Арт-терапевтические техники и психологические упражнения



Как мы уже писали, на Встречах теоретического, практического и профилактического блоков используются модификации различных арт-терапевтических техник и авторские техники, созданные Еленой АсенсиоМартинес специально для работы по теме конфликтов в межличностных отношениях подростков и их родителей.

Практический блок полностью базируется на арт-терапевтических техниках. Работа с использованием этих техник позволяет клиентам актуализировать конфликтные смыслы в отношениях, исследовать и переработать их, а также осознать основные проблемные зоны в их жизни и выбрать адекватные пути преодоления конфликтов. Кроме того, у клиентов появляется возможность осознать свои роли и чувства и выработать свое отношение к теме конфликта, поняв и приняв при этом позицию Другого. Благодаря арт-терапевтическому процессу от Встречи к Встрече у клиента расширяется зона видения происходящего в его жизни, он может увидеть проблему не поверхностно, а более глубоко, и не только с позиции своего Я, но и с позиции Другого (роди­теля/подростка), и даже с общей (двусторонней) позиции («Мы в наших отношениях»). А это уже позиция наблюдателя, и клиент оказывается не только внутри процесса и проблемы, но и за их пределами, что дает ему возможность посмотреть на проблемы в отношениях с разных сторон, целостно. Это, в свою очередь, обогащает опыт клиента и выво­дит его на более высокий уровень общения, развития партнерских отношений, способствует решению проблем.

Арт-терапевтические техники практического блока дают каждому из клиентов возможность максимально приблизиться к осознанию себя в конфликтах (и своей картины мира в целом), прояснить пози­ции и взгляды на совместные конфликты в ходе создания творческих работ, которые опосредуют тенденции внутреннего мира клиентов. Это позволяет прочувствовать и осознать мотивы, предмет, содержа­ние, процесс и динамику конфликтов. Кроме того, творческий про­цесс дает возможность подростку и родителю открыть в себе и друг в друге потенциал для дальнейшего конструктивного общения и раз­вития отношений, преодолеть стереотипное мнение о партнере,взглянуть на него по-новому, увидеть новые смыслы и стороны его личности, богатство его внутреннего мира. Все это способствует мощному обмену чувствами, мыслями, «картинами» уникального внутреннего мира друг друга и помогает удовлетворить актуальный запрос родителей на разрешение трудных или затянувшихся кон­фликтов в отношениях с подростком. Подросток и родитель учатся учитывать мнения и позиции друг друга в повседневном взаимодей­ствии, начинают чувствовать и признавать уникальность Другого и свою уникальность. Таким образом осуществляется переход от деструктивных форм общения к конструктивному диалогу и позитив­ным отношениям.

Следует отметить, что почти все арт-терапевтические техники практического блока направлены на работу с эмоциями и чувствами клиента. Это связано с тем, что в условиях конфликтов как подростку, так и родителю порой очень трудно справиться с чувствами.

Приведем пример такой работы. В ходе Встречи 15 мы предлагаем каждому клиенту отразить чувства, которые он испытывает в процессе конфликта, а затем чувства, которые, по его мнению, испытывает пар­тнер. После этого и родитель, и подросток рисуют по одному чувству из тех, что отражены в обоих «зеркалах». Появляется возможность увидеть, насколько совпадают чувства партнеров в конфликте, насколько тщательно прорисовывает свои чувства клиент, реакции партнеров, их отношение к работам друг друга, степень открытости и доверия в семье. Можно спросить, почему клиент выбрал для рисунка именно это чувство, насколько значимо оно для него (для партнера). Таким образом, и специалист, и клиенты получают обширный мате­риал для размышлений о конфликтах, для анализа отношений в семье.

Клиент может переживать сложные чувства в процессе работы над основной темой арт-альбома, и мы предлагаем ему в ходе Встречи 19 поработать с наиболее сложным для него чувством. Важно, чтобы клиент не игнорировал это чувство, а смог в безопасной доверительной обстановке проработать его. С этой целью клиентам предлагается зада­ние в русле визуально-нарративного подхода с элементами драматиза­ции: создать маску сложного чувства, которое было выявлено в ходе Встречи 15, в рисуночной технике или в технике коллажа, а затем написать повествование «от имени» чувства и прочитать его с нужныминтонированием, приложив маску к лицу. Важно, чтобы клиент всту­пил во взаимодействие со своим чувством, «взял верх» над ним. Здесь уместна будет такая метафора: важно, чтобы клиент в этот момент, в условиях сессии, «обладал» этим чувством, а не чувство «обладало» им. Обратная связь на этапе вербализации и дистанцирования от твор­ческого продукта способствует рефлексии и осознанию. Если психолог видит, что клиент не до конца проработал чувство, можно предложить ему продолжить работу с маской: добавить деталей, дорисовать, поме­нять цвета, используя гуашь, и понаблюдать, какое новое чувство (или чувства) появилось у клиента. Как вариант можно предложить пере­делать исходную маску в другую, олицетворяющую менее сложное чувство для него, и тем самым смягчить процесс завершения сессии. На языке арт-терапевтов это называется трансформацией (или переструктурированием).

