ИТОГ: крайнее обострение проблемы священства у старообрядцев-поповцев. Они пытаются как-то её решить, для этого нужен свой архиерей.
Жесткие антистарообрядческие меры правительства имп. Николая I, подкрепленные соответствующими законодательными актами, поставили под угрозу само существование беглопоповщины и вынудили старообрядцев энергично заняться поисками собственного архиерея. Ок. 1828/29 г. настоятель Куренёвскогомон-ря в Подольской губ. Ираклий с 15 старообрядческими иноками в поисках «древлеправославного» епископа путешествовал по Турции и добрался даже до Египта. В 1832 г. на Рогожском кладбище в Москве в присутствии представителей с Ветки, Иргиза, Керженца, Стародубья и др. общин было решено приложить все усилия для приобретения собственного епископа. Многолетние поиски архиерея, предпринятые старообрядческими иноками Павлом (Великодворским) и Алимпием (Милорадовым), привели к присоединению к старообрядчеству 28 (или 29) окт. 1846 г. через Миропомазание и отречение от «ересей» находившегося на покое греч. митр. Амвросия. (ПЭ)
В 1839 г. в старообрядческом поселке Белая Криница (Австрийская империя) предпринята попытка обрести архиерея.
Инок Павел (Великодворский): сбор денежных средств, прошение к австрийскому императору о создании епископской кафедры. Поддержка влиятельных иезуитов; декрет австрийского императора 1844 г. о разрешении основать монастырь в Белой Кринице и открыть въезд в него иерархов из-за границы.
Экспедиция инока Павла и монаха Алимпия (Милорадова) с целью поисков архиерея (Славония, Далмация, Палестина, Сирия, Египет). Итог: в Константинополе найден митрополит Амвросий (Паппа-ГеоргополиАмирей)Босно-Сараевский, удаленный по доносу со своей кафедры и живший на небольшую пенсию.
|
|
Преосвященный Амвросий обещал (за деньги) перейти в старообрядчество и поставить «в наместника себе другого архиерея».
Вопрос о чине присоединения:
Инок Павел (Великодворский) вкупе с преосвященным Амвросием предлагал третий чин (отречение от ересей и покаяние), зарубежные же староверы - второй чин (отречение от ересей и миропомазание). Старообрядческий собор, собранный по этому вопросу в октябре 1846 г. решение о принятии через миропомазание.
Чин проклятия ересей «переведен на греческие литеры» с выговором «слов по-русски», перед таинством преосв. Амвросий исповедался у старообрядческого иеромонаха Иеронима, хотя тот не знал греческого, а Амвросий – русского языка. Присоединение – 28 октября 1846 г.(7354 г. «от сотворения мира»).
В 1847 г. преосвященный Амвросий поставил в епископа с. Майнос (Турция), наместника Белокриницкой митрополии, дьяка (уставщика) Киприана Тимофеева, получившего в монашестве имя Кирилла(Он долгое время самый авторитетный иерарх Бел. иерархии), и вместе они поставили третьего архиерея — епископа Славского Аркадия (Дорофеева) для турецких староверов. Таким образом была учреждена Белокриницкая или Австрийская иерархия.
|
|
Дальнейшее развитие событий:
· Каноническое послание русского Святейшего Синода в Константинополь: просьба принять меры к возвращению Амвросия или подвергнуть его церковному осуждению
· Уведомление Константинопольской Патриархии Карловацкому сербскому митрополиту Иосифу (Раячичу) о недопустимости архиерейского служения преосвященного Амвросия в Австрии, а самому старообрядческому митрополиту — указание на его каноническое преступление: он совершал архиерейские священнодействия, в том числе, рукоположения, не имея на то разрешения своего Первоиерарха.
· Российская государственная власть: требование Николая I к австрийским властям закрыть Белокриницкий монастырь, угроза - разрыв дипломатических отношений - митрополит Амвросий вызван во Львов, переправлен в Вену, где ему было предъявлено девять обвинений.
· Митрополиту Амвросию не разрешили вернуться в Буковину, поселив в Цилли (современная Словения) под домашним арестом, где его навещали старообрядцы. После кончины (1863) похоронен на греческом кладбище в Триесте (Италия), заочное отпевание в Белой Кринице; в 1996 г. на Всемирном соборе старообрядцев Белокриницкого согласия причислен к лику святых, в 2000 г. его останки были перенесены в старообрядческий собор г. Брэила (Румыния).
|
|
Дальше у них случились некоторые тёрки, подробно смотрите в ПЭ, суть в том, что российский еп. Симбирский Софроний (Жиров), который типа отвечал за всю Россию, начал бузить и плохо себя вести. Ему сделали бо-бо и вместо него назначили архиеп. Владимирского Антония (Шутова). Он был хорошим
Фактически начало Белокринницкой иерархии в России было положено Антонием (Шутовым). Антоний получил право учреждать епархии и ставить в них епископов не только по всей России, но и в Персии, оповещая об этом Белокриницкую митрополию. К концу его жизни существовало 14 епархий, он рукоположил более 200 священников.
