Благодаря этим мерам массовое отпадение крещеных татар в конце XIX века стало явлением исключительным.



Но существенно потеснить ислам в продолжение всего столетия не удалось. По-прежнему он оставался религией большинства татарского народа. Среди башкир и киргизов (казахов) мусульманское духовенство не без успеха совершало свою пропаганду. Чуваши и мордва были полностью христианизированы, а у черемисов (марийцев) лишь немногие селения оставались языческими.

Западная Сибирь

В начале 19 века полный ахтунг. С 1825 там арх. Евгений Казанцев, пишет, что люди ничего не знают, по домам молятся идолам и вообще совершенно не вдупляют. Обратился в Синод за помощью. Учередили миссии. Одна из миссий была устроена на севере – в Обдорске в 1832 году, другая на Алтае в 1830 году (ее возглавил архим. Макарий Глухарёв)

Он обосновался в горах Алтая в селении Улале, среди язычников-телеутов. Со своими помощниками ездил по селениям язычников, устраивал миссионерские станы, освящал церкви. Они не гнались за числом обращенных, крестили не иначе, как после долгого научения вере; воспитывали новокрещенных в христианском духе, обучали их русскому языку, устраивали их быт, приучали кочевников к оседлой жизни, завели больницу, устраивали школы. За 13 лет крестили 675 человек – но очень качественно их воспитали. Он же написал ценное пособие для миссионеров «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между магометанами, евреями и язычниками в Российской державе»

 

Во второй половине 19 века на Алтае митрополит Макарий Невский. В 19 лет приехал туда (в 1854), пострижен в монахи в честь первого Макария (Глухарёва). Тоже много сделал. Составил алтайский букварь. Перевёл Евангелие, и другие книги. Типография.

После многих лет миссионерского послушания на низших должностях отец Макарий (Невский) был назначен начальником Миссии, а через год, в 1884 году, в связи с переводом епископа Владимира (Петрова) на Томскую кафедру, был хиротонисан в епископа Бийского. Впоследствии он занимал Томскую, а с 1912 по 1917 годы уже на склоне лет, Московскую митрополичью кафедру.

 

К концу столетия Алтайская миссия имела до 70церквей и молитвенных домов, 3 монастыря, 48 школ. В 1880 году из Алтайской миссии выделена была Киргизская миссия с центром в Семипалатинске. В Енисейской епархии с успехом проповедовала христианскую веру язычникам-хакассам Минусинская миссия. На севере Сибири в Тобольской епархии подвизались миссионеры из Обдорской, Кондинской, Сургутской и Туруханской миссий, в Туркестане была устроена Семиреченская миссия в городе Верном (ныне Алма-Ата).

 

Восточная Сибирь

Архиерей Михаил (Бурдуков) в 1814 году открыл Забайкальскую миссию для бурят. В этой Миссии трудились знаток бурятского языка священник Александр Бобровников и крещеный бурят Михаил Сперанский. Деятельным проповедником и просветителем язычников был иркутский архиепископ Нил (Исакович), занимавший кафедру в 1838–1853 годах. Он много путешествовал по бурятским селениям и считается в науке первым русским исследователем буддизма. Его сподвижником по переводу Священного Писания на бурятский язык стал Николай Нилов-Доржеев, по происхождению монгол и до крещения – ламаист. Он уверовал во Христа в Даурии после видения Креста на небе. Став миссионером, Николай Нилов-Доржеев принял священный сан, до конца жизни он переводил Священные и Богослужебные книги на бурятский язык.

 

Америка

 

С конца ХVIII столетия действует миссия.

На о. Кадьяк посланы 8 валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Монахи построили храм и начали проповедовать Евангелие алеутам и крестить их. Архимандрит Иоасаф в одном из писем писал: «1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяк. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, построили церковь, а время позволит – сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать». Один из миссионеров, иеромонах Макарий, после того, как все жители Кадьяка были крещены, отправился на остров Уналашку, а иеромонах Ювеналий перебрался на Аляску и проповедовал там, пока не принял мученическую кончину от рук язычников.

