Движение имяславцев: проблемы и факты.
1907 г. - издание книги пустынника-схимонаха Илариона (Домрачева)«На горах Кавказа» (записанные беседы автора с его учителем старцем Дисидерием о духовной жизни, прежде всего о молитве Иисусовой и ее практическом навыкании); опубликована она была на средства великой княгини Елизаветы Федоровны по рекомендации оптинского старца Варсонофия (Плиханкова).
· Книга принята на Афоне одобрением большинством «простецов»-молитвенников в Фиваидском скиту, откуда вышел сам схимонах Иларион.
· 1909 г. - на Афоне смущения и разделения по поводу этого сочинения на сторонников учения о. Илариона, которые исповедают, что «Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа свято само по себе, неотделимо от Бога и есть Сам Бог» («имяславцы»), и их противников («имяборцы»).
· 1912 г. - богословские споры по поводу учения о. Илариона активизировались в России: ряд критических статей в монашеском журнале «Русский инок» (издавался с 1910 г. в Почаевской лавре), в ответ – «Апология веры в Божественность Имен Божиих и Имени «Иисус» афонского иеромонаха Антония (Булатовича). Радикальный противник имяславцев - архиепископ Антоний (Храповицкий): считал учение о имяславии «весьма сходным с хлыстовщиной», а схимонаха Илариона и его сторонников - «впавшими в прелесть».
· 1913 г. на Афоне - открытый конфликт: собор братии Андреевского скита во главе с иеромонахом Антонием (Булатовичем) низложил имяборцаигумена Иеронима, изгнав его с 70 сторонниками из скита, и избрал нового игумена Давида.
|
|
В дело вмешался новый Вселенский патриарх Герман V, а греческие власти послали к Андреевскому скиту отряд. Халкинское богословское училище, которому Вселенский патриарх поручил исследование учения имяславцев, признала его неправильным.
· 5-месячная блокада имяславцев, установленная русским посольством в Константинополе: монахи были лишены почты, подвоза продовольствия, посылок и денежных переводов.
· 16 мая 1913 г. - экстренное заседание Синода по вопросу о божественности самого имени Иисуса: доклады архиепископов Антония (Храповицкого) и Никона (Рождественского)и профессора СПбДА С.В. Троицкого.
· Во всех учение об имяславиипризнано еретическим: учении имяславцев как «богохульном и еретическом» "Мнение, что они (имена Божии) суть энергии Бога, – есть новоявленное и суесловное, а их довод, что каждое слово Бога, как энергия Его, не только дает жизнь и дух, само жизнь, само оно Бог, – этот довод, применяемый широко, ведет к заключениям…, которые, вопреки всем их отрицаниям, пахнут пантеизмом…"
· Июнь 1913 г. - на Афон прибыли архиепископ Никон и профессор С.В. Троицкий: призыв подчиниться решению Святейшего Синода и увлекшихся этим учением смириться и покориться голосу Матери-Церкви.
|
|
· Перепись братии в Пантелеимонове монастыре: имяславческие утверждения поддерживает 517 иноков, и оппонентов (имяборцев) - 661, не явилось на свидетельство своей позиции 360 насельников.
· Июль: 583 монаха-имяславца из Пантелеимонова монастыря и Андреевского скита насильственно посажены на пароход «Херсон» и вывезены с Афона.
Оценка этого в России:
· Император Николай II: благосклонный прием депутации имяславцев в феврале 1914 г.
· Митрополит Московский Макарий (Невский): допустил афонитов-имяславцев к причастию Святых Таин и к священнослужению 25 имяславцев, переданных на суд Московской Синодальной конторе.
· Императрица Александра Федоровна: «Никон (этот злодей с Афона)…у него … на душе грех Афона». (Видимо, имеется в виду арх. Никон Рождественский)
· Русские религиозно-философские круги: интерес к «афонскому спору»; о. Павел Флоренский, В.Ф. Эрн, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой - призыв серьезно и осторожно отнестись к этому спору.
· Война 1914 г.: Красный Крест назначил некоторых из допущенных к священнослужениюафонитов в свои лазареты и передовые отряды в качестве священников; о. Антоний (Булатович) попал в передовой отряд Красного Креста, будучи ранен, поселился в имении матери на юге России.
|
|
· Вопрос о имяславцах рассматривался на Поместном Соборе 1917–1918 гг.; в подотделе «Об афонской смуте» отдела «О внутренней и внешней миссии» под председательством Полтавского епископа Феофана (Быстрова).
· Но члены подотдела имели разные взгляды на движение.
- Секретарь подотдела В.И. Зеленцов (будущий Прилукский епископ Василий): имябожники - опасные еретики, облегчение их участи - результат противозаконных действий гражданских властей;
- член подотдела С.Н. Булгаков: - попытка философского и богословского обоснования имяславия («Философия Имени»).
· 1 августа 1918 г. - «Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора», но в пленарных заседаниях Собора вопрос рассмотреть не успели.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!