За время своего архиерейства Антоний рукоположил свыше 200 старообрядческих священников. Он не только никогда не брал денег за поставление, но, напротив, дарил новопоставленным клирикам церковные книги, облачения, утварь, иногда даже походные церкви. Кроме того, Антоний делал значительные денежные пожертвования в заграничные мон-ри и церкви.
|
|
Дальше в презентациях ничего нет, но вот ещё несколько фактов:
Окружное послание 1862 года с попыткой унификации богословия. Конфликт из-за отношения к РПЦ – в одного ли Бога верят или нет, о написани имени Иисус/ Исус и о том, что за этим именем скрывается Антихрист. Кароче, пытались убрать фанатизм и дурость, а в результате произошёл раскол – на окружников и неокружников.
Издание «Окружного послания» оказало косвенное влияние на переход в единоверие 23 июня 1865 г. неск. видных деятелей Б. и.: наместника Белокриницкой митрополии Браиловскогоеп. Онуфрия (Парусова), авторитетного полемиста согласия Коломенского еп. Пафнутия (Овчинникова) (вернулся в старообрядчество в 1882), архидиак. митрополии Филарета, священноинокаИоасафа и иеродиак. Мелхиседека. В подготовке этого события деятельное участие принимал Субботин, составивший от имени названных старообрядцев «объяснительные записки», к-рые в кон. марта 1865 г. были поданы Московскому митр. свт. Филарету (Дроздову).
Александр II
Имп. Александр II сохранил в силе все законоположения относительно старообрядцев, утвержденные в царствование его отца.
Политика Николая была просто не замечать старообрядцев, типа их нет, они вне закона.
При имп. Николае одна из часовен (Никольская) Рогожского кладбища была превращена в единоверческую церковь (23 сент. 1854), после смерти свящ. Иоанна Ястребова (19 дек. 1853) и перехода свящ. Петра Русанова в единоверие (21 нояб. 1854) на Рогожском кладбище не осталось ни одного старообрядческого священника, и восполнить этот недостаток было невозможно, поскольку прием новых попов был категорически запрещен еще раньше. Вскоре последовало распоряжение о прекращении церковных служб на Рогожском кладбище за неимением священников.
Однако 21-22 янв. 1856 г. богослужение там все же состоялось, что вызвало резкий протест со стороны Московского митр. Филарета. Дело было рассмотрено секретным комитетом в С.-Петербурге, к-рый предложил запечатать алтари Рогожского кладбища. 20 июня 1856 г. Александр II одобрил это решение.
Реформы:
В 1874 г. был принят закон о записи при полиции старообрядческих браков, до этого времени безусловно не признававшихся.
В 1864 и 1875 гг. создавались комиссии по изучению раскола, предложения к-рых легли в основу закона, принятого 3 мая 1883 г., «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб». Этот закон предоставил старообрядцам нек-рые гражданские права: производить торговлю и заниматься промыслами, занимать общественные должности и др.
Старообрядцы получили и ряд религ. прав. Им, напр., разрешалось «творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам как в частных домах, так равно в особо предназначенных зданиях». Кроме того, с разрешения министра внутренних дел и по согласованию с Синодом дозволялось распечатывать ранее запечатанные молитвенные здания.
Старообрядческие священнослужители (за к-рыми не признавалось духовное звание) не должны были подвергаться преследованию за совершение духовных треб. Исключение составляли те случаи, когда старообрядческие духовные лица «окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными», что и без этого уточнения считалось уголовным преступлением, согласно ст. 196 «Уложения о наказаниях».
Закон 1883 г. накладывал многочисленные ограничения на церковную жизнь старообрядчества: он предписывал старообрядческим священнослужителям не употреблять церковных облачений вне стен моленных, ремонт и строительство к-рых были обставлены рядом запретов, открытие новых и «распечатывание» закрытых ранее мон-рей и скитов запрещалось.
Николай I
В манифесте «Об укреплении начал веротерпимости», объявленном 17 апр. 1905 г., говорилось, что «отпадение от православной веры в другое христианское вероисповедание или вероучение не подлежит преследованию», духовные лица старообрядцев (и сектантов) подлежали «исключению из мещан или сельских обывателей и освобождению от призыва на действительную военную службу», однако старообрядческие священнослужители не получили прав и привилегий, даже тех, к-рыми обладало духовенство «иностранных» христ. исповеданий. В 12-м пункте манифеста предписывалось «распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, не исключая случаев, восходивших чрез комитет министров до Высочайшего рассмотрения, так и по определениям судебных мест».
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!