Воссоединения униатов с православием в XIX в.: основные этапы, проблемы и пути их решения, главные деятели процесса воссоединения, их идеи; результаты.



 

Уния образована в Бресте в 1596 году.

 

Отношения с униатами – одна из специфических проблем Православной Российской Церкви в синодальный период, обострившаяся после разделов Польши.

 

Три тенденции внутри униатов к началу XIX в:

1) усиление латинизации униатства;

2) стремление к сохранению восточного обряда с освобождением от латинизмов («чистота унии»);

3) стремление к воссоединению с Православной Церковью.

 

Дополнительная проблема внутри униатства – раскол между приходским униатским духовенством и базилианскими монахами, как по состоянию, так и по отношению к католичеству.

 

Видимо, уния перестала удовлетворять и православных, и, главное, католиков – те старались переманить униатов в нормальное католичество.

 

Александр I

· Определенный успех пролатинского направления: по сведениям польских историков, возможно, преувеличенным, восточный обряд оставили около 200000 человек (то есть ушли из униатства в католичество)

· Ряд указов русского правительства, препятствовавших дальнейшим переходам униатов в католичество;

· 1804 г.: в Римско-католическую коллегию, которой подчинялись униаты в России, наряду с 8 католическими членами, введены 4 униата; 1805 г.: она была разделена на 2 департамента: католический и униатский;

· титул митрополита униатской Церкви в России получил ревнитель «чистой» унии преосв. Ираклий (Лисовский);

· 1809 г.: униатская Церковь на территории России разделена на четыре новых епархии: Виленскую, Полоцкую, Луцкую, Брестскую (без согласования с Римом).

 

События в белорусском и литовском униатстве 1820-30-х гг.:

· 1827 г.: записка униатского свящ. Иосифа Семашко, члена Греко-униатского департамента: опасности для униатства и предложения;

· 1828 г.: указ правительства: для управления униатами в России образована особая Греко-униатская коллегия; униатские епархии преобразованы в две - Литовскую (митрополит Иосафат (Булгак)) и Белорусскую (епископ Иаков (Мартушевич), викарий - епископ Иосиф (Семашко));

· базилианские монастыри подчинены епархиальным архиереям и духовным консисториям; в каждой из двух епархий открыта семинария для униатского юношества.

· 1831 г.: польское восстание дало повод закрыть базилианские монастыри и передать их Православной Российской Церкви (ослабление пролатинского направления в униатстве).

· 1832 г.: Д. Н. Блудов назначен министром внутренних дел, униатская коллегия перешла в ведомство этого министерства.

· 1833 г.: в Полоцке была открыта православная епархия (епископ Смарагд (Крыжановский).

· 1833 г.: после смерти еп. Иакова митр. Иоасафат (Булгак)перемещен на Белорусскую епархию, а еп. Иосиф (Семашко) поставлен на Литовскую.

 

Присоединение белорусских и литовских униатов 1839 г.:

 

Два плана воссоединения униатов:

1) епископа Смарагда, поддержанный Синодом: воссоединять небольшими группами, опираясь на активность православного епископата;

2) епископа Иосифа (Семашко), поддержанный Блудовым: воссоединять медленно, но целыми епархиями, с предварительным привлечением к плану воссоединения униатского приходского священства (куда пастырь – туда и паства). 

Для согласования планов в 1835 г. образован Секретный комитет по униатским делам в составе трех православных епископов, Иосифа (Семашко), Иосафата (Булгака), трех гражданских чиновников, обер-прокурора Нечаева и Блудов.

В феврале 1838 г. умер митрополит Иосафат (Булгак), во главе Униатской коллегии был поставлен Иосиф (Семашко), вопрос о назначении униатского митрополита остался открытым.

1 декабря 1838 г. - записка Иосифа (Семашко) с предложением немедленного воссоединения униатов с Православной Церковью (775 священнослужителей Литовской епархии готовы принять воссоединение, остальные 160 — ненадежны, и требовать от них подписи бессмысленно).

 

Согласие Московского и Киевского митрополитов с мнением преосвященного Иосифа, план воссоединения святителя Филарета (Дроздова): соотнесение церковной и государственной составляющих в присоединении.

