Церковно-приходские попечительства и братства.
a) «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» (2 августа 1864 г.):
-на попечительства возлагается забота о приходе в хозяйственном отношении (состояние церкви и причта, обучение детей, благотворительность)
-то есть, должны искать средства и распределять их, вовлекая членов прихода;
-источник дохода – пожертвования, сборы с прихожан по договору с ними.
b) Возрождение церковных братств (положение 8 мая 1864 г.): (Братство св. Гурия в Казани, митр. Петра в Москве, Епархиальное Б во имя Пресвятой Богородицы в СПб, Б св. Владимира в Киеве)
-Братчики - только православные лица «разного звания и состояния»;
главные задачи братств:
-«служение нуждам и пользам Православной Церкви»,
-«противодействие посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников»,
-«созидание и украшение православных храмов»,
-христианская благотворительность,
-распространение духовного просвещения.
2. О правах белого духовенства и членов их семей:
-1863 г.: новым Уставом российских университетов был открыт доступ выпускникам духовных семинарий в университеты;(после 1867 года – в универ можно после 4 основных курсов семинарии)
-1865 г.: архиереям без обращения в Святейший Синод было разрешено увольнять из духовного званияв светское выпускников семинарий, по их прошению
-1866 г.: детям духовного сословия разрешили поступать в военные училища;
|
|
-1867 г.: Уставы дух. семинарий и училищ открывали доступ детям иных сословий;
-1867 г.: отменено наследование мест в приходах
«ключевой» указ от 26 мая 1869 г. «Об устройстве детей лиц православного духовенства»:
-«дети лиц православного духовенства не принадлежат лично к духовному званию, показываясь только для сведения в послужных списках их отцов»;
-дети клириков, не имевших дворянства, получали права: дети священников и диаконов — детей личных дворян, дети дьячков, пономарей, псаломщиков — детей личных почетных граждан.
-дети других церковнослужителей по достижении совершеннолетия могли приписаться к городскому или сельскому обществу, но сохраняли право духовенства освобождения от рекрутчины и податей.
3. О сокращении приходов и причтов. Указ 16 апреля 1869 г. :
-пересмотр границ приходов везде дабы уравнять по численности прихожан и изменить состав причтов;
-малолюдные приходы слиться с другими, т.е. укрупнение; (оптимизация)
- часть храмов - «приписные», то есть, сохранить организацию прихода — прихожан, (старост, имущество, документы) — но без причта. Причт, только в главной церкви, служил по очереди во всех приписных церквах;
-если прихожане могли содержать причт, то приход оставался самостоятельным;
|
|
-по новым штатам причт главной церкви состоял из настоятеля-священника и причетника-псаломщика; многочисленных приходов – еще с младшим священником.
Русское монашество в XIX — начале XX в.: крупнейшие монастыри, внутренний строй монашеской жизни. Церковная, социальная и просветительская деятельность монастырей, специализация обителей.
В XIX веке власти видели в религии твёрдую духовную опору государства.
Александр I часто посещал монастыри (далее М) К монастырям благосклонно относились Николай I и Александр III.
В XIX веке открывались и восстанавливались Монастыри:
- В 1828 году восстановлен Дивногорский Успенский М в Воронежской епархии,
- в 1844 году – Святогорская Успенская пустынь в Харьковской,
- в 1850 году восстановили Нило-Сорскую пустынь,
- в 1886 году – Межигорский М под Киевом.
В 1881 году право возобновлять и открывать М передано Синоду.
Монастырские штаты:
- 1764 год - 225 Монастырей с 5105 монашествующими, + 161 заштатную обитель.
- 1810 год – 452 М,
- 1836 год - 461,
- 1855 год – 544,
- 1881 год – 560,
- 1889 год – 631
- 1907 году - 970 М (522 мужских с 24144 насельниками, и 448 женских с 65989 насельницами).
|
|
Итог: за век число М более чем в 2 раза, а монашествующих с 1764 по 1907 годы почти в 18 раз.
4 знаменитых М – Лавры, настоятель - местный архиерей, управление – наместник или духовный собор:
- Киево-Печерская,
- Троице-Сергиева,
- АлександроНевская (с 1797 года)
- Почаевская Успенская (с 1833 года).
7 М - ставропагиальные, в ведении Святейшего Синода:
-Новоспасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский в Москве,
- Воскресенский в Новом Иерусалиме,
- Соловецкий на Белом море
- Спасо-Яковлевский в Ростове Великом.
Улучшение материального положения монастырей (сравнительно с секуляризацией):
– получили право приобретать населенные участки земли в дар или по завещанию (до 300 десятин)
- пожертвование от благотворителей из разных сословий, особенно от купцов.
- развернуто строительство: храмы, келлии, хоз помещения, гостиницы.
Рост благосостояния монастырей позволил им проводить широкую благотворительность.
С внешним благоустройством духовная власть и правительство обратили внимание на упорядочение внутренней жизни М:
- осмотрительность в принятии послушников и постригах,
- пресекалось пьянство,
- регламентировалось правило отпуска монашествующих,
|
|
- поддерживался общежительный устав,
- запрещалось производить сборы пожертвований в увеселительных заведениях.
