СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ



Кто как голос подает?

Цель. Активизация словаря; развитие умения соотносить название предмета и действия, правильно ставить вопросы к глаголам.

Оборудование. Предметные картинки: кот, жук, мышка,
медведь, волк, еж, змея, собака, корова, ворона, воробей, кукушка,
соловей, лягушка, утка, гусь, поросенок; карточки со словами:
мурлычет, лает, мычит, жужжит, шипит, пищит, ревет, воет,
фыркает, каркает, чирикает, кукует, поет, квакает; крякает,
гогочет, хрюкает.  
Г

Ход игры. Названия действий выставляются на желобок доски и прочитываются. Далее один из учеников, по желанию, выходит к доске, берет картинку, выбирает название действия, совмещает картинку и карточку и говорит, например: «Лягушка (что делает?) кв|кает». Правильный ответ оценивается двумя фишками. Если ребенок верно выбрал название действия, но не сумел поставить вопрос, он получает одну фишку; вторую отдают тому, кто дополнил ответ.

Кто как передвигается?

1 Цель. Активизация словаря; развитие умения соотносить название предмета и действия, ставить вопросы к глаголам.

Оборудование. Предметные картинки: лягушка, птица, уж, рыба, конь, слон, заяц, бабочка, улитка, собака, жук, пчела, медведь, кит, черепаха — по одной у каждого ученика; карточки с названиями действий у учителя.

Ход игры. Учитель читает по карточке название действия. К доске выходит тот ученик, у кого имеется изображение соответствующего животного. Он ставит вопрос к слову-действию и отвечает на него. Например: «Бабочка (что делает?) порхает. Конь (что делает?) скачет. Рыба (что делает?) плывет» и т. д. Картинка и карточка остаются у ученика. Выигрывает тот ряд, который первым правильно соотнес все предметы с действиями.

Комментарий для учителя. Таким же образом можно играть, называя, кто как ест.

Кто что делает?

Цель. Активизация словаря; развитие умения соотносить название предмета и действия, правильно ставить вопросы к глаголам.

Оборудование. Предметные картинки: повар, учитель, врач, столяр, садовник, маляр, дворник, пианист, чертежник, ученик, художник, токарь, часовщик; карточки со словами у каждого ученика: варит, учит, лечит, строгает, сажает, красит, метет, играет, чертит, пишет, рисует, точит, чинит. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель выставляет картинки на наборном полотне. Учащиеся выкладывают карточки с названиями действий у себя на

101

парте в той последовательности, в какой расположены картинки. Первые пять учеников, верно выполнившие работу, поощряются.

После окончания игры дети могут записать две-три пары слов и подчеркнуть названия предметов и действий.

Комментарий для учителя. Количество предметных картинок и соответственно карточек с названиями действий может быть уменьшено в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Подбери картинку.

Цель. Активизация словаря; развитие умения соотносить название предмета и действия, правильно ставить вопросы к глаголам.

Оборудование. У каждого ученикана парте по шесть картинок: мальчик, собака, птица, девочка, книга, самолет.

Ход игры. Учитель произносит слово, обозначающее действие предмета. Ребята подбирают и показывают изображение предмета, которому соответствует данное действие. Ученик показывает несколько картинок, если названное действие выполняют разные предметы. Например, действие, выраженное словом спит, применимо к таким предметам, как «мальчик», «девочка», «птица», «собака».

По указанию учителя ребенок должен назвать предмет(ы) и действие и поставить к словам вопросы. Например: «Кто? — Девочка. Что делает? — Спит». Правильные ответы (как и дополняющие) поощряются игровыми фишками.

Примерный материал. Слова: стоит, прыгает, летит, спит, читает, лепит, поет, играет, смотрит, кружится, смеется, падает.

Подбери пару.

Цель. Развитие умения правильно соотносить название предмета и действия.

Оборудование. У каждого ученикана парте карточка, на которой в столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман,® мороз, и полоски бумаги со словами: капает, плывут, падает, стелется, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.

Ход игры. Ученики к каждому слову, обозначающему название предмета, подбирают слово, обозначающее действие предмета. Выигрывает тот ученик, кто первым составил пары слов. Победителю можно вручить самоде|ьный значок «Любитель природы».

Игра с мячом.

"Цель. Развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Оборудование. Мяч.

Ход и г р §. Ведущий (учитель или ученик), бросая мяч участникам игры, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют присущее предмету действие. За каждый правильный ответ ряд получает очко.