12 февраля 1839 г. – собор униатских епископов в Полоцке (преосвященный Иосиф (Семашко), его викарий епископ Антоний (Зубко) и епископ Полоцкий Василий (Лужицкий)); акт о возвращении униатов в лоно православия по указанному порядку утвердили Синод и император.

К Русской Православной Церкви присоединились 3 епископа, 1305 священников и 1607 приходов с 1 600 000 человек.

Грамота Синода о воссоединении публично оглашена в Витебске, 15 мая, в день Пятидесятницы митрополитом Киевским Филаретом (Амфитеатровым)

Большинство униатского духовенства перешло в православие, большая часть белорусских крестьян приняли воссоединение; центрами сопротивления стали базилианские монастыри, особенно женские, и их сопротивление продолжалось вплоть до 1855 г.

 

Святейший Синод образовал три новых православных епархии: Литовскую с центром в Вильне, Полоцкую с центром в Витебске и Могилевскую; на первой остался архиепископ Иосиф (Семашко), возглавлявший ее до своей кончины в 1868 г., с 1852 г. в сане митрополита, на Полоцкую был поставлен епископ Василий (Лужицкий), Могилевскую занял епископ Исидор (Никольский).

 

Греко-униатская коллегия существовала до 1843 г.

Папа Григорий XVI опротестовал воссоединение на заседании Консисториальной конгрегации 22 ноября 1839 г., на письменный протест папы император Николай I не ответил ничего конкретного.

 

НО!!! Воссоединение 1839 г. не решило проблему униатов во всей полноте: униаты оставались на территории России в Холмской области и в Галиции. Воссоединение первых произошло в 1870-х гг., последних — уже в 1940-х гг.

 

В разных источниках разные оценки – где-то говорят, что Иосиф Семашко супер-молодец и очень мягко и с любовью ввел униатов в православие, без насилия и лишних волнений. Другие источники расписывают ужасы насилия над бедными униатами, как их секли, штрафовали, мучили и унижали, заставляя перейти в православие.

 

Прочность воссоединения прошла проверку во время польского мятежа в Белоруссии и Литве в 1863 г.Белорусский народ, несмотря на все усилия мятежников, не пошел за ними, четко отделив свои национальные интересы от интересов польских.

 

1875 – ликвидация униатства на Холмщине – как последствие польского восстания 60х. Католики очень старались помешать.

1946 – Церковный собор во Львове, провозглашение отмены Брестской унии 1596 года. Униатские приходы во Львовщине и Закарпатской Украине объявлены православными.

 

Диалоги Русской Православной Церкви с иными христианскими конфессиями в XIX — начале XX в.: причины начала диалогов, основные участники, церковно-политические и научно-богословские проблемы и попытки их решения.

 

С несторианами сиро-халдейского происхождения, проживающими в Северной Персии, близ озера У́рмия (совр. Резайе́́).

 

1859 г. – обращение к Вселенскому Патриарху о соединении с православием; отправил его к начальнику Российской Духовной миссии в Иерусалиме еп. Кириллу (Наумову).

1880-х гг. - несториане вновь начали переговоры.

1895 г. – новый этап; Св. Синод поручил вопрос экзарху Грузии сщмч. Владимиру (Богоявленскому); переведен на русский язык и послан в Синод сиро-халдейский Символ веры.

1897 г. - 9.000 сиро-халдеев подали прошение о присоединении к Русской Церкви, в марте 1898 г. были приняты в православную Русскую Церковь.

Роль русских богословов -- В.В. Болотова.  

