Кодификация Русского законодательства 1832 г.



 

Важна тем, что это первый Свод законов Российской империи.

 

· 40 ст.: Православная Церковь является господствующей в Российской империи, следовательно, пользуется рядом привилегий.

 

· Иноверцам категорически запрещалось вести пропаганду своего учения на территории Российского государства; наоборот, православная миссия среди иноверцев всячески поощрялась, хотя были и особенности в зависимости от регионов. Детей в смешанных браках крестили в Православии. Выход из Православия или принуждение к такому шагу наказывался в судебном порядке.

 

· 42 ст. - разъяснение загадочной фразы о российском императоре как «Главе Церкви», включенную императором Павлом I в акт 1797 г. о наследовании престола: «Император яко христианский государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния».

 

· 45 ст. определено и значение Святейшего Синода: «В церковном управлении самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного».

 

Таким образом, даже в законодательстве был закреплён именно охранительный курс.

Епископат первой половины XIX в.: общая характеристика; наиболее значительные архиереи, их церковная деятельность, богословские идеи.

 

Эпоха Александра I:

 

Петербург

 

· митр. Амвросий (Подобедов) – ум. 1818. Мягкий, удавалось сохранять мир с Голицыным и его компанией. Потом наехал на них, был отправлен в Новгород (разделение епархии) и там вскоре умер.

· Митр. Михаил Десницкий.

Под его покровительством составилась «дружина» ревнителей, которые стали урчать на Голицына.  Ректор Петербургской Академии архимандрит Иннокентий (Смирнов) отказался от звания члена Библейского общества (+ пропустил в печать критическую книгу с наездами) и написал письмо А.И. Голицыну, в котором потребовал закрыть «Сионский вестник» Лабзина. Иннокентий был выслан, а Михаил умер в 1821 году.

· митр. Серафим (Глаголевский): церковно-общественная позиция данного иерарха проявилась в связи с конфликтом с об-прок. Голицыным, т.к. Серафим, вместе с Аракчеевым и архим. Фотием (Спасским) решили добиться отставки "неправославного" обер-прокурора (создал двойное министерство, поощрял масонство, увлекался мистицизмом). Добились своего в 1824 г. Далее, вслед за победой над Голицыным, добились ликвидации РБО, обвинив его в распространении вольнодумства. Позднее, митр. Серафим будет участвовать в конфликте правительства с Чаадаевым. Он же был против перевода Библии на русский – спор с Филаретом. Таким образом митр. Серафим - консерватор, "охранитель".

 

Москва

 

· митр. Платон (Левшин): человек эпохи Екатерины II, 1800 г.

Учредил единоверие (они продолжали служить по старопечатным книгам, креститься двумя «перстами» и т.п.) Таких старообрядцев митрополит предлагал называть не раскольниками, а «соединенцами», или «единоверцами», выражая, таким образом, их «переходное» состояние. 27 октября 1800 г. Павел I подписал прошение московских старообрядцев, эту дату принято считать началом «единоверия».

Умер в 1812 году, возможно от потрясений войны.

 

· архиеп. Августин Виноградский – викарий Платона с 1804 года. Занимается восстановлением Москвы после войны.

 

· митр. Филарет (Дроздов): В Москве с 1821(с 1826 митрополит)по 1867.

Как говорил известный исследователь, знаток истории Католической церкви и творчества Достоевского, эксперт по политическим сериалам Артём Юдахин -"О НЕМ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ!!!"

 

ректор СПбДА (Филарет, а не Артём), перевод РБО, концепция самодержавия, авторитетнейший иерарх РПЦ, редактор манифеста 1861 г. (!), проповедник, оратор, богослов, более 40 лет на Моск. кафедре.

 

Эпоха Николая I:

 

Петербург - митр. Серафим (Глаголевский). Поддерживает охранную политику Николая. Противится переводу библии на русский (?)

 

Москва - митр. Филарет (Дроздов)

 

Киев

митр. Евгений (Болохвитинов) – поддерживал охранную политику Николая

- митр. Филарет (Амфитетатров): противостоял инициативе РБО по переводу Писания на рус. язык.,

 

помимо этого: свт. Филарет Черниговский (Гумилевский): крупнейший богослов-историк, автор многотомной "Истории Русской Церкви"

 

Российские императоры и Русская Церковь во второй половине XIX — начале XX в.: личное отношение императоров к церковной жизни (ответ обосновать конкретными фактами), понимание императорами и церковной властью значения императорской власти для Русской Церкви. Проблема свободы вероисповедания в Российской империи в начале XX в.

 

1) Личное отн. императоров к церк. жизни:

 

Александр II: воспитан своим отцом в строгой православной вере, духе аскетизма. Закону Б. его обучал в т.ч. выдающийся эрудит, гебраист и переводчик РБО прот. Герасим Павский. Личная драма в жизни императора: имел любовницу кн. Долгорукову, и вторую (тайную) семью с нею. Эпоха либеральных реформ, коснувшихся и Церкви.

 

Александр III: человек глубокой веры, искренне религиозный и воцерковленный человек. Почитал современных ему подвижников (о. Иоанн Кронштадтский).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!