Понимание императорами и церковной властью значения императорской власти для Русской Церкви.



Оглавление

Оглавление. 1

Российские императоры и Русская Церковь в первой половине XIX в.: личное отношение императоров к церковной жизни (ответ обосновать конкретными фактами), понимание императорами и церковной властью значения императорской власти для Русской Церкви. Кодификация Русского законодательства при Николае I: положения, касающиеся положения РПЦ в государстве; роль императора по отношению к Церкви. 3

2. Епископат первой половины XIX в.: общая характеристика; наиболее значительные архиереи, их церковная деятельность, богословские идеи. 5

3. Российские императоры и Русская Церковь во второй половине XIX — начале XX в.: личное отношение императоров к церковной жизни (ответ обосновать конкретными фактами), понимание императорами и церковной властью значения императорской власти для Русской Церкви. Проблема свободы вероисповедания в Российской империи в начале XX в. 7

4. Епископат второй половины XIX в.: общая характеристика; наиболее значительные архиереи, их церковная деятельность, богословские идеи. 8

5. Святейший Синод и епископат конца XIX — начале XX в. Проблемы церковного управления на высшем и епархиальном уровне. Митрополит Антоний (Вадковский). Мнения епархиальных архиереев о церковной реформе. 12

6. Институт обер-прокуратуры в XIX в.: развитие; отношения с иерархией; изменение значения обер-прокурора, произошедшее в течение XIX века. Мнения представителей русского епископата XIX в. о значении обер-прокурора для деятельности Русской Церкви. 12

7. Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и его церковная деятельность: отношения с епископатом, контрреформы, участие в деле народного просвещения. 16

8. Церковные реформы 1860–1870-х гг.: причины; основные проблемы, на решение которых были направлены реформы; основные деятели и их идеи; отношение церковной иерархии к проводимым реформам. Проекты преобразования высшего церковного управления. 19

9. Преобразования 1860-х гг., направленные на решение проблем приходского духовенства и членов их семей: решаемые проблемы, главные деятеля, новые модели духовных школ, результаты.. 21

10. Русское монашество в XIX — начале XX в.: крупнейшие монастыри, внутренний строй монашеской жизни. Церковная, социальная и просветительская деятельность монастырей, специализация обителей. 24

11. Движение имяславцев: проблемы и факты. 29

12. Духовное образование в первой половине XIX в.: состояние, основные проблемы и пути их решения. Духовно-учебная реформа 1808–1814 гг. и ее реализация; изменения в духовных школах в 1830–1850-х гг. 31

13. Духовные школы во второй половине XIX в.: состояние, основные проблемы и пути их решения. Духовно-учебные реформы 1860-х и 1880-х гг. Развитие богословской науки: приоритетные направления, проблемы, пути их решения. 34

14. Духовные школы в начале XX в.: нестроения 1905–1907 гг., движение за автономию; духовно-учебные и научно-богословские проблемы и попытки их решения. 40

15. Перевод Библии на русский язык: предыстория, основные этапы перевода в XIX в., основные проблемы каждого этапа и пути их решения, основные участники перевода на каждом этапе. 44

16. Старообрядчество в XIX в.: основные проблемы, государственные и церковные пути их решения. Белокриницкая иерархия. 48

17. Воссоединения униатов с православием в XIX в.: основные этапы, проблемы и пути их решения, главные деятели процесса воссоединения, их идеи; результаты. 54

18. Диалоги Русской Православной Церкви с иными христианскими конфессиями в XIX — начале XX в.: причины начала диалогов, основные участники, церковно-политические и научно-богословские проблемы и попытки их решения. 57

19. Духовно-нравственное состояние русского общества в конце XIX — начале XX в. Религиозно-философские собрания 1901–1903 гг. 63

20. Миссионерство в XIX — начале XX в.: общая характеристика, основные направления внутренней и внешней миссии (подробнее можно остановиться на примере одной из внешних миссий), принципы деятельности и деятели, возникающие проблемы и пути их разрешения, результаты. 66

21. Канонизация святых в Русской Православной Церкви в Синодальный период. Проблемы местной канонизации и деканонизации. 71

22. Подготовка Священного Собора Православной Российской Церкви (основные вехи и проблемы). Поместный Собор 1917-1918 гг. 72

 

 

Российские императоры и Русская Церковь в первой половине XIX в.: личное отношение императоров к церковной жизни (ответ обосновать конкретными фактами), понимание императорами и церковной властью значения императорской власти для Русской Церкви. Кодификация Русского законодательства при Николае I: положения, касающиеся положения РПЦ в государстве; роль императора по отношению к Церкви.