Женские М, были беднее мужских (даже штатные М получали помощь из гос казны, а большинство женских М было за штатом).
Почти все новые женские М создавались по личному почину их первоначальниц. Многие выросли из сестрических общин. (сестринство – обращение в Синод- проверки – М)
Некоторые М были основаны под влиянием старцев.
Например, в сибирском Туринске под окормлением старца Зосимы, но в СПб не получили разрешения на открытие М. В 1826 году сестры и старец приехали в Москву и поселились в доме вдовы Бахметивой. Часть имения вдовы стало основанием М – Троицкая, или Зосимова пустынь. Уже после кончины старца, 1833 год, Зосимова община преобразована в М с общежительным уставом.
Благотворительная деятельность М-рей:
- в 1887 году монастыри содержали 94 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети учреждений приходилось на женские обители.
В XIX веке духовное возрождение монашества. После 18 века, они восстанавливались. В М укоренилось старчество, оказывая благодатное воздействие на жизнь всех слоев русского общества.
Возрождению аскетического подвижничества в М способствовали многие иерархи-иноки.
Особенной любовью к монашеству отличался Киевский митрополит Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров):
- был ревнителем аскетического возрождения.
- К синодальной системе относился критически
- не был поборником перевода Библии на русский язык
- догматику по-латыни (видимо, читал лекции по латыни – автор сего опуса не оставил пояснений)
М на далеких окраинах имели значение в освоении новых земель.
Деятельность ряда монастырей имела миссионерский уклон (работали с местным населением).
М были «закрытыми обществами»:
- О внутренней жизни - мало что в печать, даже церковную.
- Внутренний строй М жизни можно представить лишь в общих чертах.
По уставу М были:
- общежительные :
* все необходимое получали от монастыря
* труд по священнослужению и различным послушаниям отдавали в пользу обители.
* никто не мог иметь собственность
- необщежительные:
* имея общую трапезу, одежду и прочие необходимые вещи приобретали сами.
* получали на руки жалованье и причитающуюся им часть монастырских доходов
* продавали произведения собственного «трудоделания».
* Монахи были теснее связаны с внешним миром, вступали с ним в разнообразные имущественные отношения и, случалось, подрывали представления о праведности.
+ В первой половине XIX в. в каждой епархии существовали «исправительные» монастыри. Люди, имевшие духовный сан, отсылались в них за большие и малые провинности.
Всероссийские съезды монашествующих:
Первый:
5-13 июля 1909 г. в Троице-Сергиевой Лавре, - епископ Никон (Рождественский), в состав съезда Синод назначил 45 членов с решающим голосом (по 2 от Лавр, настоятели или представители крупнейших или особо важных монастырей) и около 60 членов с совещательным голосом.
Вопрос о предназначении монастырей: после революции 1905-1907 гг. в печати появлялись призывы М«выйти на службу миру».
Часть монашества во главе с епископом Вологодским Никоном (Рождественским) заявила , что «внешняя деятельность и благотворительность погубит монастыри», и ходатайствовала перед Святейшим Синодом и императором об устроении Всероссийского съезда монашествующих.
Программа съезда:
1ая тема - меры для поднятия духовной жизни в монастырях :
- Об общежитии (вообще нужно ли и т.д.)
-Об избрании и назначении настоятеля
-Об усилении монастырского богослужения, для воспитания иночества
- О монастырском пении: строгое соблюдение обиходного пения
2ая тема - монашество и служение миру.
- О духовном руководстве мирян монахами - нужно ли, как осуществлять?
- О социальном служении монашества: должен ли быть обращен на деятельную службу миру?
- О соотношение числа литургий в обители и священнослужителей в числе братии
- Об армейской службе иноков: должны ли, если да, каким образом?
- об объединении всех монастырей в единый союз духовной взаимопомощи с целью воспитания доброго иноческого духа в обителях посредством старчества.
Второй и третий монашеские съезды:
июль 1917 г. в Троице-Сергиевой Лавре, отдельно – ученого монашества; отдельно - монастырского.
-На «монастырском»: в целом повторены вопросы 1909 г., усиленные революционным контекстом; вопрос о желании иноков выйти из монашеского звания.
- на «Ученом». Председатель - Московский архиепископ Тихон (Беллавин), реально - епископ Феодор (Поздеевский) и инспектор КазДАархимандрит Гурий (Степанов).
- Основная тема: духовно-учебное, ученое и просветительское служение ученого монашества
-Предложение: создание объединения ученых иноков
- Два проекта:
1.Иноческое всероссийское церковно-просветительское братство
2. Высшая церковная богословская школа, т.е. монашеская академия.
Модель «монашеской академии» 1917-1918 гг. (еп. Феодор (Поздеевский)):
* усиление изучения Священного Писания и Священного Предания (патрологии);
* усиление аскетики, в связи с пастырским богословием; пастырско-практическая постановка дисциплин «пастырского блока» (гомилетики, литургики, канон права);
* введение агиографии и агиологии (пример святых);
* уменьшение доли систематического богословия (единый курс «систематического богословия»);
* выведение из курса всех общеобразовательных наук, кроме философии;
* монастырский режим жизни учащих и учащихся; первые – из монашества, последние – в надежду монашества.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 614; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!