор использовал мелодию народной песни «Во саду ли, в огороде».)
— В сцене превращения лебедя в царевну также звучит музыка, напоминающая народную песню. Какой способ проявления народности здесь использовал композитор? (Первый — композитор сам создал музыку, напоминающую народную.)
Великий русский композитор П.И. Чайковский тоже широко использовал в своей музыке приемы народности. (Педагог показывает портрет композитора.)
— В финале его 4-й Симфонии звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла». Какой способ проявления народности здесь использовал композитор? (Второй — использовал подлинную народную песню.)
|
|
— В 1 классе вы познакомились с хором «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Вспомните его мелодию и слова.
(Педагог исполняет мелодию хора и поет ее.)
— Эта музыка похожа на народную? (Да.)
На самом деле она авторская, ее создал сам Петр Ильич.
— К какому жанру народной песни ближе всего хор «Уж как по мосту, мосточку»? (Плясовой, игровой)
— Чем эта песня похожа на народную? (Мелодией, вокализом на слова «вайну-вайну».)
— Запишите в тетрадях название отрывка: «"Уж как по мосту, мосточку" — хор из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин"».
— Спойте вместе со мной начало этого хора.
Теперь послушайте в записи хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». (Прослушивание хора.)
— Какой характер этой музыки?
— Какой штрих понадобился для его исполнения — легато, нон легато, стаккато? (Нон легато.)
В этой же опере есть хор девушек, который они поют, собирая ягоды. Он называется «Девицы, красавицы». Запишите в тетрадях и это название: «"Девицы, красавицы" — хор из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин"».
|
|
— Послушайте начало этого хора. (Педагог исполняет мелодию хора и поет ее.)
— Похожа эта музыка на народную? (Да.)
— А на самом деле она какая? (Авторская.)
— Чем эта авторская музыка похожа на народную песню? (Содержанием, распевом слогов, мелодией.)
— Запишите первые строчки этого хора.
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки.
Разыграйтесь, девицы.
Разгуляйтесь, милые.
Свою оперу «Евгений Онегин» композитор П.И. Чайковский сочинял по роману А.С. Пушкина. Поэтому далее подпишите: стихи — А.С. Пушкин.
— Спойте вместе со мной начало этого хора, обратите внимание на его мелодию.
(Класс подпевает педагогу, исполняя начало хора.)
— Послушайте этот хор в записи, подпевайте его начало. Обратите внимание на то, с чего начнется этот музыкальный отрывок. (Прослушивание хора.)
— С чего начался этот хор? (С инструментального вступления.)
— Какой характер хора?
— Какой народной песне ближе всего он по жанру? (Хороводной.)
— Каким музыкальным штрихом надо исполнять этот хор? (Легато.)
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!