На Встрече 21 у участников есть возможность разобраться в чув­ствах, возникающих на всех этапах конфликта (в начале, в середине, в конце). Клиенту нужно выявить свои чувства на каждом этапе и подобрать к каждому чувству пиктограмму (символ), цвет, линию, слово. Эта техника дает возможность работать над чувствами, «про­пустив их» через различные творческие формы посредством ассоци­аций. Клиенты подбирают множество ассоциаций, вследствие чего чувство «наполняется» разнообразными смыслами и становится более «объемным» через подобранный и созданный символ, линию, цвет, слово. В результате могут рождаться новые смыслы для ранее «однозначного» чувства, появляется расширенное видение этого чувства. Здесь подходит такая метафора: можно «поиграть с чув­ствами».

И родитель, и ребенок создают рисунок из цветных линий, кото­рыми он обозначил свои чувства в процессе конфликта, а затем пишут текст, рассказ, используя слова-ассоциации для чувств в конфликте. Эта работа рождает новые, нестандартные смыслы в рисунках и рас­сказах. Такое отреагирование чувств приводит к эмоциональной разрядке (катарсису), «включается» юмор, стимулируются креатив­ные смыслы и новые идеи, облегчается восприятие «тяжелых» чувств и самой темы конфликта в жизни человека. Важно, чтобы клиенты поняли, что конфликты между близкими людьми — это неотъемле­мая часть жизни. Их невозможно избежать, но можно правильно «прожить» и «пережить», вместе преодолеть и выйти на новый, более высокий уровень отношений, поддерживая партнерство.

В ходе Встречи 16 отмечаем, что у конфликта есть две стороны: «темная» и «светлая». Про «темную», как правило, знают все, а вот «светлую» найти сложнее. Приводим такую аналогию: в ходе кон­фликта человек может услышать грубые оценочные суждения в свой адрес («темная» сторона), но при этом партнеры проясняют позиции и могут достичь договоренностей по давней проблеме («светлая» сторона). То есть не все в конфликте категорично и однозначно (только плохо или только хорошо). На этой Встрече предлагаем кли­енту создать контрастный рисунок (как две стороны медали): для каждой стороны подобрать цвета и название, а потом назвать творче­ский продукт в целом. Это работа на интеграцию, а также на расши­рение и углубление видения и понимания клиентом своего психоло­гического материала. Он получает возможность пересмотреть свои установки по отношению к конфликту.

Этому способствует еще одна техника: на основе контрастного рисунка из пластилина создаются два образа, олицетворяющих «тем­ную» и «светлую» части, и затем клиент разыгрывает диалог между этими сторонами. Работа с пластилином — тактильная, с помощью этого материала можно отреагировать агрессивные тенденции, неод­нократно преобразовывать созданное, «укрощать» материал и «вла­деть» им. Здесь уместна метафора «все в моих руках», я сам создаю и разрушаю и потом опять создаю... (это мой процесс, и я выбираю...). Такая работа дает эмоциональную разрядку в безопасной для окружа­ющих форме. Через отреагирование сильных чувств при грамотном сопровождении специалиста стимулируются рефлексия и глубинное осознание.

В работе над конфликтами в детско-родительских отношениях важно, чтобы и дети, и родители осознавали не только чувства, но и роли, и особенности своего поведения в процессе конфликта. Эта задача решается в ходе Встреч 18 и 20. Предлагаются техники, которые с помощью метафор и метафорических смыслов дают возможность глубже осознать свои роли. Например, техника «Мои образы в кон­фликте»: клиент сначала продолжает фразу от имени выбранного длясебя образа: «Я, как кошка, тигр, выпускаю когти, чтобы защититься, напасть» и т. д. Здесь тоже важно осознание клиентом себя через мета­фору «кто я — хищник или жертва, какова моя стратегия, как я веду себя: нападаю или защищаюсь?».

