При Николае II: в 1905 г. – дарование свободы вероисповедания; статус православной миссии никак не оговорен; миссия окаалась вне правового поля.



Канонизация святых в Русской Православной Церкви в Синодальный период. Проблемы местной канонизации и деканонизации.

 

Синодальный периодне внес принципиально новых критериев для канонизации святых;Но изменения высшего церковного управления (отсутствие Соборов и Патриарха) обусловило изменение порядка канонизации: решения по вопросам, связанным с канонизацией, принимаются Синодом и утверждаются императором.

 

Проблемы канонизации в XVIII в.:

· малое число общецерковных канонизаций;

· практически прекращение местной канонизации;

· случаи «деканонизаций» (прекращения празднования местночтимым святым по распоряжению местного архиерея).

 

Изменение ситуации в конце XIX – начале XX в.:

· ряд общецерковных канонизаций (за 23 года царствования Николая II - 6);

· восстановление памятей местночтимых святых, деканонизированных в XVIII в. (мч. Василию Мангазейскому (†1602), преп. Савватию Тверскому (†ок.1434) и др.),

 

Новые местные канонизации:

· указом Синода 1902 г. установлено почитание памяти 222 православных христиан-китайцев, во главе с первым священником из китайцев иереем Митрофаном Цзи, замученных во время антихристианского восстания «ихэтуаней» в 1900 г.

· Устанавление празднований местных Соборов: в 1831 г. – Волынских святых и Новгородских святых, в 1841 г. – преподобных отцов Вологодских, в 1908 г. издан «Тверской патерик», но общий день празднования не утвердился (установлен лишь в 1979 г.)

 

Общецерковные канонизации в синодальный период :

 

1757 г. – свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский (†1709),

1798 г. – преп. Феодосий Тотемский (†1568) (Е. Е. Голубинский: это местная канонизация)

1804 г. – свт. Иннокентий (Кульчицский) (†1731),

1832 г. – свт. Митрофан, еп. Воронежский (†1703),

1861 г. – свт. Тихон (Соколов). еп. Воронежский (†1783). 

1896 г. – свт. Феодосий, архиеп. Черниговский (†1696),

1903 г. – преп. Серафим Саровский (†1833),

1911 г. – свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский (†1754),

1913 г. – сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (†1612).

1914 г. – свт. Питирим, еп. Тамбовский (†1698),

1916 г. – свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский (†1715),

1918 г. – свт. ?В презентации ошибка, интересно, кто там был?

 

Подготовка Священного Собора Православной Российской Церкви (основные вехи и проблемы). Поместный Собор 1917-1918 гг.

 

Хороший сайт – https://drevo-info.ru/articles/25207.html

 

Первоприсутствующий в Синоде с 1898 по 1912 -  митрополит Петербургский Антоний (Вадковский). Ученый богослов со степенью доктора, митрополит Антоний был покровителем Духовных школ, богословской науки и церковной печати. Он болезненно переживал непомерное бюрократическое давление на Церковь со стороны обер-прокурора и светского правительства. В 1905 году Пресвященный Антоний возглавил церковное движение, направленное на возрождение соборности.

 

Апрельский манифест 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости». При подготовке манифеста выяснилось, что с его изданием Православная Церковь, находившаяся под жестким правительственным контролем, оказалась в худшем положении, чем привыкшие к большей независимости старообрядческие, инославные и даже иноверные общины.

Еп. Сергий Старгородский – церковь привыкла к опёке и после манифеста оказывается беззащитной. Однако опёка тоже вредна для церкви.

 

С.Ю. Витте в марте 1905 года подал составленную неизвестным автором пространную записку «О современном положении Православной Церкви», в которой резкой критике подвергались бюрократизация синодального правления и обер-прокурорский произвол.

В «Записке» выдвинута была мысль о созыве Собора и восстановлении Патриаршества. Болезненно задетый этим документом, обер-прокурор К.П. Победоносцев выступил с «Соображениями по вопросам о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви», в которых категорически отвергал целесообразность восстановления Патриаршества, утверждая, что Патриаршество противоречит «соборному началу в Церкви», а обер-прокурорский надзор является надежным гарантом коллегиальности и соборности. По ходатайству Победоносцева вопрос о проведении церковных реформ был изъят из ведения Особого совещания и переведен в Синод.

3 заседания синода, затем 2 марта 1905 года императору Николаю II был подан доклад с предложением «пересмотреть нынешнее государственное положение Церкви в России», «возглавить Синод Патриархом», и «созвать в Москве для обсуждения церковных преобразований Поместный Собор».