102 ■  -

* Кто больше.      1

Цель. Развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Оборудование. Картинки: кошка, ученик, воробей, корова, гусь.

Ход игры. Учитель показывает картинки, а ученики подбирают слова, называющие действия изображенных на картинках предметов. Выигрывает ряд, предложивший больше слов.

Парный выход.

Цель. Развитие умения подбирать к названиям предметов
названия действий.  |

Ход игры. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает любое слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Оцениваются правильность выполнения задания^ грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота раЛоты. Максимальное количество баллов —4.

Комментарий для учителя. Во избежание ошибок в правописании учащиеся выполняют работу на доске с предварительным орфографическим проговариванием слов.

| Угадай задуманное слово.

Цель. Развитие умения определять предмет по ряду характерных для него действий.

Ход-'йгр ы. Учитель перечисляет ряд характерных" для задуманного предмета действий. Ученики должны назвать этот предмет. За правильный ответ играющий получает фишку.

Комментарий для учителя. Для усложнения игры задуманные слова берутся из словарика трудных слов для данного года обучения, и ученики их записывают в тетрадь по мере отгадывания. Выигрывает тот, кто не сделал в записи ни одной ошибки. Например: Прыгает, летает, клюет, чирикает воробей. Лает, кусается, грызет собака и т. д.

Угадай картинку.

Цель. Развитие умения характеризовать и узнавать предмет по его действиям.

Оборудование. Набор предметных картинок.

Ход игры. На столе стопка предметных картинок лицом вниз. Класс делится на две команды. От каждой команды по очереди выходят ученики, берут картинку так, чтобы никто ее не увидел, и характеризуют предмет словами-действиями. Команда, представитель которой дает характеристику предмету, должна его угадать. В этом случае она забирает картинку себе.

Если команда не смогла назвать предмет, значит, ее представитель не сумел достаточно полно и точно его охарактеризовать. Тогда картинка откладывается в сторону.

103

Выигрывает та команда, у которой к концу игры окажется больше картинок.

Лишнее слово.

Цель. Развитие умения отграничивать названия действий от других слов.

Ход игры. Учитель называет ряд слов, обозначающих действия, и допускает одну «ошибку». Ученики должны найти это лишнее слово. За каждый правильный ответ ребенок награждается.

Полминутки для шутки.

Цель. Развитие умения называть действия предметов по показу.

Ход игры. Учитель читает стихотворение, учащиеся называют тех, о ком говорится в нем. К доске выходят девочка и мальчик, представители от каждой команды, и демонстрируют действия, о которых говорилось в стихотворении.

Товарищи по классу отгадывают, кого из детей они изображают и что делают. Если учащиеся отгадали, «артисты» получают игровые фишки. Угаданное имя и название действия записываются на доске.

Вызывается следующая пара, также представляющая свои команды. Если есть необходимость, стихотворение повторяется еще раз. Изображаются новые действия или те, которые были выполнены неудачно. Выигрывает ряд, который набрал наибольшее количество фишек. В конце игры ставится вопрос: «Что нужно нарисовать, чтобы спасти Тоню?»

У МЕНЯ ДРУЗЕЙ НЕМАЛО.

У меня друзей немало, Я их всех нарисовала. Маша машет. Паша паш( Коля колет. Поля полет. Валя валит. Катя катит. Света светит. Соня спит. Тоня тонет. Но не дам ей утонуть. Я спасу пЦэдружку Тоню, Нарисую что-нибудь.

Загадки.   ч

Цель. Развитие умения отгадывать загадки, выделять из текста слова, обознашающие действия предметов.

Через океан плывет великан И выпускает воды фонтан.

(Кит.)

В воде она живет. Нет клюва, а клюет.

(Рыба.)

Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей.

(Грач.)

Голодная — мычит,

Сытая жует.

Всем детям молоко дает.

(Корова.)

Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Грызет морковку.

(Кролик, заяц.)

Летом по лесу гуляет, Зимой в берлог| отдыхает.

(Медведь.)

На чужих он звонко лает
И хозяйку охраняет.
|    (Пес.)

Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много

в нем;

Там пишут и считают, Рисуют и читают.

|    (Школа.)

Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят.

(Осы.)

С утра жужжу — Цветы бужу, Кружу — жу-жу И мед вожу.

(Пчела.)

В траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост оторвет — Другой наживет.

(Ящерица.)


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!