 

1)Личное отношение императоров к церковной жизни:

 

а) Александр I: в его духовной жизни прослеживается важнейшая оппозиция (показатель эпохи): с одной стороны, является воспитанником эпохи Просвещения (бабки Екатерины II и воспитателя-швейцарца философа Ф. Лагарпа, который привил цесаревичу симпатию к идее "всеобщего блага", всеобщего равенства людей, Французской революции), сдругой - особая религиозность, которая начинает проявляется в императоре начиная с 1812 г. (переломный момент - вторжение Наполеона), т.е. император начинает каждодневно читать Библию, начинает посещать старцев и подвижников православия (например, в 1824 г. посетил св. Серафима Саровского). При всем этом. есть и отрицательный аспект религиозности Александра: увлечение весьма сомнительным мистицизмом, "внутренним христианством", в первую очередь западным (Сведенборг, Сен-Мартен и др.), интерес к различным конфессиям (активное покровительство католикам в начале 19 в., восхищается моравскими братьями), мечта об "общеевропейской религии" (создание политического Священного Союза в 1815 г. как следствие). Помимо этого, возникает и получает в России распространение масонство. В общем и целом характерные черты эпохи Александра - адогматизм, и, отчасти, стремление к религиозному синкретизму.

+ не забудьте, что именно Ал. I - инициатор создания РБО и перевода Св. Писания на совр. русский язык.

 

Аргументы в подтверждение позиции:

Сам император, находясь с армией за границей, встречался со всякого рода религиозными мистиками сектантского толка. В Силезии он беседовал с моравскими братьями, которые умилили его своей кротостью и любовностью. В Лондоне Александр I встретился с квакерами, беседовал с ними о внутренней духовной молитве, сам молился вместе с ними и приглашал их в Россию для устройства ланкастерских школ, тюрем и филантропических учреждений. В Бадене он виделся со знаменитым мистическим писателем Юнгом-Штиллингом, и они оба пришли к выводу, что во всех христианских исповеданиях есть доля истины, но не одно из них не содержит всю полноту истины.

 

б) Николай I: в отличие от старшего брата, не испытал влияния эпохи Просвещения, но и должного религиозного воспитания также не получил. Сам признавался, что к религии его обратил пример и жизнь брата Александра. В отличии от него, не был поклонником интерконфессионализма, мистики и экстатических опытов, сохранял верность православной вере, строгий православный монарх.

 

понимание императорами и церковной властью значения императорской власти для Русской Церкви.

 

а) Александр I: особого понимания нет, в отличие от отца (Павел впервые в офиц. документе употребил наименование монарха "Главой Церкви"+интерконфессионализм) и брата (концепция самодержавной власти свт. Филарета Московского - см. далее).

 

б) Николай I - строгий самодержавный монарх. Поддерживает православную веру в своем народе и государстве.

 

2 важные политико-религиозные концепции Николаевской России:

 

1. Уваровская (министр просвещения) триада "Православие, самодержавие, народность" - три столпа России, без которых она не может благоденствовать и существовать.

 

2. Концепция самодержавия свт. Филарета, высказанная в 1851 г.: Бог, по образу Своего единовластия, утвердил монархию, по образу Своего вседержительства - монархию самодержавную, по образу Своей власти непреходящей - монархию наследственную...

 

3. В "Основных законах Российской империи" прямо говорится о том, что Император в церковном управлении действует посредством Синода, им же учрежденного (45 статья).То есть управляет церковью император

 

3) Кодификация законодательства при Н I (привожу саму Н.Ю., т.к. очень коротко и понятно):

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!