31 марта государь наложил на докладе резолюцию, в которой признавалась необходимость созыва Собора, но, по настоянию Победоносцева, царь объявил неудобным созыв Собора «в настоящее тревожное время». Николай II дал разрешение на открытие Предсоборного совещания.

Указом Синода от 27 июля 1905 года епархиальным архиереям было поручено представить свои соображения о желательных церковных преобразованиях. Отзывы архиереев поступили к концу года и сразу же были напечатаны. В них дана разумная и смелая оценка существовавшего положения. Резче всех о неканоничности синодального строя отозвался архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Решительное большинство архиереев высказалось за созыв Поместного Собора. Разногласия вызвал вопрос о составе Собора: одни Преосвященные настаивали на исключительно епископском его составе, другие предлагали призвать на Собор представителей клириков и мирян.

 

Белое духовенство – записка Группы 32х, в духе расплывчатого церковного либерализма, с развязной критикой прошлого и настоящего положения Русской Церкви, с демагогическим лозунгом всестороннего обновления, с призывом к духовенству сосредоточить внимание на проблемах земной жизни, с требованием ввести в Церковь выборное начало на всех уровнях. «Группа 32-х» высказалась против единоличной власти Патриарха. Патриарх, считали они, не должен быть чем-то большим, чем председателем Поместного Собора. Архиереи в своих «Отзывах» категорически отвергли домогательства церковных либералов.

 

17 декабря 1905 года Николай II дал аудиенцию трем высшим иерархам: митрополитам Петербургскому – Антонию, Московскому – Владимиру (Богоявленскому), Киевскому – Флавиану (Городецкому).

 

16 января 1906 года государь утвердил состав «Предсоборного присутствия» во главе с митрополитом Антонием. В него было включено 10 архиереев, 7 священников, 21 профессор богословия.

 

Оно заседало в Александро-Невской Лавре с марта по декабрь 1906 года. Участники заседаний единодушно высказались за восстановление Патриаршества. В Присутствии прозвучали решительные требования освободить Церковь от мелочной обер-прокурорской опеки. Большинство выступавших поддержало предложение о многократном увеличении числа епархий. Обсуждались также вопросы о благоустройстве приходской жизни, о состоянии Духовных школ. В основу работы Присутствия легли «Отзывы» архиереев. Главной темой совещаний была подготовка Поместного Собора. Но когда работа предсоборного присутствия завершилась и материалы его были предложены государю, он наложил резолюцию: «Нахожу созыв Собора неблаговременным».

 

1911 год – новый ОбПр –В.К. Саблер (1847–1929). Он поддерживал идею собора, в отличие от Победоносцева. Возобновилась подготовка Собора. Для этой цели 28 февраля 1912 года указом императора было созвано Предсоборное совещание под председательством архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). Видными деятелями Совещания были архиепископы Волынский – Антоний (Храповицкий) и Холмский – Евлогий (Георгиевский). На Совещании пересматривались материалы Присутствия 1906 года. Из них тщательно удалялись идеи, носившие оттенок церковного либерализма. Работы Совещания были прерваны начавшейся в июле 1914 года мировой войной.

2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, образованному Государственной Думой.

9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».

Сразу же началась война с епископатом, давление, увольнения и проч.

Начался некоторый беспредел в церковной структуре

На Петроградскую кафедру голосами питерской бедноты был избран архиепископ Вениамин (Казанский), на Московскую – архиепископ Тихон (Белавин). Архиепископов Вениамина, Тихона и экзарха Грузии Платона возвели в сан митрополита.

 

 

Собственно поместный собор

 

29 апреля 1917года, после февральского переворота, при Святейшем Синоде был образован Предсоборный Совет, в котором работали 62 члена - духовенство, ученые богословы из мирян, известные церковно-общественные деятели включая обер-прокурора В. Н. Львова.

 

Первое заседание состоялось 13 июня в Петрограде. В Совете было образовано 10 тематических отделов, каждый во главе с архиереем. При обсуждении программы предстоящего Собора в Совете использовались материалы Предсоборного Присутствия и Предсоборного Совещания.

 

Острые споры вспыхнули по вопросу о высшем церковном управлении. Профессора Петроградской духовной академии, преобладавшие в Совете, настояли на том, чтобы предложение о восстановлении патриаршества было отвергнуто. Законопроект, разработанный Предсоборным Советом, предполагал сохранение синодальной системы. Горячо обсуждалось также участие мирян в ведении церковных дел. 5 июля Святейший Синод установил дату и принял положение о созыве Собора.

