Таким образом, богословски вопрос об имяславцах и их учении так и не был решен.



 

Духовное образование в первой половине XIX в.: состояние, основные проблемы и пути их решения. Духовно-учебная реформа 1808–1814 гг. и ее реализация; изменения в духовных школах в 1830–1850-х гг.

 

В начале XIX столетия вслед за реформой системы светского образования встал вопрос о преобразовании Духовной школы. Епископу Евгению (Болховитинову) было поручено составить «предначертание» реформы. Разработанный им план поступил на рассмотрение временного комитета, в который вошли митрополит Петербургский Амвросий, архиепископ Калужский протопресвитер С. Краснопевков, обер-священник Н. Державин, Феофилакт (Русанов), обер-прокурор А.Н. Голицын и статс-секретарь М.М. Сперанский. В 1808 году комитет завершил труды над составлением плана кардинальной перестройки Духовной школы.

Основные идеи духовно-учебной реформы 1808-1814 гг.:

1. Для высшего управления духовными училищами учредить при Св. Синоде особый орган – Комиссию о Духовных Училищах (КДУ).

 

2.  Все духовно-учебные заведения распределить на четыре непересекающиеся соподчиненные ступени:

 

· приходские духовные училища

· уездные духовные училища,

· семинарии (одна на епархию) 

· духовные академии.

 

Духовные школы разных ступеней должны быть в иерархическом соподчинении: академии управляют семинариями своего округа, семинария – уездными училищами своей епархии, уездное училище – приходскими своего уезда.

 

3. Академий оставить четыре, преобразовав по новым принципам существующие: СПДА, МДА, КДА, КазДА; каждая из них должна возглавить духовно-учебный округ и напрямую подчиняться КДУ (тем самым академии выводились из-под власти местного подчинения, этим подчеркивалась их общецерковная значимость).

 

4.  К священству должны готовить средние духовно-учебные заведения – семинарии. Академии же должны стать особыми учреждениями, совмещающими в себе и педагогический институт духовного ведомства, и высшее богословское учебное заведение, и административный центр своего округа, и научный центр, отвечающий за просвещение в духовенстве своего округа.

5. Главной целью духовного просвещения должна была стать ученость (eruditio), хотя не было объяснено, что под этим понимается. Основу образования должно было составить богословие, все остальные науки – по мере необходимости для изучения богословия (древние языки, словесность, история).

6) Семинарский курс был рассчитан на 6 лет – 3 двухлетних класса – риторика, философия, богословие. Академический учебный курс был рассчитан на четыре года, два отделения тоже по два года: философское и богословское.

7) Особое внимание обращалось на методы обучения: не заставить учащихся запомнить определенный объем сведений и познаний, но «способствовать к раскрытию собственных сил и деятельности разума воспитанников» –максимум творчества и активизации потенциальных способностей и получаемых знаний.

8) По проекту Устава 1808 г. в Академиях предполагался шестилетний учебный курс, первый набор Петербургской Духовной Академии учили пять лет 1809–1814 гг. Однако, в 1814 г. было решено сократить время обучения до четырех лет с сокращением количества изучаемых предметов и их программ, и это было закреплено в окончательной редакции Устава.

 

Кроме всего прочего, планировалось и финансирование учебных заведений –

Из средств всех церквей (до 5 600 000 рублей), которые хотели положить в банк для прироста.

Ежегодный доход приходов (до 3 000 000 рублей) – тоже в банк

Ежегодное пособие от казны (1 300 000) – только в течение 6 лет

 

Этих доходов должно было вполне хватить. Но война разорила страну, много денег церковь потратила на восстановление городов и помощи населению. Финансовая система не сработала.

 

Не все из задуманного удалось осуществить. Количество Духовных школ, открытых к концу царствования Александр I, было значительно меньше предусмотренного проектом, но всё-таки оно заметно выросло. В 1808 году в России насчитывалось 150 Духовных школ, а в 1824 году их было уже 344. Уровень образования в Семинариях заметно вырос, а Академии, освобожденные от семинарского курса, становились ведущими центрами богословской науки.

 

При обер-прокуроре Протасове в связи с общим изменением церковно-политического курса поставлен был вопрос о пересмотре уставов 1814 года. Но комиссия Духовных училищ не захотела поддержать замысел обер-прокурора.

Тогда Протасов пошел на роспуск комиссии, вместо которой в 1839 году было учреждено Духовно-учебное управление, действовавшее не как авторитетная коллегия, а как служебное подразделение, подчиненное обер-прокурору. Замысел Протасова клонился к тому, чтобыпонизить образовательно-культурный уровень Духовных школ, который казался ему не соответствующим потребностям церковной жизни.

 

Протасов крепко бранил «мертвящую ученость», особенно доставалось от него «нечестивой и безбожной науке» философии. В Семинариях, считал он, курс наук необходимо приспособить к условиям сельской жизни.

