Духовно-учебные реформы 1860-х и 1880-х гг. Развитие богословской науки: приоритетные направления, проблемы, пути их решения.



Модель духовной семинарии по Уставу 1867 г.:

 

§ Учебный процесс разделен на две ступени: первые четыре года – общее образование; последние два – богословско-пастырское.

§ Разомкнута сословность: после 4-го класса семинарии можно поступать в университеты; а в семинарии принимаются представители всех сословий.

§ Расширены общеобразовательные дисциплины (философия, словесность, гражданская история).

§ Ослаблена роль епархиального архиерея; в решении учебных, воспитательных и организационных вопросов участвуют преподавательская корпорация и епархиальное духовенство.

§ Специализация всех студентов на 1-3 курсах по трем отделениям: теоретико-богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому; общеобязательными оставлены только Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, основное богословие и круг философских наук (логика, психология, метафизика, история философии).

§ Специализация студентов выпускного (4-го) курса по 8-ми более конкретным группам сродных наук – для научной и педагогической подготовки.

§ Специализация преподавателей по кафедрам с обязанностью развивать свой предмет научно и педагогически; свобода в построении курсов и выборе пособий

§ Введение приват-доцентов («вольных преподавателей».)

§ Превращение системы научно-богословской аттестации в действующий стимул: общедоступность, открытость; соединение преподавательских должностей со степенями.

 

 

Новый Устав ДА принят 20 апреля 1884 г.

• Полнота богословского образования; упразднение богословской специализации (отделенской и групповой на выпускном курсе).

• Введение «педагогической» специализации (словесность или история – для преподавания в семинариях).

• Усиление церковно-практических дисциплин (как «пастырского блока», так и миссионерско-полемических).

• Церковность; акцент на литургической жизни (!!!)

• Разделение научного поиска и «безопасной школьности».   

• Привлечение учащих и учащихся к решению актуальных проблем церковной жизни (миссия, полемика с расколом и сектантством, межконфессиональные диалоги).

• Усиление начальственной роли в академии епархиального архиерея и ректора.  

 

 

Оценка реформы ДС 1884 г.:

• Отчасти уход семинаристов из ДС ослабился.

• Увеличение часов по Священному Писанию – благотворно для будущих пастырей Церкви (и увеличенного количества часов не хватало).

• Однако умаление значения классических языков - семинаристы чаще всего не способны читать первоисточники. Выведение новых языков из числа обязательных - недоступна западная богословская литература:

Страдали лучшие, поступающие в ДА (нельзя научно изучать богословие, не зная иностранных языков); замыкание в сфере собственных взглядов, неспособность к полемике, лишение возможности миссии среди других народов, в том числе инославных христиан. Умаление физико-математических наук – подрыв надежды на развитие научной апологетики.  

Смешение общего и пастырского образования: не призванные к пастырскому служению не хотели изучать усердно специальные дисциплины, связанные с этим служением – расслабление остальных.

 

Ни одна из реформ не решила успешно поставленных перед ними задач. Не была построена эффективная и устойчивая система подготовки кадров ни для богословской науки, ни для пастырской практики. Неразрешимыми остались противоречия «обще-богословского» и «специально-богословского» образования, не удалось правильно и эффективно выстроить учебный процесс. Так и не сложилась устойчивая традиция разностороннего взаимодействия с университетскими и другими светскими научными центрами. Духовная школа по-прежнему была бессильна против подрывавших ее антицерковных и антигосударственных движений.

Печально констатировать и то, что общий уровень собственно богословских исследований оказался также недостаточным. С одной стороны, российская богословская наука не успевала за бурно развивавшимися на Западе богословскими, церковно-историческими и патрологическими исследованиями. С другой стороны, несмотря на все усилия, она не была способна достаточно оперативно реагировать на ситуацию в стране и в создавшихся в начале XX в. условиях осуществить необходимое для православного богословия единство научного знания и духовного делания.

 

(У Цыпина достаточно подробно описан этот период: https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/istorija-russkoj-tserkvi-sinodalnyj-period/3_8)

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 477; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!