 

На Собор было избрано и назначено по должности 564 члена. По должности в состав Собора вошли

1) присутствующие в Синоде и правящие епархиальные архиереи;

2) члены Предсоборного Совета;

3) наместники лавр;

4) настоятели обителей Валаамской, Оптиной, Саровской и Соловецкой;

5) протопресвитеры Московского Успенского собора и армии и флота.

 

Остальные члены Собора вошли в его состав по избранию: от монашествующих - 12 соборян; от военного и морского духовенства - 10 священников; от действующей армии - 15 мирян; от единоверцев - 11 человек; от духовных академий - 11 профессоров; от Академии наук и университетов - 13 членов; от Государственной Думы - 3 представителя; от Государственного Совета - 3 представителя. Наконец, большинство Собора составляли избранники от 66 епархий: каждая епархия посылала на Собор, помимо правящего архиерея, двух клириков и трёх мирян.

Согласно положению о созыве Собора, каждый приход избирал делегатов на благочиннические собрания, те, в свою очередь, посылали представителей на епархиальный съезд, а епархиальные съезды избирали членов Собора. Епархиальные архиереи, которые не смогли прибыть на Собор, направили вместо себя викарных епископов или протоиереев - всего 12 заместителей. 24 июля Святейший Синод в посланиях к предстоятелям поместных Церквей приглашал их прибыть на Всероссийский Поместный Собор, благодаря чему в Соборе участвовали также епископ Хушский Никодим (Мунтяну) от Румынской Церкви и архимандрит Михаил от Сербской Церкви.

 

Характерной особенностью состава Собора стало преобладание мирян и пресвитеров, в то время как от епископата присутствовало всего 80 архиереев. На 129 священников, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства приходилось лишь 20 из чёрного (архимандритов, игуменов, иеромонахов), причем половину из них составляли преподаватели духовных школ и не было ни одного монаха без сана.

 

На Собор съехалось 299 мирян. Широкое представительство мирян и настрой многих из них - особенно церковно-общественные деятелей и профессоров Петроградской духовной академии - отражали либеральные веяния революционных лет, которые затронули и церковную жизнь. Многие были увлечены идеями Февральской революции и смотрели на дело церковного строительства как на часть коренных преобразований, которые им даже в августе 1917 года виделись в радужном свете. Именно эти соборяне в первую очередь ратовали за "обновление" церковного устройства и богослужения.

 

18 августа были проведены выборы председателя Собора, которым стал Московский митрополит Тихон. По его предложению почетным председателем утвердили старейшего иерарха митрополита Киевского Владимира. Товарищами председателя стали архиепископы Харьковский Антоний и Новгородский Арсений, которому после избрания патриарха пришлось вести большинство заседаний.

 

Было образовано 22 отдела, важнейшие из которых возглавили:

 

· еп. Астраханский Митрофан (Краснопольский) - Высшего церковного управления

· еп. Минский Георгий (Ярошевский) - Епархиального управления

· архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий) - Правового положения Церкви в государстве

· архиеп. Владимирский Сергий (Страгородский) - Церковного суда

· архиеп. Волынский Евлогий (Георгиевский) - Богослужения, проповедничества и храмов

· митр. Киевский Владимир (Богоявленский) - Церковной дисциплины

· митр. Тифлисский Платон (Рождественский) - Внешней и внутренней миссии

· архиеп. Харьковский Антоний (Храповицкий) - Единоверия и старообрядчества

· архиеп. Кишиневский Анастасий (Грибановский) - Церковного имущества и хозяйства

 

Также было образовано 3 совещания при соборном Совете:

 

· религиозно-просветительное во главе с архиеп. Кишиневским Анастасием (Грибановским)

· хозяйственно-распорядительное во главе с еп. Екатеринославским Агапитом (Вишневским)

· юридическое во главе с архим. Владимиром

24 августа Собор издал 2 послания: первое к российскому народу с призывом одуматься и прекратить внутренние распри и вражду, а второе - к армии и флоту.

 

Патриаршество

11 октября 1917 года – доклад еп. Астраханский Митрофан, о восстановлении патриаршества.

Главным аргументом против восстановления патриаршества, повторявшимся вновь и вновь, было опасение потерять соборное начало в жизни Церкви, когда во главе ее встанет один иерарх.

