Структура арт-терапевтической сессии



 

Каждая встреча представляет собой арт-терапевтическую сессию и строится по следующей схеме:

Этап 1. Разогрев.

Этап 2. Разработка темы, создание индивидуальной творческой работы.

Этап 3. Вербализация, обратная связь, рефлексия участников.

Этап 4. Завершение.

 

Первый этап: разогрев, настрой на работу, вхождение в тему Встречи, подготовка участников к творческой работе. На данном этапе используются двигательные упражнения, различные игры, изобрази­тельные приемы с учетом актуального состояния клиентов, тематики Встречи и т.д., то есть он наполняется содержанием по усмотрению специалиста и предполагает его собственный творческий подход.

Второй этап: разработка темы Встречи, которая включает в себя создание продукта творческой работы с учетом совета по технике выполнения. Он также может включать знакомство с теоретическими сведениями по темам Встреч, то есть в ход арт-терапевтической сес-

Условноеобозначение Содержание этапов арт-терапевтической сессии

Вступительная часть сессии

Этап 1. Разогрев (настрой), актуализация материала прошлого занятия

Основная часть сессии

Звезда Этап 2. Введение в тему занятия, индивидуальное заполнение альбома
Рука Совет по технике выполнения задания
Книга Теоретические сведения по тематике арт-альбома
Люди Этап 3. Вербализация, обратная связь о процессе выполнения задания и о продуктах творческой работы, рефлексия
Вопрос Размышление для самопознания и саморазвития

Заключительная часть сессии

Этап 4. Обмен впечатлениями о сессии в целом, рефлек­сия, подведение итогов, завершение сессии

* Вопросы, обозначенные этим значком (знак вопроса), предполагают размышление с целью самопознания и саморазвития в общении с самим собой. Клиент может сам иниции­ровать ответы на эти вопросы в ходе арт-терапевтической сессии, кроме того, эти размыш­ления могут быть актуализированы по его желанию в ходе последующих Встреч.

 

сии встраиваются темы, позволяющие ознакомить клиентов с осно­вами конструктивного общения, которые осваиваются и закрепляются с помощью заданий и арт-терапевтических техник.

Третий этап: вербализация, получение обратной связи в процессе обмена впечатлениями о работах друг друга, рефлексия. Вербализация и обратная связь предполагают рассказ клиента о продукте творческой деятельности и о процессе творческой работы, обмен впечатлениями о выполненном задании, способствуют личностной и коммуникативной рефлексии клиентов.

На этом этапе участникам может быть предложено несколько тех­ник, поэтому вербализация и обратная связь проводятся после каждой выполненной техники.

Четвертый этап: обмен впечатлениями о сессии в целом, подве­дение итогов Встречи, завершение сессии.

 

В арт-альбомах использованы условные обозначения, которые соответствуют определенному этапу сессии (см. табл. на с. 10).

 

Психотерапевтические подходы, лежащие в основе консультирования

 

Процесс работы с арт-альбомом базируется на сочетании основ гуманистической психологии, в частности, клиент-центрированной терапии К. Роджерса (центральная идея которой — ценность и уни­кальность человеческой личности, стремящейся к самоактуализации), с основами терапии искусствами, в частности, с практикой арт- терапии. В качестве вспомогательного используется когнитивно­поведенческий подход.

 

Клиент-центрированная терапия

 

Основные положения консультирования в клиент-центрирован- ной психотерапии:

• Человек — это единое и уникальное смысловое целое. Внут­ренняя природа человека позитивна, в ней заложены потенци­альные возможности для позитивного роста и совершенствова­ния, а творческий потенциал — неотъемлемое свойство его природы. Поэтому и терапия должна быть направлена на лич­ность клиента, а не на его проблему.

• Каждый человек обладает врожденным стремлением к само­актуализации, то есть внутренним ресурсом, и стремлением изменить себя и свою жизнь к лучшему. В задачи психолога входит пробуждение этой потребности.

• Доступ к ресурсу самоактуализации может быть заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта.

• В процессе терапевтических отношений клиент обретает доступ к своим ранее заблокированным возможностям, преодолевает трудности и личностно растет.