Более углубленному осознанию линии поведения, эмоций и чувств в конфликте способствует арт-терапевтическая техника «Стихии в конфликте» (Встреча 20). Клиенту предлагается соотнести себя с одной из природных стихий, которая отражает его в конфликте, и соз­дать рисунок этой стихии, а затем продолжить фразу «Я как... (выбран­ная стихия)» и произнести ее с нужной для себя интонацией. Эта тех­ника способствует осознанию не только себя самого, но и партнера, так как каждый из клиентов еще и пишет рассказ о своем партнере, иден­тифицируя его с той природной стихией, с которой он предварительно проассоциировал партнера. Здесь метафора дает некую защищенность и содержательное разнообразие в рамках выбранного образа, напри­мер, для родителя подросток выбрал огонь, но огонь может как давать тепло и уют, так и обжигать. Специалисту важно понять смысловое поле предъявляемой метафоры, которая может задать дальнейшее движение в сессии и в арт-терапевтическом процессе в целом, и еще важно понять, насколько совпадает восприятие партнерами друг друга.

На завершающей Встрече 22 практического блока, по аналогии со Встречей 15, клиент продолжает работу с «отражением» своих чувств в письменной и рисуночной форме, но уже с багажом работы над собой в сфере чувств и поведения в процессе конфликта и с осознанием своих «слабых» и «сильных» сторон. И родителю, и ребенку предлагается выделить чувства, от которых он хотел бы «отказаться» в процессе конфликта. Обращаем внимание специалиста на то, что это символиче­ски может быть очень важным для клиента, так как у него после осоз­нания чувств, например, несущих деструктивные последствия, есть возможность признать их и отказаться от них в пространстве совмест­ной работы родителя и ребенка. Это дает возможность транслировать открытую культуру и наблюдать символический отказ от прежних паттернов (линий) поведения, вызываемых и «подпитывающихся» деструктивными (негативными, отрицательными) чувствами. Также клиенту предлагается выделить чувства, которые он хотел бы испыты­вать, которые необходимы ему для того, чтобы разрешать конфликтысозидательным путем, и тем самым создавать условия для продуктив­ных отношений и вносить свой вклад в развитие конструктивного общения в семье. И здесь важно то, что клиент может целенаправленно выделить и четко осознать те ресурсы, которыми он уже обладал, на которые опирался, и открыть в себе новые ресурсы. А выделяя для себя то, что он хотел бы приобрести на уровне чувств для созидательного разрешения конфликтов, он задает себе некие ориентиры на потенци­альное саморазвитие, формирует зону ближайшего развития.

Очень важно, что подросток и родитель делают эту работу одновре­менно и параллельно. Это значит, что динамику работы и личностный рост друг друга партнеры могут наблюдать в пространстве совместной деятельности. Это может повлиять на их жизнь в целом, изменить семей­ную атмосферу, среду, в которой закладываются и формируются отно­шения, а также происходит развитие ребенка на интеллектуальном, эмоциональном и поведенческом уровнях. И в данном случае содержа­тельная работа родителя над собой может служить неким примером и ориентиром в будущей взрослой жизни подростка.

Очень часто в период подросткового кризиса родители теряют свой авторитет и лидирующие позиции, а для подростка важны авторитет­ные люди и лидеры, и часто он находит их в среде сверстников (нефор­мальных объединений). Тогда он перестает прислушиваться к родите­лям, а порой игнорирует их и их просьбы. В условиях совместной работы в арт-альбомах у родителя появляется возможность в конструк­тивной форме через общение и творчество, в доверительной атмосфере донести до ребенка важные родительские смыслы и послания. В свою очередь, и у ребенка тоже появляется такая возможность. Считаем это очень важным — родителю не утратить, сохранить и укрепить довери­тельный контакт с внутренним миром ребенка, а ребенку — с внутрен­ним миром родителя именно в кризисный период. Работа средствами арт-терапии дает возможность легче пережить это трудное для обоих партнеров время.

У ребенка и родителя появляется возможность поддержать и углу­бить внутренний человеческий контакт, основанный на дружеском начале и базовом чувстве любви. Взаимный контакт в ходе творчества и общения может открыть доступ к уникальному внутреннему миру ребенка и родителя, и это важно для всей последующей жизни.