 

Некоторые из выступавших предлагали компромиссные решения. Так, Николай Кузнецов полагал, что вопрос о патриаршестве Собор может решить лишь после того, как будет определено устройство Синода и его компетенция, когда будет гарантирована полнота церковной власти Поместного Собора. Член Собора Валериан Радзимовский предложил новую формулу церковного управления: высшая власть в Российской Православной Церкви "принадлежит Поместному Собору... осуществляющему свою власть чрез непрерывно действующий Священный Синод, который возглавляется первенствующим епископом Церкви в сане Патриарха, равночестного с Патриархами других православных Церквей". Эту формулу поддержал товарищ министра исповеданий Сергей Котляревский.

 

Постепенно большинство членов Собора убедились в необходимости восстановления патриаршества, и 28 октября протоиерей Павел Лахостский от имени 60 соборян предложил приступить к голосованию. В этот день, через два дня после большевистского переворота, Собор вынес историческое решение в виде четырёх "общих положений" о восстановлении патриаршества. После внесения изменений Редакционным отделом, 4 ноября Собор утвердил эти положения в виде следующего особого Определения:

 

1. В Православной Российской Церкви высшая власть - законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.

2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.

3. Патриарх является первым между равными ему епископами.

4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.

 

Опираясь на исторические прецеденты, Соборный Совет предло­жил следующую процедуру избрания патриарха. При первом туре голосования со­боряне подают записки с именем предлагаемого кандидата. Если один из кандидатов получит абсолютное большинство го­лосов, он считается избранным. Если же ни один из кандидатов не по­лучит больше половины голосов, проводится повторное голосование, при котором подаются записки с именами трёх предлагаемых лиц. Получивший большинство голосов считается избранным в кандидаты. Туры голосования повторяются, пока три кандидата не получат боль­шинства голосов. Потом жребием из них избирается патриарх.

 

30 октября было проведено первое голосование. Архиепископ ХарьковскийАнтоний (Храповицкий) получил 101 голос, архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) - 27, митрополит Московский Тихон (Белавин) - 22, архи­епископ Новгородский Арсений (Стадницкий) - 14, митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) и протопресвитер Георгий Шавельский - по 13 голосов, архиепископ Владимирский Сергий (Страгородский) - 5, архиепископ Казанский Иаков (Пятницкий), архимандрит Иларион (Троицкий) и бывший обер-прокурор Синода Александр Самарин - по 3 голоса. Еще несколько лиц было предложено в патриархи одним или двумя соборянами.

 

После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами на Первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония, архиепископа Новгородского Арсения и митрополита Московского Тихона.

 

Избрание состоялось 5 ноября в храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии и молебного пения, священномученик Владимир, митрополит Киевский, вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец схииеромонахЗосимовой пустыни Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру, который прочитал громко: "Тихон, митрополит Московский - аксиос".

 

На этом все, остальное читайте по ссылке – в начале билета.

 


[1] «Нонджуреры» сохранили верность английскому королю Якову II Стюарту, отказавшись в 1688 г. присягать Вильгельму Оранскому (non-jurors – неприсягнувшие), и которых иначе называли яковитами (Iacobites) .

[2]Попов Е.И., прот. Попытки в Англиканской Церкви к соединению с Православною в XVIII веке // Христианское чтение. 1865. С. 263-265.

[3]Снегирев И.М. Жизнь Московского митрополита Платона: В 2 ч. Ч. I. M., 1890. С. 101-102.

[4]В Англиканской Церкви к этому времени сформировалось три разветвления (HighChurch, LowChurch, BroadChurch) — Высокая, Низкая и Широкая Церковь.

[5] См.: Сухова Н. Ю. У. Палмер вРоссии // Филаретовский альманах. Вып. 6. М., 2010. С. 95.

[6] Поводом к переписке послужила книга У. Палмера «SchortPoemeandHymns» (Оксфорд, 1843), посвященная А.С. Хомякову и напечатанная в «Православном обозрении» (1869. Кн. 3).

[7] См.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: В 5 т. СПб., 1885–1888. Т.

[8] Джон Генри Ньюман (JohnHenryNewman) (1801-1890), один из руководителей Оксфордского движения; в 1845 г. перешел в католичество, отстаивал идеи скотизма и принцип свободы воли; руководил католическим университетом в Дублине; кардинал-дьякон в Сан-Джорджио-ин-Велабро; один из ведущих теологов Католической Церкви.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!