Диалог с англиканами

Истоки русско-английскихотношений можно проследить с конца XVII – начала XVIII в., хотя до XIX в. они были эпизодическими. В 1683 г. в Московии появился первый англиканский священник Х. Коул. А в 1710-х гг. группа англиканских епископов – «нонджуреры», «неприсягнувшие» (non-jurors - лат. «неприсягнувшие»)[1] - провозгласила себя «Кафолическим останком британских церквей», отделились от Англиканской церкви и решили вступить в сношения с Греко-Русской Церковью. В 1716 г. они разослали Восточным патриархам и Петру I свой конкордат с пожеланием воссоединиться с Восточной Церковью, хотя и оговаривали неприемлемость для себя почитания Богоматери и святых ангелов и поклонение иконам[2]. Дело о воссоединении не имело успеха, хотя Петр I всячески стимулировал встречу представителей патриархов и российского Святейшего Синода с англиканами для обсуждения конфессиональных различий. Но результатом этой истории стало строительство в Лондоне православного храма во имя Успения Божией Матери при непосредственной помощи Петра I.

В 1731 г. в Лондоне стало действовать постоянное русское посольство, построенный православный храм стал русским, и священники, служившие при этом храме, сыграли важную роль в развитии русско-англиканских отношений. Так, во второй половине XVIII в. «лондонские» протоиереи Андрей Самборский (будущий духовник наследника Александра Павловича) и Иаков Смирнов пользовались большим авторитетом у англикан и содействовали контактам последних с российской иерархией. Так, из иерархов в диалог с англиканами вступил митрополит Московский Платон (Левшин). Отвечая на вопросы англиканских богословов об отличиях Восточной Церкви от Западной, о Святом Крещении и поклонении святым иконам, митрополит Платон послал им свою книгу «Православное учение веры» в латинском переводе, которая вскоре была переведена на английский язык и рекомендовалась студентам английских университетов[3].

Но гораздо более насыщенными и в событийном, и в богословском отношениях стали эти контакты в XIX – начале XX в. В этом периоде русско-англиканского богословского диалога можно выделить три основных этапа:

- 1840-е гг. - «предварительный»: контакты на частном уровне (приезд в Россию англиканского диакона Уильяма Палмера и его беседы с митрополитом Серафимом и святителем Филаретом, обер-прокурором Н.А. Протасовым; дальнейшая переписка с А.С. Хомяковым – см. ниже п. 1)), однако вовлеченность в этот процесс видных иерархов и богословов позволяет считать эту эпоху началом серьезного диалога;

- 1863-1896 гг.; его начало определяется созданием в 1863 г. Ассоциации Восточных Церквей. (AssociationofEasternChurches), которая стала фактически первой официальной структурой, ставящей цель развития двухстороннего диалога; конец – вернее, начало 3-го этапа, - определяется опубликованием буллы папы Льва XIII «Об англиканских рукоположениях», с официальным отвержением истинности англиканского священства.

- 1896-1918 гг.– активизация диалога и соответствующих исследований в связи с буллой папы Римского о безблагодатности англиканского духовенства (потере апостольского преемства). 

На семинаре основное внимание будет обращено на второй период, причем – на его первую половину, 1860-70-е гг.

 

1. В 1830-х гг. новая волна интереса к православию в Англии была вызвана «Оксфордским движением» Высокой церкви[4]. Богословы Оксфордского университета — Джон Кибл, Эдвард Пьюзи, Джон Ньюмен, Чарльз Мэрриотт и другие — попытались осмыслить англиканство как часть Единой Кафолической Церкви. Они настаивали на том, что «39 статей» англиканского вероисповедания 1571 г. были направлены против злоупотреблений Рима и латинского искажения церковного учения, а не против учения Единой Церкви. Члены Оксфордского движения изучали, переводили и издавали святоотеческие творения, стараясь сделать наследие достоянием английских христиан. Но в экклесиологии Оксфордского учения были и специфические моменты: ими была разработана «теория ветвей» (TheBranchTheory), согласно которой три апостольские Церкви — Католическая, Православная, Англиканская — являются ветвями одного дерева, незримо сохраняют единство Соборной Церкви, несмотря на внешние различия.