• Условием эффективности процесса изменения является довери­тельная эмоциональная атмосфера, которая создается консуль­тантом и клиентом, способствующая осознанию себя и развитию. В этом контексте терапевтические отношения выступают как опыт роста. По сути, это и является главной задачей клиент-цен-трированного консультанта — создание и поддержание отноше­ний, способствующих изменениям и личностному росту клиента {Андронникова, 2013).

Критерии успешности клиент-центрированной терапии:

• клиент воспринимает все аспекты «Я» и «Я в отношениях» с большей объективностью и удовлетворением;

• чувствует себя более независимым и более способным справ­ляться с жизненными проблемами;

• осознает себя как человека, более способного быть искренним, спонтанным и креативным; оценивает свой опыт с точки зрения своего Я;

• воспринимает себя в большей степени интегрированным, целостным, и в меньшей — «разобщенным».

По мнению К. Роджерса, процессу психотерапии способствуют четыре условия:

1.      сохранение безусловного позитивного отношения к выражае­мым клиентом чувствам (отсутствие осуждения);

2. эмпатическое восприятие жизненного опыта клиента;

3. аутентичность терапевта, включающая его способность пони­мать собственные потребности, спонтанно их реализовывать и нести ответственность за последствия своего поведения;

4. «отзеркаливание»: терапевт находится в функциональном состо­янии «зеркала», отражающего мысли и эмоции клиента. В задачи консультанта входит их понимание и переформулирование без подсказок и советов... максимально полно понять мир клиента, организовать его эмоциональную поддержку; создать соответ­ствующий психологический климат... (Андронникова, 2013).

Терапевтические отношения в клиент-центрированной терапии характеризуются доверием, открытостью, принятием, теплотой, созда­нием фасилитирующей среды, что также важно и значимо в терапевти­ческих отношениях в рамках терапии искусством, и в этом они созвучны.

Терапия искусством

 

Терапия искусством связывает все научные и прикладные направ­ления, имеющие общее основание: использование в «лечебных» целях различных форм художественной деятельности клиента, про­дуктов его творчества или мировых шедевров искусства (Лебедева,2003.      С. 10). Она включает четыре основные модальности: арт-терапию (терапию посредством изобразительного творчества), драматерапию (терапию посредством сценической игры), танцевально-двигатель­ную терапию (терапию посредством движения и танца), музыкальную терапию (терапию посредством звуков и музыки) (Копытин, Свистовская, 2010).

В нашей работе используются элементы драматерапии, однако основной является именно арт-терапия — метод художественной терапии, направленный на коррекцию эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, регулятивной сфер личности и приводящий к раз­витию личностного потенциала, раскрытию творческого потенциала (Пурнис, 2008).

Арт-терапия позволяет заменить привычную диаду «терапевт — пациент» («консультант — клиент») на триаду «терапевт — произведе­ние искусства — пациент». Это дает возможность «диссоциировать» клиента с проблемой, проблема как бы оказывается снаружи: когда нечто находится вне меня, это уже не совсем я, и я, очевидно, могу с этим что-то сделать и наглядно увидеть возможность для изменений (Колошина, Тимошенко, 2001). В данном случае терапевт выступает как посредник в «диалоге» клиента с изобразительной продукцией.

В арт-терапевтической работе выделяют следующие функции те­рапевта'.

• создание атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения клиентом содержаний своего внутреннего мира — как в художественной работе, так и в иных формах экспрессивного поведения;

• структурирование и организация деятельности клиента, дости­гаемые за счет фокусировки его внимания на изобразительной работе, регулировании количества и качества используемых клиентом материалов, его обучения определенным способам работы с ними;

• установление с клиентом эмоционального резонанса (рап­порта), необходимого для взаимного обмена чувствами, обра­зами и идеями, иными словами, для «диалога» с клиентом, осуществляемого как напрямую — с использованием вербаль­ных и невербальных средств коммуникации, так и опосредо­ванно через изобразительные материалы;

• использование различных интервенций, призванных оказать клиенту эмоциональную поддержку, фасилитировать выраже­ние чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобразительной продукции и ее связи с особенностями его лич­ности, проблемами и системой отношений. (Копытин, 2002).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2635; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!