Богословские идеи (Мнение святителей Филарета и Игнатия)



Главная проблема – не в существовании Синода или наличии обер-прокурора, а в том, что светская власть не чтит искренно духовную власть, не понимает ее сущности и правил ее деятельности.

 

Свт. Игнатий: необходимость для Церкви в светском лице (обер-прокуроре), которое бы заботилось о церковных интересах, ее материальном обеспечении, охраняло Церковь, содействовало их гармонизации с интересами государства, сносилось с министрами и высшими инстанциями.

 

Свт. Филарет: в составе Синода должно быть преобладание архиереев.

О Соборе оба Святителя: может быть полезен, но лишь при условии верной и искусной подготовки и предварительном решении вопросов (в частности, о надлежащем статусе обер-прокурора).

 

Святейший Синод и епископат конца XIX — начале XX в. Проблемы церковного управления на высшем и епархиальном уровне. Митрополит Антоний (Вадковский). Мнения епархиальных архиереев о церковной реформе.

 

Большинство архиереев имело высшее духовное образование: из 100 архиереев к концу царствования Александра III 78 окончили духовные академии.

Достигла апогея тенденция частых перемещений епископов с кафедры на кафедру: по данным 1905 г. из 64 епархиальных архиереев лишь 16 служили на одном месте более 5 лет, 22 епископа — от 2 до 5, 13 — около 1 года, 13 — менее 1 года.

Хотя разделение епархий на классы, введенное при Екатерине II, было отменено, ко второй половине XIX в. сложилась определенная «лестница епархиальных достоинств»: от самых «непрестижных» — дальних (Архангельская, зауральские), бедных (Самарская, Уфимская и др.) или сложных в служении (западные), до столичных — Петербургская, Московская, Киевская (бюрократическая идея, как и сама практика перемещения с епархии на епархию).

Влияние обер-прокурора на формирование состава Синода и епископата — подбор кандидатов на архиерейские кафедры, назначения и перемещения архиереев.

На протяжении двух веков синодальной эпохи церковное сознание православной иерархии, духовенства и паствы не мирилось с навязанной Церкви государственной опекой, с противоканонической формой высшей церковной власти, лишенной первосвятительского возглавления. Мысль о созыве Поместного Собора разделяли виднейшие иерархи, лучшие пастыри, ученые богословы и церковно-общественные деятели из мирян.

 

Митр. Антоний (Вадковский)

Во главе российского епископата в эти годы (1900-1912) стоял первоприсутствующий в Синоде митрополит Петербургский Антоний (Вадковский)

· Род. – 1846, в семье священника Тамбовской епархии. Образование получил в Казанской Академии

· Овдовев и потеряв детей, он в1883 г. принял постриг. В 1887 – ректор Петербургской Академии с возведением в сан епископа Выборгского. С 1900пресвященный Антоний занимал столичную кафедру. Отличался добротой. Был бессеребренником, занимался благотворительностью. Ученый богослов со степенью доктора, митрополит Антоний был покровителем Духовных школ, богословской науки и церковной печати. Он болезненно переживал непомерное бюрократическое давление на Церковь со стороны обер-прокурора исветского правительства. В 1905 году Пресвященный Антоний возглавил церковное движение, направленное на возрождение соборности.

   Правительственные сферы вынуждены были обратить внимание на нужды Церкви в связи с законодательством о свободе вероисповедания, подготовка которогоначалась в канун революции и завершилась апрельским манифестом 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости». При подготовке манифеста выяснилось, что с его изданием Православная Церковь, находившаяся под жестким правительственным контролем, оказалась в худшем положении, чем привыкшие к большей независимости старообрядческие, инославные и даже иноверные общины.

Митрополит подал меморандум, в котором потребовал «устранить или ослабить ту постоянную опеку и тот слишком бдительный контроль светской власти над жизнью церковной, который лишает Церковь самостоятельности и инициативы».

 

Епископ Сергий Страгородский так же выступал за введение патриаршества, т.к. церковь, по его словам, осталась без защиты.

Указом Синода от 27 июля 1905 года епархиальным архиереям было поручено представить свои соображения о желательных церковных преобразованиях. Отзывыархиереев поступили к концу года и сразу же были напечатаны. В них дана разумная и смелая оценка существовавшего положения.

Многие архиереи и известные лица белого духовенства высказывались за Созыв Поместного Собора. Многие архиереи были за установление патриаршества, однако Победоносцев был против этого.

 

Учреждение в 1905 г. Государственной думы и признание за ней права законодательной инициативы: решения высшей церковной власти должны утверждаться не православным императором — «верховным защитником и хранителем догматов» Православной Церкви, — а нецерковным органом, включавшим представителей не только инославных, но и нехристианских религий и даже неверующих лиц.