Один из представителей Оксфордского движения диакон Уильям Палмер, не удовлетворенный лишь теоретическим сближением с православием, решил применить теорию «тройственного» единства Христианской Церкви на практике. В 1840 г. он отправился в Россию с рекомендательным письмом от президента колледжа святой Магдалины доктора Раута. Для Уильяма Палмера - «религиозного Дон Кихота» - Единая Кафолическая Церковь была несомненной реальностью, и он решил посвятить свою жизнь воссозданию зримого христианского единства. Англиканского богослова встретили радушно: он был принят и Московским святителем Филаретом, и членом Синода протоиереем Василием Кутневичем, и обер-прокурором Синода графом Н.А. Протасовым, и А.Н. Муравьевым. Для гостя была составлена программа путешествий по России: Москва, Троице-Сергиева Лавра, Новоиерусалимский монастырь, Сергиева пустынь под Петербургом, другие монастыри, Санкт-Петербургская и Московская духовные академии[5]. В дар академиям Палмер привез большое количество литературы об англиканстве, чтение которой укрепило в среде молодых русских богословов интерес к Англиканской Церкви — в дальнейшем это принесло результаты. 

Но вера в единство Церкви побуждала Палмера искать единства в Таинствах — и не после единения, а в настоящем состоянии.

В дальнейшем — уже после отъезда из России — Палмер активно переписывался с известным русским богословом А.С. Хомяковым[6]. Эту переписку, в которой содержалось немало важных экклесиологических замечаний, потом рекомендовали читать в английских университетах. В 1844 г. Палмер еще раз посетил Россию, но конкретных сведений об этой поездке не сохранились. К таковым можно отнести лишь недатированную записку святителя Филарета, в которой еще раз подтверждается невозможность евхаристического общения без полного единства в вере[7]. Потеряв надежду на Русскую Церковь и греческое православие, к которому он также обращался, в 1855 г. Палмер обратился в католицизм — очевидно, не без влияния своего друга Джона Ньюмана[8].

2. В 1860-е гг.интерес англикан к православию и к России вновь усилился. Отдельные инициативы по присоединению англикан к православию были заметны еще с начала 1860-х гг. Так, большое впечатление на англиканское сообщество произвело обращение в 1861 г. в православие бывшего англиканского пастора Вильяма Вооза Ричардсона с принятием имени Афанасия. Так как Ричардсон вскоре пожелал принять сан православного священника, неизбежно должен был встать вопрос о соотнесении Таинств в православии и англиканстве.

В 1863 г. в Лондоне была организована Ассоциация Восточных Церквей, одной из задач которой было постепенное сближение с Православной Церковью. В 1866 г. в Москву прибыла делегация англикан, которая встретилась со святителем Филаретом (Дроздовым).

В это же время начала искать контактов с Русской Церковью и англиканская епископальная церковь в Америке. Это движение началось в Сан-Франциско, где местные епископальные архиереи контактировали с русским православным епископом, а в1864 г. в Россию прибыл священник епископальной Церкви в Америке Джон (Иоанн) Юнг (Joung)с рекомендательными письмами от американских епископов. Однако эти вверительные грамоты не содержали подписи «епископа-президента» епископальной Церкви в Америке, то есть, американская сторона на этом этапе решила не придавать диалогу характер официальных контактов двух Церквей.

Но и русское богословие, активизировавшееся в 1860-х гг., нацеленное на изучение новых источников, выявление проблем, их богословскому осмыслению, восприняло этот диалог как поприще собственной деятельности и ответственности.  

Этому периоду посвящен блок источников: письма и отчеты святителя Филарета (Дроздова) о принятии в общение Ричардсона, сношениях с пастором Юнгом, письма митрополита Исидора (Никольского) к святителю Филарету и др. 

 

Диалог со старокатоликами

В 1870 г. на Первом Ватиканском Соборе был принят новый «догмат о непогрешимости папы». Эта чуждая древней Вселенской Церкви доктрина вызвала активный протест со стороны определенной части католического духовенства и мирян, из которого выкристаллизовалось так называемое «старокатоличество» - движение, выступающее за возращение к истокам учения неразделенной Церкви. В поисках неповрежденной веры старокатолики обратили свое внимание на Восточную Церковь, как хранительницу истинного учения.