Арт-терапевтические техники, используемые в теоретическом и профилактическом блоках, направлены на то, чтобы представить теоретический материал в наглядно-образной форме с опорой на личный опыт клиента. Это позволяет «увидеть» личный материал клиента уже с учетом полученных теоретических знаний, клиент соединяет личный опыт с приобретенными знаниями, что дает ему возможность более глубокого понимания себя и другого в конфлик­тах, во взаимоотношениях и в общении с людьми в целом.

На Встречах теоретического и профилактического блоков следует отметить, что арт-терапевтические техники, как правило, использу­ются в паре с психологическими упражнениями. Психологические упражнения применяются прежде всего для усвоения и закрепления теоретического материала, для овладения навыками конструктивного общения в условиях конфликтов, что способствует профилактике конфликтов в детско-родительских отношениях.

На Встречах практического блока арт-терапевтические техники являются основными, в профилактическом же блоке в качестве основных могут выступать психологические упражнения, способ­ствующие приобретению и отработке навыков конструктивного общения.(например, Встречи 24, 26), а техники арт-терапии исполь­зуются для подкрепления основного теоретического материала.

Приведем примеры использования психологических упражнений в сочетании с арт-терапевтическими техниками из профилактиче­ского блока.

На Встрече 24 после знакомства с теоретическими сведениями о технике «Я-высказывания» подросток и родитель выполняют упраж­нение на закрепление полученных знаний и отработку навыка форму­лирования «Я-высказывания». Упражнение разбито на несколько этапов в соответствии со схемой «Я-высказывания».

Участникам предлагают совместно выбрать ситуацию, вызывав­шую напряженность в отношениях между ними. Это позволяет свя­зать новые знания и новый навык с реальной жизненной ситуацией и освоить технику «Я-высказывания» на примере из собственной жизни. На первом этапе подростку и родителю предлагают вспомнить и записать ситуацию и действия партнера. Это позволяет научиться отделять свое мнение о действиях партнера (свою оценку и/илиинтерпретацию действий партнера) от реальных фактов для того, чтобы увидеть максимально объективную картину происходящего.

На втором этапе нужно вспомнить и описать свои чувства (реакцию) в выбранной ситуации — это позволяет тренировать умение понимать себя, дифференцировать чувства, давать им словесное описание.

На третьем этапе подростку и родителю предлагается описать при­чины возникших чувств — то есть рассказать о том, какие потребно­сти (ожидания) были «заблокированы» (не реализованы) в той ситуа­ции. Это позволяет клиентам, в дополнение ко второму этапу, на­учиться озвучивать свое состояние, принимая ответственность за то, что с ними происходит, избегая оценок и обвинений партнера.

На четвертом этапе клиентам нужно предложить свои варианты выхода из возникшей ситуации — варианты, которые могли бы учиты­вать интересы и потребности обеих сторон — подростка и родителя.

На этапе обсуждения подросток и родитель получают возмож­ность прокомментировать свой пример и обменяться впечатлениями о выполненном задании. Это позволяет создать целостное, «двухсто­роннее» видение одной и той же ситуации, прояснить чувства каждого партнера, увидеть несколько вариантов выхода из конфликтной ситуации. Также обсуждение дает возможность партнерам увидеть пользу техники «Я-высказывания» для отношений, расширить их представление об эффективном поведении в ситуации, вызывающей напряженность в отношениях, и о возможности разрешить эту ситуа­цию, не доводя до открытого конфликта.

После выполнения упражнения родителю и подростку предлага­ется арт-терапевтическая техника: каждый из них создает коллаж, олицетворяющий пользу «Я-высказывания» для каждого партнера и для их отношений в целом. Вначале им нужно подобрать и вырезать центральный образ, затем — слова или фразы-комментарии и в завер­шение дать название коллажу. Основная цель задания — побудить клиентов задуматься о том, чем может быть полезна техника «Я-высказывания» в повседневном общении, то есть «найти место в жизни» для полученных на занятии знаний и умений.

На этапе обсуждения, в процессе обратной связи родитель и под­росток получают возможность увидеть точку зрения каждого. Коллаж в целом дает представление о том, что хотят получить клиенты врезультате применения «Я-высказывания» в процессе конфликта и для его профилактики в повседневной жизни. Применение техники коллажа помогает сделать это задание увлекательным, дает дополни­тельные возможности для самовыражения.

В ходе Встречи 26 выполняется следующее упражнение: сначала один партнер высказывается на тему «Как я умею слушать партнера», вкладывая в свои слова чувства, а второй слушает его, второй партнер передает содержание, чувства и интонации, которые вкладывает пер­вый партнер в свой рассказ, используя парафраз и резюмирование. После этого партнеры меняются ролями.