 

 

Институт обер-прокуратуры в XIX в.: развитие; отношения с иерархией; изменение значения обер-прокурора, произошедшее в течение XIX века. Мнения представителей русского епископата XIX в. о значении обер-прокурора для деятельности Русской Церкви.

 

 

В XIXвеке было три ключевых обер-прокурора: князь А. Н. Голицын, граф Н.А. Протасов и К.П. Победоносцев.

Обер-прокуроры: Д. И. Хвостов(до 1802) – проявл мало почина в делах, которыми руководил митр. Амвросий (Подобедов); А. А. Яковлев(1802-1803) – обратил внимание на недочеты в ведении синодального хозяйства, находившегося вне контроля обер-прокурора, получил согласие государя на расширение его полномочий в этой области;князь А. Н. Голицын(1803-1817) – усиление власти, с 1811 – министр народного просвещения;

 

· Двойное (Сугубое) Министерство (1817-1824)– единое Министерство духовных дел и народного просвещения. Во главе нового министерства стоял князь Голицын. Министерство состояло из двух департаментов:

а) Департамента духовных дел;

б)Департамента народного просвещения.

 

Департамент Дух. Дел состоял из 4 палат:

1) православной

2) римско–католического, униаты, армяне

3)протестанты

4) нехристианских религий (иудаизма, мусульманства и др.

 

Первая палата управлялась обер–прокурором князем П. С. Мещерским (канцелярия синодального обер-прокурора).

 

· В 1824 Двойное министерство было упразднено из-за образовавшегося против Голицына заговора, в котором участвовали архимандрит Фотий (Спасский), адмирал Шишков, граф Аракчеев и митрополит Серафим (Глаголевский). Основной причиной заговора была их борьба против поддерживавшегося Голицыным Библейского общества, которое переводило Библию на русский язык. Церковная бюрократия была возвращена под начало Синода.

Князь П. С. Мещерский(1817-1833);С.Д. Нечаев(1833-1836) – презрительное отношение к духовенству, интриги, доносы;граф Н.А. Протасов (1836-1855)– хотел сделать государство строго конфессиональным, но на Церковь он смотрел прежде всего с точки зрения государственного интереса;

Преобразования:

1) поставил под свой контроль Духовно-учебное управление (преобразованное из Комиссии духовных училищ);

2) подчинил счетную часть Синода (финансовые дела), которую преобразовал в Хозяйственный комитет.

3) поставил под контроль канцелярию Св. Синода, а также преобразовал её:

а) увеличил число чиновников;

б) повысил их ранги;

 

С членами Синода граф Протасов обращался заносчиво, грубо, позволяя себе кричать на них и даже пытался по-военному командовать ими; А.И. Карасевский, бывший и.о. менее года; генерал-лейтенант А.П. Толстой(1856-1862) – опирался на св. Филарета Амфитеатрова, препятствовал переводу Библии на русский язык; генерал-майор А. П. Ахматов (1862-1865) – опирался на св. Филарета Дроздова;

граф Л.А. Толстой (1865-1880) – приобрёл сильное влияние на ход церковных дел, что все вспомнили тогда о временах Голицына и Протасова. Возобновляя опыт «двойного министерства», Д.А. Толстой совмещал обер-прокурорскую службу с должностью министра народного просвещения. Для укрепления обер-прокурорской власти в 1865 году учреждена должность товарища обер-прокурора с правами товарищей министров. В 1867 году в области епархиального управления было произведено важное преобразование – отменялось разделение епархий на три класса, и титулы архиереев были обращены в их личное преимущество, без всякого отношения к достоинству епархии. Имел два таланта: умел выбирать людей и опираться на них (опирался на Сергия Булгакова) и умел выбирать правильную линию поведения. Видел большой потенциал в белом духовенстве;

 

К.П. Победоносцев (1880-1905)был главным идеологом и вдохновителем охранительной политики правительства. Не только в церковных, но в государственных делах он был главным советником царя, архитектором политического курса правительства.Юрист по специальности, профессор Московского университета по кафедре гражданского права, он имел блестящие и разносторонние знания, отличался острым, наблюдательным умом. Известен он и как талантливый публицист, автор книг и статей на церковные, юридические и исторические темы. Но это не мешало ему смотреть на Церковь преимущественно с точки зрения государственных интересов, как на одну из опор незыблемости государственного строя. Не доверял он и иерархии, опасался ее самостоятельности, ее инициативы, слишком большого влияния ее на народ, и потому стоял за самую жесткую правительственную опеку епископата. Высказывался против созыва Поместного Собора. Считал, что может направлять и организовывать архиереев, из-за его церковного происхождения.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!