Проведению Протасовской реформы решительно воспротивился митрополит Московский Филарет. И поэтому свой план крайнего «опрощения» среднего духовного образования Протасову не удалось осуществить в полной мере.

Тем не менее, правила, введенные в 1840 году, значительно сокращали число общеобразовательных предметов в семинариях. Оставлены были только логика и психология (вместо философии), российская словесность, история, физика, геометрия и классические языки. Вместо упраздненных общеобразовательных дисциплин вводились основы медицины, сельское хозяйство, в отдельных семинариях – иконописание и инородческие языки. В учебные планы по богословию были включены библейская история и историческое учение об отцах Церкви; усиливалось изучение русской церковной истории.

Вводились катехизические беседы с воспитанниками, которые должны были служить образцом для бесед священника с прихожанами. В академическом образовании больше внимания стали уделять истории Русской Церкви; вводились новые курсы – патристика, логика с психологией и педагогика. Новыми правилами приходские училища соединялись с уездными. Курс обучения в них разделялся на 3 двухлетних отделения. Также, учрежденановая - Казанская - духовная академия, 8 духовных семинарий (к 1855 г. еще 3); в целом число духовно-учебных заведений возросло с 340 до 421;

 

При Александре 1 казанская академия была понижена, а округ, который относился к казанской академии был подчинён МДА, и только в 1842 году казанская академия стала академией

 

Духовные школы во второй половине XIX в.: состояние, основные проблемы и пути их решения. Духовно-учебные реформы 1860-х и 1880-х гг. Развитие богословской науки: приоритетные направления, проблемы, пути их решения.

Состояние:

 

Вторая половина XIX в. - этот период можно назвать определяющим для высшего духовного образования и богословской науки в России. К этому времени государство, общество, наука поставили перед высшей духовной школой ряд сложных вопросов, на который надо было дать адекватный ответ. Пристальное внимание было обращено на систему воспитания достойных и образованных пастырей, перспектива использования выпускников духовных школ в системе народного образования выдвигала особые требования к их подготовке.

 Активное развитие естественных наук (геологии, биологии) ставило под сомнение библейскую картину творения мира и человека – богословие должно было дать ответ. Гуманитарные науки (история, словесность, юриспруденция) начали изучение церковных источников – богословие должно было либо включиться в процесс, либо предложить собственные специфические методы исследования.

Новые тенденции в светской высшей школе не могли обойти и духовные академии: требовалось оценить их полезность и допустимость для духовного образования, адаптировать или выдвинуть альтернативные образовательные принципы. Разработка реформы университетов стимулировала формирование новых духовно-учебных концепций. Бурное развитие науки повысило требования, предъявляемые к богословию, научные открытия оказывали влияние на мировоззрение образованного общества и требовали богословской экспертизы. С новой силой встал вопрос о месте и значении богословия в системе научного знания и его взаимоотношениях со смежными научными областями. Катализатором решения всех этих вопросов служили общие преобразования, проводимые в эти годы в государственной(Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости наметились и другие: судебная, земская, воинская просветительная или школьная) и церковной жизни.

 

Основные проблемы:

 

Главная проблема в духовных семинариях: «Невольник – не богомольник» (проблема двойственного понятия «духовная школа»). Многие семинаристы не желали становиться священниками.

 

Главная проблема в духовных академиях: Кризис «духовной учености» – как «богословского энциклопедизма» и «богословской рассудительности».

 

Прот.Цыпин: В конце 40-х годов из-за быстрого роста числа учащихся недостаточность средств довела Духовные школы до нестерпимой бедности. Переполнение Духовных школ воспитанниками заставило Святейший Синод в 1850 году отменить обязательное обучение детей клириков в Духовных училищах.

 

Пути решения и вообще:От архиереев, от ректоров Академий и Семинарий Синод затребовал их мнения и предложения, а в 1860 году под председательством архиеп. Херсонского Димитрия (Муретова) был составлен особый комитет, который за 4 года разработал план новых преобразований.

Архиепископ Дмитрий предложил радикальные меры. Он хотел перестроить существовавшие семинарии в общеобразовательные школы для детей духовенства, а богословские классы Семинарий преобразовать в закрытые пастырские школы с полумонастырским уставом, и принимать в них сложившихся, зрелых людей, искренне стремившихся послужить Церкви, причем не только из духовного чина, но из всех сословий.

Комитет, однако, не пошел на столь решительную ломку существовавшей системы. Часть его членов считала более целесообразным попросту вернуться к уставам 1814 года. В итоге решили в общих чертах сохранить сложившиеся типы Духовных школ, с той только переменой, чтобы в Семинариях богословские предметы были выделены в особый курс и сосредоточены в последних классах. Разработанный прежде проект был передан на рассмотрение епархиальных архиереев, ректоров и академических конференций, и в 1866 г. составился новый Комитет во главе с митрополитом Киевском Арсением (Москвиным). Через год, в 1867, были утверждены разработанные этим комитетом уставы семинарий и духовных училищ, в 1869 году – устав Духовных академий.

