Старообрядчество в XIX в.: основные проблемы, государственные и церковные пути их решения. Белокриницкая иерархия.
Предыстрория:
Единственный архиепископ, поддержавший старообрядцев, был Павел Коломенский, он умер в 1656 году и на этом все.
Первая попытка была сделана стародубскими и ветковскимибеглопоповцами, обратившимися в 1730 г. к Ясскому митр. Антонию с просьбой хиротонисать во епископа избранного из среды старообрядцев инока. Поскольку митр. Антоний медлил с ответом, старообрядцы в следующем году попросили об этом же находившегося в Яссах К-польского Патриарха Паисия II, однако успеха их обращение не имело. В 1765 г. на соборе в Москве поповцы и беспоповцы безрезультатно решали, нельзя ли на основании бывшего в древнерус. Церкви прецедента - поставления в 1147 г. Киевского митр. Климента Смолятича головой Климента, папы Римского, совершить рукоположение старообрядческого епископа с помощью мощей одного из Московских святителей - митрополитов Ионы или Филиппа (Колычева).
Вскоре после этого поповцы обращались с просьбами о поставлении себе епископа к груз. архиепископу, крымскому митрополиту, приглашали перейти к ним нек-рых рус. архипастырей, в частности свт. Тихона (Соколова). Однако все эти попытки были безуспешны. В нек-рых случаях поиски старообрядцами своего архиерея приводили к появлению лжеепископов-авантюристов - Афиногена и Анфима в XVIII в., Аркадия «Беловодского» в XIX в.
Немного со старообрдческого сайта:
17 февраля 1812 г. правительство пытается перейти к более решительным действиям, издав распоряжение «О дозволении старообрядцам иметь священников, избираемых по согласию прихожан епархиальными архиереями, а не из попов иргизских монастырей, беглых духовных, опорочивших свое звание». Это «дозволение» было не чем иным, как попыткой насильственного обращения в единоверие всех поповцев.
|
|
В 1817—1825 гг. новая волна правительственных указов и распоряжений положила начало усилению мер по притеснению старообрядчества. Сначала появился указ, запрещавший строительство старообрядческих часовен, церквей, богаделенных домов и монастырей. Но, поскольку указ желаемого действия не возымел и строительство было продолжено, 26 марта 1822 г. правительство дополнительно издало распоряжение: «О тех раскольничьих церквах, которые давно построены, не входить ни в какое дальнейшее рассмотрение и оставлять их без разыскания… Вновь же строить не дозволять ни по какому случаю».
В том же году при утверждении этого постановления император сделал следующую редакционную поправку: «Все раскольничьи церкви, молитвенные дома и часовни, построенные до 1817 года, оставить неприкосновенными без разыскания; вновь строить запрещено». Если до этого времени не было разрешенных старообрядческих храмов, а были только «терпимые», то теперь уже появились и «указные», то есть дозволенные. Однако все храмы, построенные после 1817 г., были разрушены. В 1822 г. было также указано, что перешедшие до этого срока в старообрядчество беглые попы не преследуются за это.
|
|
Состояние старообрядчества к началу царствования Николая I:
Значительно укрепились старообрядческие центры: в начале ХIХ в. московская Рогожская община включала около 120 тыс. человек, имела 12 священников и 4 диаконов. В 1820–30-х гг. в раскол перешло 200 беглых священников;
Деятельность старообрядческих предпринимателей стала важным фактором экономики России: кланы Рахмановых, Кузнецовых, Рябушинских, Громовых, Гучковых, Шелапутиных, Ямщиковых, Морозовых обладали огромными капиталами.
Эти центры стали центрами старообрядчества - П. И. Мельников : «Пропаганда его происходила не в часовнях и келиях Рогожского и Преображенского кладбищ, а на фабриках, заводах, в лавках и магазинах…Развитие околомосковской фабричной промышленности приносило громадную пользу России в экономическом отношении, но по стечению обстоятельств принесло в то же время большой ущерб Православной Церкви».
|
|
1826 г.: общины раскольников, прежде всего, Рогожское и Преображенское кладбища в Москве поставлены под надзор; богослужения староверческих общин могли совершаться только внутри храмов и часовен, причем без посторонних лиц.
1827г.: Комитет министров запретил старообрядческим священникам совершать переезды из одного уезда в другой. (Мера против священников, стало невозможно заменять умерших свящ. другими)
1834 г.: священникам из провинции запрещено появляться на Рогожском кладбище, предписано не принимать в общины беглых попов; староверческое венчание не признавалось государством, не давало права на получение наследства. (ещё более мощный удар по духовенству)
Первая половина 1840-х гг.: запечатано 102 молитвенных дома, 147 разрушено, 12 переданы Православной Церкви.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!