Движение старокатоликов при самом его образовании в 1870 г., в результате Первого Ватиканского собора, вызвало интерес в русских церковных и богословских кругах, как протест против догмата о папской непогрешимости. Был написан ряд полемических статей, научных работ. Когда же сами старокатолики обнаружили стремление к контакту с Православной Российской Церковью и даже к возможному объединению, Святейший Синод разрешил контакты духовенства и академической профессуры с представителями старокатоличества, правда, неофициальные.

В русско-старокатолическом богословском диалоге можно выделить два основных этапа:

- 1871-1875 гг. (отчасти продолжался и далее, но в крайне вялой форме) - контакты на уровне частных лиц и общественных организаций, однако вовлеченность в этот процесс видных богословов позволяет считать эту эпоху началом серьезного диалога;

- 1892-1918 гг.; на котором с российской стороны для ведения диалога была создана специальная официальная комиссия.  

- Был и 3-й этап, в котором участвовали представители русской диаспоры (Свято-Сергиевского богословского института в Париже и др.), но этот этап выходит за пределы изучаемого синодального периода.

-

На первом этапе большую ревность к общению со старокатоликами проявило петербургское отделение Общества любителей духовного просвещения (в значительной степени и созданное для обсуждения вопросов старокатолического движения), в которое входили духовенство и профессора СПбДА. Наиболее активно в работе отделения участвовали ректор СПбДА протоиерей Иоанн Янышев и профессор И. Т. Осинин, председатель Учебного комитета при Синоде протоиерей Иосиф Васильев, генерал А. А. Киреев. Для русского богословия старокатолическое движение и переговоры были в определенном смысле слова живой струей: богословская академическая наука почувствовала свою важность для Церкви и особые задачи, появился ряд интересных работ по догматическому, каноническому, полемическому богословию, литургике, патристике, церковной истории, связанных с особенностями католичества. Как древнее богословие оформлялось и мужало, осмысляя возникающие ереси и определяя возможные соглашения между разными богословскими мнениями и традициями и допустимую степень компромисса, так и русская – еще молодая – богословская наука, почувствовала свою ответственность и самостоятельность в решении конкретных задач, поставленных перед ней церковной действительностью.

Однако сами переговоры столкнулись с немалыми трудностями. Уже на Втором конгрессе старокатоликов в Кельне в 1873 г. была создана особая комиссия по вопросу о возможном объединении с Восточной Церковью. На этом и на последующих конгрессах – в Констанце (1873), Фрайбурге (1874), Бонне (1874 и 1875) присутствовали в качестве частных наблюдателей А. А. Киреев, протоиерей Иоанн Янышев, И. Т. Осинин. На Боннском конгрессе 1874 г. со стороны Русской Церкви была подана записка с изложением православной позиции по догматическим и литургическим расхождениям с католиками.

Первый этап переговоров представителей православия и старокатолицизма был прерван в 1875 г. из-за политических неурядиц в Европе, а в дальнейшем из-за начавшейся русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Но, несмотря на непродолжительность этого этапа, он послужили основой для следующей этапа диалога между православными и старокатоликами, более значимого по статусу.

В 1889 г. в Утрехтской декларации (уния, объединяющая старокатоликов с Утрехтской церковью, отколовшейся от Римо-католической в 1724 г.) было заявлено, что filioque – это не заблуждение, а частное богословское мнение некоторых отцов Церкви.

Но старокатолический конгресс в Люцерне в 1892 г. вновь подтвердил стремление к объединению с православными. 15 декабря 1892 г. российский Святейший Синод принял решение об образовании в Петербурге специальной Комиссии для предварительного выяснения условий и требований, которые могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с Православной Российской Церковью. Председателем Комиссии стал архиепископ Антоний (Вадковский), секретарем – профессор СПбДА В. В. Болотов. Это знаменовало начало нового активного этапа диалога со старокатоличеством. В 1894 г. аналогичная комиссия была образована при международной старокатолической епископской конференции.

Переговоры затянулись, и комиссии работали: старокатолическая до 1908 г., а православная до 1910 г. последний раз вопрос о возможном объединении со старокатоликами встал на Поместном Соборе 1917-1918 гг.

На семинаре основное внимание будет обращено на первый период, 1871-1875 гг., - в соответствии с изучаемым периодом.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 687; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!