 

Церковно-приходские школы открывались по епархиям целыми сотнями каждый год. Духовенство жертвовало на них и временем и своими жилищами. Но это стихийное движение не получило материальной поддержки ни от государства, ни от общества, поэтому со временем его масштабы существенно сократились. С 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. В 1884 г. были изданы правила ο церковно-приходских школах, которые по-новому наладили дело народного образования в религиозном духе.

Приходские школы и школы грамотности были отданы в полное ведение духовенства. Для управления ими учреждены епархиальные и училищные советы, а при Синоде с 1885 г. – училищный совет. Школы ведомства Синода разделялись на два разряда:

 

Церковно-приходскиешколы

были с двухлетним, или четырехлетним курсом. Обучали в них священники или утверждаемые епархиальным архиереем лица, преимущественно из кончивших духовные учебные заведения. Общее наблюдение принадлежало священнику.

 

Школы грамоты(типа ускоренных курсов)

В школах грамоты преподавался Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковно-славянское и русское, письмо и начальное счисление. В приходских школах программа была шире, преподавалась начальная арифметика, а в четырехлетних сведения из церковной и отечественной истории. Число школ быстро увеличивалось.

 

Период контрреформ

В 70-х годах происходил быстрый рост числа Духовно-учебных заведений. К 1881 г. в России насчитывалось уже 4 Академии, 53 Семинарии и 183 Духовных училища, а к концу века в дополнение к ним открыто еще 5 новых Семинарий и 2 училища.

Однако ревизии, проведенные в 70-е годы, обнаружили серьезные недостатки в постановке учебно-воспитательной работы, снижение церковности учащихся и падение дисциплины. Уход выпускников Семинарии на светскую службу и в университеты был непомерно велик. В 1881 г, при Святейшем Синоде была образована, комиссия для пересмотра учебных уставов во главе с еп. Сергием (Ляпидевским), впоследствии митр. Московским. Новые уставы были разработаны в 1884 г.

На характер нововведений большое влияние оказали мнения Победоносцева. Во всех Духовных школах была усилена власть епархиальных архиереев и ректоров. В Академияхотменялась специализация студентов по отделениям. Все богословские и философские дисциплины стали общеобразовательными, и лишь второстепенные исторические и филологические предметы подразделялись на два отдела и предлагались студентам на выбор. Отменялась публичность академических диспутов при защите диссертаций. Докторская степень присватывалась без защиты, по отзыву рецензентов. Вводилось также различение докторской степени; богословия, церковной истории и канонического права. Магистерские диссертации защищались на расширенном академическом совете.

 

В семинариях совершенно отменялось выборное начало. Богословские предметы распределялись по всем классам. Увеличилось количество отводившихся для них учебных часов. Восстановлено было преподавание библейской истории, сравнительного богословия. Вводился новый предмет под названием «история и обличение раскола».

Церковное пение из факультативного сделано было обязательным. Сокращались программы по математике, философии, педагогике. Новые языки стали факультативными, а программы по классическим языкам, занимавшие прежде более трети всего учебного времени, были значительно сокращены. Для улучшения религиозно-нравственного воспитания учащихся вводилась должность духовника семинарии.

 

В уездных Духовных училищах усилено было изучение русского и церковнославянского языка, а также церковного пения.

 

В 1889 году были изданы особые «Правила для рассмотрения сочинений, представленных на соискание ученых богословских степеней». Правила требовали, «чтобы сочинения заключали в себе такую полноту и определенность изложения... при которой не оставалось бы сомнения в истинности православного учения, а также такую точность выражений, которые устраняли бы всякий повод к ложным вопросам... Не могут быть признаны соответствующими требованию ученого богословского сочинения такие труды, в которых отрицается, хотя бы и с видимостью научных оснований, достоверность таких событий, к которым церковное предание и народное верование привыкли относиться как к достоверным событиям».

Церковно-охранителъный характер этих правил, составленных по указанию Победоносцева, очевиден. Но запретительная политика Победоносцева оказалась не особенно плодотворной. Она не смогла искоренить в академической сфере либеральных настроений, которые в конце столетия приобрели тревожный характер.

В XIX веке появился новый тип школ, принадлежавших Духовному ведомству.

В 1860 году на средства духовенства открылись епархиальные женские училища. По уставу 1868 года учебные программы училищ рассчитаны на 6 лет. Кроме дочерей духовных лиц, в них за особую плату принимались и девицы других сословий. В конце XIX века в России было уже более 50 женских Духовных училищ.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 420; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!