Мнения представителей русского епископата XIX в. о значении обер-прокурора для деятельности Русской Церкви.



О значении и роли должности обер-прокурора отзывались многие церковные и околоцерковные деятели, особенно в 60-е годы 19 века, когда стоял вопрос о его возможной отмене. Можно выделить следующие мнения:

Так называемый архиерейский (Агафангел Соловьев, Никодим Казанский, А.Н. Муравьев): все зло в самой обер-прокуратуре и власти мирянина-чиновника.

Западники (граф П.А. Валуев): необходимо отделение Церкви от общества, большая связь церковных институтов с общественными.

Славянофильский – все зло в петровской реформе, нужно отменить эту должность.

Так называемый Козьма Прутков – огосударствление Церкви, превращение ее в церковное управление. Предложение – поместный собор.

 

Филарет Дроздов был очень доволен новой реформой (Двойное министерство) и приветствовал князя Голицына как «местоблюстителя внешнего епископа».

Широко известно крылатое выражение одного епископа, ошибочно приписываемое Филарету Дроздову, будто Протасов «сонмом архиерейским, как эскадроном на ученье, командовал».

 

Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов) – проблема не в самой должности, а в отсутствии почтения гос. власти к церковной и плохое окормление церковью гос-ва. Брянчанинов находил эту должность очень полезной, но считал, что она должна не вести борьбу с синодом, а действовать вместе. Дроздов считал, что в Синоде должны быть только архиереи или по преимуществу они.

 

Митрополит Евлогий Георгиевский († 1946), служивший в начале своей деятельности при Победоносцеве, пишет в своих мемуарах: «Победоносцев не доверял русской иерархии (и вообще мало кому доверял), не уважал ее и признавал лишь внешнюю государственную силу».

 

 

Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и его церковная деятельность: отношения с епископатом, контрреформы, участие в деленародного просвещения.

 

Биография:

(1827-1907) – внук священника и сын университетского профессора, кончившего Московскую славяно-греко-латинскую академию, сочетание церковности и образованности.

1846 г. – высшее юридическое образование в Императорском училище правоведения.

1859 г. – защитил маг. диссертацию «К реформе гражданского судопроизводства».

1860 г. – избран профессором юрфака Московского университета по кафедре гражданского права; преподавал в университете до 1865 года.

С 1861 г. – преподавание наследнику великому князю Николаю Александровичу, а в 1863 г. сопровождал его в путешествии по России. В 1865 г. преподавал законоведение новому наследнику Александру Александровичу;

1865 г. – назначен членом консультации Министерства юстиции; в 1868 году – сенатором; в 1872 году – членом Государственного совета. С апреля 1880 года – обер-прокурор Святейшего Синода;

С 28 октября того же года – член Комитета министров, что стало беспрецедентным формальным повышением статуса обер-прокурорской должности.

 

Мировоззрение:

· православный;

· близко к сердцу принимал церковные дела;

· идеал: взаимопроникновение Церкви и государства до фактически полного сочетания интересов и устремлений, образования единого государственно-церковного организма;

· борьба с врагами империи и Церкви;

· против европеизации России;

· в европейском либерализме видел катастрофу;

· верил в мудрость простого народа;

· скептическое недоверие к разуму и догматическому богословию;

· страх перед ярким проявлением духовного подвижничества.

 

Отношения с церковными лицами:

Обер-прокуратура неоднозначно оценивается церковными и светскими историками, близкими по времени и нынешними. Например, архиеп. Никанор (Бровкович) говорил о новом веянии и возрождении религиозного духа.

Вводит окружные соборы архиереев, однако не доверяет способности российского епископата самостоятельно решать церковные дела без государственной опеки.

Непростые отношения со многими архиереями, хотя часто спрашивал их мнения по различным церковным вопросам, понимания и сотрудничества часто не получалось.

Не было глубоких личных отношений с духовными светочами: святителем Феофаном Затворником, преподобным Амвросием Оптинским, святым Иоанном Кронштадтским, – но не допускал никаких нападок на этих людей.

Были среди архиереев и близкие люди: преосвященные Амвросий (Ключарев), Никанор (Бровкович), Макарий (Невский), Иларион (Юшенов).

Народное просвещение:

Заслугой К.П. Победоносцева является его

· забота о строительстве сельских храмов,

· церковно-приходских школ (выхлопотал значительные средства),

· об издании религиозно-назидательных книг («Воскресный день», «Кормчий»),

· молитвенников для народа,

· материальной помощи духовенству.

 

В школах детей нужно обучать в простоте мысли и полезными вещами, которые пригодятся им в хозяйстве, а не абстрактные знания, развращающие своей суетой. (!)

 

Контрреформы:

Не все церковные реформы 1860–1870-х гг. были успешными, поэтомуим был дан «обратный ход».

 

1) 20 апреля 1884 г. – новый Устав ДА

Полнота богословского образования; упразднение богословской специализации; акцент на лит. жизни

2) 13 июня 1884г – Правила о церковно-приходских школах и школах грамотности.

Учреждались одноклассные и двухклассные училища: с двухлетним и четырехлетним сроком обучения

3) 22 августа 1884 г. – новый Устав ДС

Упразднение разделения учебного курса на две ступени: общеобразовательную (1-4 классы) и пастырско-богословскую (5-6 классы); сокращение часов класс. языков, философии; акцентна лит. жизни.

4) 16 февраля 1885 г. - решение о ликвидации Главного Присутствия

Архиереи без обращения в Синод могли восстанавливать приходы.

Церковные реформы 1860–1870-х гг.: причины; основные проблемы, на решение которых были направлены реформы; основные деятели и их идеи; отношение церковной иерархии к проводимым реформам. Проекты преобразования высшего церковного управления

 

В 1856 году, воспользовавшись приездом архиереев в Москву на коронацию Александра II, митрополит Филарет провел совещание российского епископата, которое в печати получило наименование «Московского собора». На нем были обсуждены многие проблемы, которые в будущем исправлялись реформами.

Повод:

Записки, проекты, предложения, переданные императору.

 

Причины:

· Свт. Филарет (Дроздов):

o сложность надзора над духовенством архиереями из-за больших размеров епархий;

o запрет на перевод Библии на русский язык;

o упадок благоговения перед богослужением;

· А.Н. Муравьев:

o стеснённое положение Церкви;

o усиление обер-прокурорской власти;

o проведение церковных изменений по инициативе чиновников, а не архиереев.

Проблемы церковной жизни, предполагавшие преобразования:

· высшее церковное управление;

· положение приходского духовенства и членов их семей;

· духовное образование;

· монастыри;

· церковный суд.

Основные идеи решения:

I. высшее церковное управление

1) «Архиерейское»: возвращение власти обер-прокурора в первоначальное состояние (Муравьев) или упразднение этой должности (преосв. Агафангел и Никодим). Первоначальное – это чтоб был просто соединителем между Синодом и императором.

2) «Западники» (гр. П. А. Валуев): единение церковных институтов с государственными и общественными.

3) «Козьма Прутков» (В.М. Жемчужников): созыв Поместный Собор.

Реакция

Проблема не в существовании Синода или наличии обер-прокурора, а в том, что светская власть не чтит искренно духовную власть.

Свт. Игнатий (Брянчанинов): Церкви нужно светское лицо, которое будет ей помогать, но оно не должно превышать свои властные возможности.

Свт. Филарет (Дроздов): в Синоде должно быть преобладание архиереев.

Свтт.: Собор необходим, но нужна хорошая подготовка к нему.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 672; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!