Духовно-нравственное состояние русского общества в конце XIX — начале XX в. Религиозно-философские собрания 1901–1903 гг.



 

 

Религиозно-философские собрания 1901-1903 гг.

Идея и инициатива - круг раннесимволистской богемой: Д. С. Мережковский, Д. В. Философов, В. В. Розанов, В. С. Миролюбов.

 Кульминация так называемого «нового религиозного действия» (Д. Мережковский) - домашних литературно-эстетических сходок друзей-единомышленников, преимущественно имевших отношение к журналу «Мир искусства».

Д. С. Мережковский: «Рождалась та огненная атмосфера, в которой кажется все возможным: вот-вот совершиться чудо, разделяющие людей перегородки растают, рушатся и произойдет соединение: дети найдут свою мать».

 

Председатель собраний ректор СПбДА епископ Сергий (Страгородский): «Не по рясе только, а на самом деле я являюсь служителем Церкви, верным выразителем ее исповедания».

 

Всего с ноября 1901 по апрель 1903 г. состоялось 22 собрания. Рассматривалось шесть основных тем:

· об отношении Церкви к интеллигенции;

· о Льве Толстом и его отношениях с Русской Церковью;

· о свободе совести;

· о духе и плоти;

· о браке;

· о догматическом развитии.

 

Но общими задачами было выяснение роли и задач христианства в обществе, соотнесение религии и культуры в целом и понимание возможностей дальнейшей эволюции христианства в учете запросов человека современной культуры.       

 

Д. С. Мережковский: «Они [духовенство] шли навстречу миру с открытым сердцем, с глубокой простотой и смирением, со святым желанием понять и помочь, взыскать погибшее».

 

Многих располагала личность председателя: «дух пастыря почил на пастве и определил счастливый и совершенно неожиданный успех собраний... Епископ духом своим показал, как надо вести себя: своего не искать, а чужое беречь... Тщеславие и самолюбие умерли, а забила живая струя духовных интересов».

 

Однако это чувство не стало общим. Сущность противоречий выявилась при обсуждении первого доклада В. А. Тернавцева.

 

Автор: «Церковь проповедует Небесное, но небрежет о земном…».

Епископ Сергий отвечал, что «Церковь проповедовала истину небесного идеала и высшего достоинства человека... Христианство не может отречься от Неба, а, не отрекаясь от Неба, не может поставить во главу святого служения “правду о земле”».

 

Доклад Д. С. Мережковского о Л. Н. Толстом: настроение творческой элиты.

В. В. Розанов в прениях по этому докладу охарактеризовал решение Синода 1901 г. об отлучении писателя как дело мирское, только совершенное не мирянами, а иерархией, и обвинил Синод в «мертвенности».

 

С. М. Волконский - о свободе совести, в связи с вопросом о неканоническом устройстве Русской Церкви.

 

Автор: введение начал государственности в Церкви - попытка обусловить существование Церкви — Божественного здания — земным, человеческим началом; противоречит самому смыслу существования Церкви: принцип государства — обособление, а принцип Церкви — объединение. Обязательность исповедания господствующей религии губит Церковь «несвободой», развращая общественную совесть: «заботой человека становится вместо осуществления внутреннего качества внешнее соблюдение видимости».

Епископ Сергий (Страгородский): «русская государственная власть не может быть индифферентной, атеистической, если она не хочет прямо отречься от себя самой». Для Русской Церкви важно признание неприкосновенными церковных идеалов, и освобождение Церкви от несвойственных ей задач, от использования ее в качестве орудия государственных интересов. 

 

Эстетствующая интеллигенция шла на эти собрания часто с весьма смутным конфессиональным сознанием и специфическим пониманием веры и Церкви, о чем свидетельствуют дискуссии о догматическом творчестве, о браке. Не было полного единодушия в мнениях и оценках и в среде духовенства. Не все вопросы, интересовавшие богоискателей, были актуальны для богословов академической традиции.

Академическое богословие отнеслось к собраниям неоднозначно. Одни видели в них перспективу, искания; другие считали обычными дилетантскими рассуждениями: «понятие о Церкви совершенно спутанное и метят не туда, куда следует; ясно, чего желают, да никак не могут договориться. И какими богословами могут быть эти Мережковские и Розановы?»

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 473; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!