Угадай последнее слово и запиши.



Цель. Развитие умения подбирать в рифму нужные по смыслу слова; закрепление правописания слов с безударными гласными.

Ход игры. См. тему «Мягкий знак на конце и в середине слова» на с. 52.

В праздники на улицах В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные ... (шары).

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо, и ... (тепло).

Глубока и широка Наша быстрая ... (река).

Вышел Коля на крыльцо,    | Вымыл руки и ... (лицо).

Улетел скворец не зря За леса и за ... (моря).

Закаляют нас Цвсегда

Солнце, воздух и ... (вода).

На каток ушла с утра Моя младшая ... (сестра).

Подводной лодке не страрна Океанская ... (волна).

Для тебя мы дом построим, Не скворешню, а дворец. Прилетай же, наконец, Наш перначгый друг ...

(скворец).

Кругом гречиха зацвела — В улей мед несет ...

(пчела).

Нарядили елку: бусы в три

ряда,

Наверху сверкает красная ...

(звезда).

Свой железный язычок Прячу я под колпачок, Созываю на урок, А зовут меня ... (звонок).

Зимой и летом зелена,

Стоит красавица ... (сосна).

В поле сеют и растят, Убирают, сыплют в склад, И на хлеб идет оно. А зовут его ... (зерно).

Березы, рябины, дубы,

тополя — Богата деревьями наша ...

(земля).

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки; закрепление правописания безударной гласной в словах-отгадках.

Кто вы?

Мы лисички, дружные

I сестрички.

Как, с однсш-то лапкой?

Нет, еще со шляпкой.

(Грибы.)

Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

.  (Дерево.)

Дуб громадный повалю я, Говорю не хвастая. Все, что хочешь, распилю я — Острая, зубастая.

(Пила.)

Что за кнопочка? Нажал, У порога подождал, И тебе открыли дверь:

— Заходи, ты гость теперь.

(Звонок.)

Сроду он не ест, не пьет — Песни звонкие поет. И с урока на урок Подает свой голосок.

(Звонок.)

У меня длинней иголки, Чем у елки. Очень прямо я расту В высоту.

(Сосна.)

Стоят вдоль дороги, а на них нити висят. (Столбы.)

Бежит, бежит — не выбежит. Течет, течет — не вытечет.

(Река.)

Я как лента голубая В ясный, солнечный денек. Детвору, резвясь, купаю И качаю поплавок.

(Река.)

Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады и огороды Всей округи полила.

(Гроза.)

Рано утром на цветах Ты найдешь меня в садах. Встанет солнышко

напиться — И исчезнет вся водица.

(Роса.)

Я, сознаюсь, виновата, Я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком Часто бегаю тайком.

(Лиса.)

Рыжая, с пушистым хвостом, Живет в лесу под кустом.

(Лиса.)

87

Между веток новый дом, Нету двери в доме том. Только круглое окошко — Не пролезет даже кошка.

(Скворечник.)

Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно — Укусит. Ясно?

(Змея.)

На солнышке сидит И усами шевелит. Разомнешь его в ладони — Золотым зерном набит.

(Колос.)

Вот так звери! Нор не роют, Но зато плотины строят. Все они одеты в шубы, Инструмент не пилы — зубы.

(Бобры.)

В лесу темно, Все спят давно. Одна птица не спит, На суку сидит, Мышей сторожит.

(Сова.)

Шелестя, шурша травой, Проползает шнур живой, Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел.

(Змея.)

С утра жужжу, Цветы бужу, Кружу — жу-жу И мед вожу.

(Пчела.)

Не птица, а с крыльями, Над цветком летает, Медок собирает.

(Пчела.)

Игры к теме «Слово»

СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ

Поехали-поехали.

Цель. Развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Учащиеся изображают движение поезда, учитель называет слова. Если слово обозначает предмет, учащиеся хлопают в ладоши -1- остановка. Если называется другая часть речи, учащиеся продолжают двигаться, а учитель произносит: «Проехали мимо, поехали дальше».

Комментарий для учителя. Игра проводится в умеренном темпе. Необходимо, чтобы ученики понимали причину оста-|овки. Для лучшего осмысления учитель иногда просит доказать, почему это слово — название предмета.

Найди ошибку.