 

В 1799 году учреждена Кадьякская викарная кафедра при Иркутской епархии, на которую был назначен хиротонисанный в епископа Иоасаф (Болотов) но, возвращаясь на остров, он со своими спутниками погиб, застигнутый штормом. Новая епископия была закрыта. В помощь оставшимся миссионерам в 1804 году прислали иеромонаха Александро-Невской Лавры Гедеона, который, пробыв на островах 3 года, навсегда покинул их, оставив вместо себя монаха Германа.

 

Прп. Герман Аляскинский (1757, Серпухов – 1839, Аляска)

С 16 лет послушник Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива. Дальше Валаам. В миссии сначала вообще был завхозом. Потом поставлен во главе Миссии, отказался от рукоположения. Был очень ученый, весёлый. Как нянька заботился о народах. Святой в 1969 году.

 

В 1821 году русское правительство вменило в обязанность Американской компании иметь достаточное число храмов и священнослужителей на своей территории. С этой целью на Аляску и Алеутские острова Синод направил священников Фрументия Мордовского и Иакова Нецветова. В 1823 году на остров Уналашку прибыл отец Иоанн Вениаминов, впоследствии митрополит Иннокентий, великий миссионер, апостол Америки и Камчатки, причисленный к лику святых.

 

Митр. Иннокентий (1797 Иркутская епархия –

1806 в Иркутскую семинарию

1821 – пресвитер

1823 – в миссионерской миссии

В своих путешествиях по островам изучал языки, быт, обычаи народов, которым проповедовал. Плодом этого изучения явилисьтруды по географии, этнографии и лингвистике, принесшие ему мировую известность как ученому. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лысьевского языка и перевел на него Евангелие, Катехизис и молитвы. Он крестил десятки тысяч людей, строил храмы, открывал школы, в которых сам обучал детей основам христианской жизни.

1850 – епископ Камчатский, Курильский и Алеутский.

Его творение «Указание пути в Царство Небесное», написанное в 1833 году и неоднократно издававшееся, было переведено на многие языки Севера и содействовало великому делу христианской миссии.

В 1857 году святитель перенес свою кафедру на Амур в Благовещенск. А в Новоархангельске в 1858 году открылось викариатство. Через 10 лет в связи с продажей русских владений в Америке Соединенным Штатам Новоархангельская кафедра была упразднена, но в 1870 году, по почину святителя Иннокентия, в Америке учреждена самостоятельная Алеутская и Аляскинская епархия с центром однако не на островах, а в Сан-Франциско. Это была самая обширная епархия в мире; в ее состав входила вся Северная и Южная Америка.

1868 – переведён на московскую кафедру.

Китай

За пределами России в XIX веке продолжала действовать Православная Духовная миссия в Пекине. В основном занималась окормлением русских поселенцев в Китае. +  являлась связующим звеном в отношениях между двумя великими государствами.

В начале прошлого столетия Миссию возглавлял выдающийся ученый-синолог, имя которого вошло в мировую науку, архимандрит Иакинф (Бичурин). Он 13 лет провел в Китае, собрав там обширный материал по языкам, истории, этнографии, религиоведению и географии Китая, Монголии и Тибета. В России опубликованы его многочисленные труды, доставившие ему звание академика. Он умер в 1853 году.

 

По трактату 1858 года китайское правительство предоставило Миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства, это позволило русским миссионерам проповедовать среди китайцев с большим, чем прежде, успехом. В начале 60-х годов для Пекинской миссии была составлена новая инструкция и утверждены новые штаты. По этим штатам Миссия состояла из начальника в сане архимандрита, трех иеромонахов, священника, катехизатора и трех учителей. Члены Миссии отправлялись в Китай на бессрочное служение. Им запрещалось участвовать в политической жизни Китая и прибегать к интригам, хитрости и насилию по отношении к местному населению. В конце столетия Миссия располагала двумя училищами, в которых занималось более 50 учащихся. Много внимания Миссия уделяла переводческим трудам и изданию богослужебных и духовных книг не только на китайском, но и на японском, корейском и манчжурском языках.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!