Цель этого упражнения — закрепить теоретический материал, помочь овладеть навыками слушания (пассивного и активного). В процессе выполнения задания подросток и родитель по очереди находятся в двух ролях — «говорящего» и «слушающего». В роли «говорящего» клиент получает обратную связь о том, насколько точно он выразил те мысли и чувства, которые хотел передать. Высказывание на тему «Как я умею слушать партнера» само по себе представляет интерес по содержанию, это возможность высказаться, привлечь внимание партнера к столь важной теме. В роли «слушаю­щего» каждый клиент получает возможность тренироваться в умении услышать именно то, что сказал партнер, и освоить приемы слушания.

Смена ролей позволяет подростку и родителю лучше осознать теоретический материал, понять разницу между «пассивным» и «активным» видами слушания, овладеть навыками слушания и уви­деть возможности применения этих видов слушания в повседневном общении друг с другом.

После выполнения упражнения клиентам предлагается продолжить работу, используя арт-терапевтические техники, — создать два рисунка: нарисовать чувство, которое каждый из клиентов испытывал, когда говорил, и чувство, которое каждый испытывал, когда слушал, и дать названия каждому рисунку. Эта творческая работа позволяет про­иллюстрировать упражнение и выразить свое эмоциональное состоя­ние в период слушания и говорения. Таким образом, подросток и родитель могут проанализировать свои чувства в двух ролях — «слу­шающего» и «говорящего» — и соотнести их. Это помогает им понять, насколько легко или трудно каждому из них находиться в каждой изэтих ролей. Кроме того, они получают возможность привести соб­ственные аргументы в пользу слушания и говорения в конфликте, что позволяет им прийти к осознанию необходимости слушать и слышать друг друга даже в такой сложной ситуации, как конфликт.

«Говорить в процессе конфликта важно, потому что...» Это зада­ние позволяет подкрепить и расширить основное содержание теоре­тического материала о навыках слушания.

 

Арт-терапевтические техники теоретического и профилактиче­ского блоков могут выступать и в качестве основных, а не вспомога­тельных, поскольку они помогают задействовать личный опыт и вскрывать проблемные зоны в детско-родительских отношениях через отражение переживаний в пространстве рисунка, творческой работы. Например, на Встречах 12 и 23 именно они становятся веду­щими, хотя на первый взгляд может показаться, что основное — усво­ение теоретического материала, но по сути дела главное — это работа с клиентской проблематикой в области конфликтов в детско-родительских отношениях.

В ходе Встречи 12 «Осваиваем разные стратегии поведения» (теоретический блок) подросток и родитель знакомятся с теоретиче­скими сведениями о разных стратегиях поведения и последствиях их использования в конфликте. Дальнейшее ознакомление с темой про­исходит на примере типичной ситуации из повседневного общения подростка и родителя. Предложенный пример, расписанный в соот­ветствии с каждой стратегией поведения в конфликте, позволяет клиентам приобрести знания о том, как каждая стратегия поведения может выглядеть в реальной жизни, и им становится проще соотнести эти варианты со своим поведением и опытом.

Затем подростку и родителю предлагается выполнить практиче­ское задание на освоение и закрепление теоретических знаний с опорой на собственный опыт. Клиентам нужно совместно выбрать пример — конфликтную ситуацию из реального общения между ними, а потом описать варианты своего поведения в этой ситуации с использованием каждой стратегии. Таким образом, в ходе этого упражнения подросток и родитель соединяют полученные знания с реальным опытом, «примеряют» их к реальным обстоятельствамжизни. Тем самым расширяется их поведенческий репертуар, пере­сматривается привычное поведение в конфликтах.

Затем каждому клиенту предлагается создать два рисунка на темы «Стратегия, которая вам совсем не подходит», «Стратегия, которая вам очень подходит». Это позволяет им наглядно представить два варианта поведения в конфликте; закрепить полученные знания в образной форме; проанализировать теоретические сведения — срав­нить разные стратегии поведения в конфликте; соотнести теорию со своим личным опытом — выбрать «подходящий» и «неподходящий» для себя вариант поведения в конфликте; подумать о том, почему были выбраны именно эти стратегии — соотнести «плюсы» и «минусы» обеих стратегий со своими потребностями; обсудить с партнером варианты поведения в конфликте каждого из них и последствия, к которым может привести тот или иной вариант поведения, а также выбрать наиболее эффективные стратегии поведения.