Цель. Развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов, и допускает одну «ошибку». Ученик должен определить, какое слово лишнее в названном ряду, и доказать почему. Правильно выполнивший задание получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примерный материал.

Кукла, дом, море, вышла, ученик.

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

Девочка, мел, больше, карандаш, лягушка.

Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

Бежит, книга, окно, ветер, слон.

Теремок.

Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование. Картонный домик с фигурками зверей на подставках: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.

Ход игры. Учитель спрашивает, ставя на стол теремок: «Что это?» — «Это теремок». «Кто живет в теремке?» — спрашивает учитель. Ученики отвечают, ставя к каждому слову вопрос: «Кто это?— Мышка». Когда все персонажи сказки выставлены на стол,

89

учитель спрашивает: «О каком из этих предметов мы спрашиваем: что это? Как спрашиваем об остальных предметах? Как спрашивают в сказке звери? («Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?»)»

Кто? что?

Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование. Предметные * картинки: стол, бабушка, паук, щетка, лампа, собака, шар, цапля, ученик, груша, книга, белка, сумка, рыба, мак, майка, кукла, ель, свекла, лента, петух, корова; карточки с вопросами «кто это?», «что это?».

Ход игры.

вариант.  Доска делится на две части. В первой учитель
прикрепляет карточку с вопросом «что это?», во второй — с во
просом «кто это?». Ученики выходят по порядку к доске, берут
картинку, называют предмет, изображенный на ней, и ставят к
слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим
вопросом. Выполнение задания оценивается баллами, которые полу
чает ряд или отдельный ученик.

вариант.Учитель показывает предметную картинку. Ученики
поднимают карточку с вопросом, на который   отвечает слово,
обозначающее изображенный предмет.

Будь внимателен!

Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим названия предметов.

Оборудование. У каждого ученикана парте по две ^ар-точки: одна с вопросом «кто это?», другая — «что это?».

Ход игры. Учитель, обращаясь по очереди к каждому ряду, называет слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. Ученики на каждое слово отвечают поднятием карточки с вопросом «кто это?» или «что это?». Ошибки каждого ряда фиксируются. Выигрывает ряд, имеющий мень|пе штрафных очков.

У кого сколько?

Цель. Практическое овладение формой множественного числа.

Оборудование. Картинки, изображающие один или много предметов.

Ход игры. Картинки "раздаются учащимся (каждому по одной). Начинает игру любой ученик по вызову учителя. Он говорит, например: «У меня один огурец. У кого много таких предметов?» Встает тот его одноклассник, у которого есть соответствующая картинка, и говорит: «У меня огурцы. А у тебя что?» Вызывает для|продолжения игры любого товарища. Если у вызванного оказывается картинка с изображением множества предметов, он отвечает: «У меня яблоки. У кого один такой же предмет?» И т. д. Правильные ответы поощряются игровыми фишками. В конце игры подсчитываются на их основе результаты каждого ряда.

90

Комментарий для учителя. После игры названия пар одинаковых предметов могут быть записаны в тетради. Игра, если надо, используется на последующих уроках, с подбором таких картинок, чтобы названия предметов имели разные окончания во множественном числе (дома, столы, свиньи и т. д.).

Один — много.

Цель. Практическое овладение формой множественного числа.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Учитель бросает мяч ученику и называет один предмет; ученик, поймав мяч, должен ответить словом, обозначающим много таких предметов» Поймавший мяч и давший правильный ответ получает две фишки. Выигрывает тот ряд, у которого больше фишек.

Найди пару.

Цель. Уточ|ение словаря; развитие умения различать предметы, сходные по назначению.

Оборудование. Предметные картинки с изображением на каждой одного из парных предметов: чайник — кофейник, настольная лампа — люстра, перчатки — варежки, ранец — портфель, сумка — сетка, стакан — кружка, тарелка — миска, кофта — ру-1ашка, платок — косынка, шляпа — шапка, веник — щетка, носки -гольфы, стул — табуретка. (См. Приложение.)

Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. По порядку выходят представители каждого ряда, показывают предмет на своей картинке, называют его и спрашивают у всего класса, у кого пара. Например: «У меня чайник. У кого моя пара?» Ученик, имеющий картинку с изображением кофейника, называет свой предмет, говорит, что он пара чайнику, и становится рядом. Если пара не найдена или не названа, ученик садится на место. Затем с картинкой выходит представитель другого ряда и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не останется картинок в каком-либо ряду. Этот ряд и считается победителем.

Лото.

Цель. Уточнение словаря; развитие умения различать сходные по назначению предметы.

Оборудование. Большие карточки с изображением трех предметов; предметные картинки; фишки, которыми закрываются картинки на большой карточке.

Ход игры. У каждого ученика по одной большой карточке и по три фишки. Учитель показывает предметную картинку. Ребята, у которых есть такая же карточка, поднимают руки. По вызову учителя один из них называет изображенный предмет. Если ответ правильный, все, имеющие изображение названного предмета, закрывают его фишкой. Если ученик ошибся, точное название предлагает его товарищ, также имеющий на карточке это изображение. В этом случае закрывают картинку все, кроме ученика, допус-

91

тившего ошибку. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на своей карточке.

Примерный материал. Кружка, чашка, стакан; миска, блюдце, тарелка; портфель, ранец, сумка; стул, табурет, кресло; люстра, лампа, торшер; диван, тахта, кровать; книга, журнал, газета; платье, сарафан, халат; платок, косынка, шарф; тетрадь, блокнот, альбом. (См. Приложение.)

Комментарий для учителя. Выигравший может назвать все предметы и записать их названия на доске.

Чья картинка лишняя?

Цель. Развитие умения группировать предметы по двум признакам.

Оборудование. Предметные картинки (у каждого ученикапо одной); кармашек, прикрепленный к доске.

Ход игры. Учитель дает ребятам задание сложить в кармашек картинки, названия которых отвечают только на вопрос «что это?» и обозначают много одинаковых предметов (вариант: названия которых отвечают на вопрос «кто это?» и обозначают один предмет). Ученики выходят к доске по порядку, показывают свою картинку, ставят вопрос к слову и сообщают, отвечает картинка требованиям игры или нет. Картинку, подходящую к заданию, кладут в кармашек.

Ктоживет в лесу?

Цель. Развитие умения группировать предметы по одному
признаку (животных — по общему месту обитания) и ставить
вопросы к словам.   I

Оборудование. Иллюстрация с изображением леса, внизу сделаны четкие прорези для карточек; карточки со словами медведь, заяц, курица, волк, дятел, лиса, белка, собака, еж, сорока. (Карточки сделаны так, чтобы их можно было вставить в прорези.)

Ход игры. Ученики прочитывают слова на карточках, следя, за указкой учителя. Далее они должны ответить на вопрос «Кто живет в лесу?», но при этом соблюсти условие: для ответа можно пользоваться только теми словами, которые даны на карточках.

Правильно прочитав слово, поставив к нему вопрос, например: «Кто это? — Лиса»,— ученик может вставить карточку в прорезь.

Комментарий для учителя. Карточки должны демонстрироваться на наборном полотне, фланелеграфе, т. е. так, чтобы они были видны классу все одновременно.

Аналогично можно проводить игры: «Что растет в лесу?», «Что растет на огороде?», «Что продается в обувном магазине?», «Что нужно ученику?», «Кто живет в зоопарке?», «Кто умеет летать?» и т. д.

Назови части предмета.

Цель. Развитие умения соотносить предмет и его части, правильно ставить вопросы к словам.

Оборудование. Рисунки машины, птицы, дерева; карточки

92

1 со словами: кузов, кабина, мотор, колеса, фары, руль, сиденье;

клюв, туловище, ноги, крылья, голова, шея, перья, хвост; ствол, корни, ветки, листья, плоды, сучья.

Ход игры. Учитель прикрепляет к доске рисунки машины, птицы, дерева и просит учеников собрать части одного из предметов. Представитель каждого ряда выходит | доске, находит нужное слово (они даны не по порядку) и ставит к нему вопрос, например: «Что это? — Корни. Что это? — Ствол». После этого прикрепляет карточку под соответствующим рисунком. Выигрывает ряд, не допустивший ошибок.

Комментарий для учителя. В конце игры, когда все части предмета названы, ученики^ отвечают на вопрос, какие слова обозначают название одного предмета, какие слова обозначают название нескольких одинаковых предметов.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!