В ходе Встречи 23 «Правила и знаки бесконфликтного общения» (профилактический блок) подросток и родитель знакомятся с прави­лами бесконфликтного общения. Клиентам нужно прочитать пред­лагаемый список правил конструктивного общения, а затем допол­нить его, если они сочтут это нужным. Такая форма побуждает под­ростка и родителя к активному, внимательному ознакомлению с темой, помогает вникнуть в материал и осознать, какие правила актуальны для общения именно в их семье.

Затем подростку и родителю предлагается выполнить творческое задание — создать «знаки бесконфликтного движения». Каждому клиенту нужно выбрать три правила и создать иллюстрирующие эти правила наброски-знаки на страничке альбомов, а затем и знаки к другим правилам, уже на отдельных листах, используя любую форму и размер. Специалисту следует обратить внимание на то, какие три правила выбирают клиенты, так как это могут быть либо наиболее актуальные для этой семьи правила, либо желаемые — некая компен­сация проблемных зон в детско-родительских отношениях. Эта работа позволяет клиентам соотнести теоретический материал с личным опытом и осознать наиболее значимые правила для «общей» дороги — пути к конструктивному общению. При этом каждый может выразить персональное мнение о том, какое поведение он считаетполезным для сохранения уважительных отношений в повседневном общении и в конфликте, а в ходе обсуждения задания услышать мне­ние партнера, понять его приоритеты и потребности. Кроме того, создание «знаков бесконфликтного общения» дает возможность про­явить творческие возможности, воплотить креативные идеи.

Здесь реализуется очень интересная, на наш взгляд, идея — под­росток и родитель продолжают работу и используют созданные ими «знаки бесконфликтного движения» дома в общении друг с другом (как «сигналы», напоминание о том, что важно для каждого из них в данный момент жизни «здесь и сейчас»). Таким образом создается возможность для реализации творческого подхода в повседневной жизни подростка и родителя, теоретические знания о правилах бес­конфликтного общения «переносятся» в реальное пространство жизни и общения, теория становится практикой. Техника «выходит за рамки консультирования» и может использоваться клиентами само­стоятельно, способствуя профилактике конфликтов и выработке совместного конструктивного языка общения в семье.

 

Арт-терапевтические техники и психологические упражнения в совокупности работают на результат консультирования по проблемам конфликтов в детско-родительских отношениях, помогают подростку и родителю освоить теоретический материал через наглядные, образ­ные формы и создают возможность для коррекции установок и пове­дения во взаимоотношениях подростков и родителей.

Созданный интегрированный подход делает процесс консультиро­вания эффективным, так как проработка личного материала и основ конструктивного общения происходит с помощью арт-терапевтических техник и психологических упражнений, открывая «рациональный» и «иррациональный» пути исследования себя, партнера и своих взаимо­отношений. Стимулируются и логическая, и чувственная сферы, что создает основу для целостного познания и самопознания, осознания отношений, более глубокого общения.

 

Заключение

Арт-альбомы в семейном консультировании используются около десяти лет. Сейчас уже можно с уверенность сказать, что такая форма работы весьма эффективна. Она очень сближает родителей и детей. Когда каждый из них создает свою творческую работу на одну и ту же тему, появляется возможность в образной форме увидеть позицию друг друга, особенности восприятия той или иной ситуации. Проблема как бы «выносится вовне», ее становится легче обсуждать. Наглядное представление чувств и мыслей очень помогает взаимопониманию и нахождению общего языка, а потому одновременное ведение арт- альбомов как нельзя лучше подходит для работы с конфликтами. Облегчается восприятие теоретического материала, и одновременно становится возможным личностное включение и проработка соб­ственных проблем. Специалисту необходимо помнить об основных принципах организации работы и о создании психологической безопас­ности, доверительной атмосферы. И тогда результаты будут заметны и ощутимы с первых Встреч!

Надеемся, что предложенный инструмент будет удобен и полезен для вас, и подчеркиваем, что это лишь основа для работы — очень многое зависит и от вас! Важно, чтобы вы привносили ваше профес­сиональное мастерство и творчество в работу с арт-альбомами.

Всегда рады партнерству и будем признательны вам за отклики и предложения, которые можно присылать по адресу сЬаппе1аЛ@таП.ги.

Желаем творческих успехов и созидания на профессиональном Пути!

 

С уважением, Елена АсенсиоМартинес (Васина)

 

 

Приложение 1

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!