Угадай, что не нарисовал художник.



Цель. Разв|тие умения соотносить предмет и его части, правильно ставить вопросы к словам.

Оборудование. Предметные картинки, на которых отсутствуют отдельные части предметов: лиса без хвоста, дом без окна, лошадь без ушей, портфель без ручки и т. д.

Ход игры. Учитель поочередно демонстрирует картинки, учащиеся называют недостающие части предметов и ставят вопросы к словам, их обозначающим. Фишкой поощряется наиболее полное и правильное высказывание. Выигрывает тот, кто получил больше фишек.

Комментарий для учителя. Для усложнения игры можно допустить отсутствие логически обусловленных деталей в ситуационной картинке: мужчина колет дрова без топора, мужчины пилят бревно без пилы, дети бросают и ловят мяч без мяча и т. д.

Из отдельных частей собери предмет скорей.

Цель. Развитие умения соотносить предмет и его части, правильно ставить вопросы к словам.

Ход игры. Водящий выходит из класса. Учащиеся договариваются, какой предмет будут загадывать. Вошедшему называют части предмета до тех пор, пока предмет не отгадан. Затем восстанавливаются по памяти все слова, которые были сказаны, определяется вопрос, на который они отвечают.

Отгадавший называет следующего водящего.

Третий лишний.

Цель. Группировка предметов по их основным свойствам.

Оборудование. Карточки с изображением трех предметов, два из которых принадлежат к одной родовой группе, третий предмет лишний.

Ход игры. Карточки лежат на столе учителя картинками вниз. Представитель каждого ряда берет карточку, показывает ее

93

классу, называет лишний предмет и объясняет свой выбор, выделяя общий признак, на основании которого сгруппировал предметы. Например: «Жук — лишний. Лиса, волк — это звери, жук — насекомое». За правильный, полный разбор начисляется три очка. Если объяснение неточное — очко передается ряду-сопернику, один из представителей которого дополнил ответ нужными сведениями.

Примерный материал. Волк, лиса, жук; заяц, медведь, бабочка; тигр, лев, собака; корова, овца, курица; тарелка, ложка (большая), чашка; шуба, шапка, платье (летнее); шкаф, тахта, парта; пенал, книга, кукла; яблоко, апельсин, помидор и др.

Что нужно?

Цель. Классификация предметов по определенному признаку (по месту их произрастания, по их применению).

Ход игры. Учитель объясняет, что он будет называть (или показывать) различные предметы, а учащиеся должны ответить «да», если этот предмет растет в огороде (или в саду, или нужен школьнику и т. д.). Если предмет для темы «Огород» не подходит, ребята говорят «нет». Кто ошибется, тот проиграл.

Например:

Морковь нужна?

Да.'

Огурцы нужны?

Да.

Яблоко нужно?

Нет.

После окончания игры учащиеся могут записать по памяти на доске и в тетради названия тех овощей (или других предметов), о которых говорил учитель.

Найди свое место.

Цель. Подведение видовых понятий под родовые.

Оборудование. Два или три наборных полотна (по количеству команд); по одной карточке с названиями видовых понятий у каждого ученика; две-три карточки с обобщающими словами.

Ход игры. Учитель вставляет в каждое наборное полотно карточку со словом, обозначающим родовое понятие.

По команде учителя по одному с каждого ряда учащиеся выходят к доске и помещают карточку в соответствующее наборное полотно. Выигрывает тот ряд,™ который первым правильно распределил свои карточки. После окончания игры каждый ряд записывает названия предметов одной группы.

Палочка, остановись!

Цель. П|дбор слов, обозначающих предметы.

Оборудование. Деревянная палочка.

Ход игры. Ученик называет предмет (по договоренности это могут быть домашние вещи, одежда, растения и т. д.) и передает палочку другому. Тот называет следующее слово и передает па-

I 94

лочку третьему. Палочка останавливается, если слово названо н! по теме или из другой грамматической категории. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Выигрывает тот, на ком закончился подбор слов по теме.

Комментарий для учителя. Таким же образом можно
играть, называя, например, признаки времен гсца или действия
предметов. ™

Наоборот.

Цель. Активизация словаря; развитие умения подбирать слова, противоположные по значению.

Ход игры. Учитель называет слово, ученики должны найти другое с противоположным значением. Подобравший правильно слово получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.

Примерный материал. Слова: мир война, шум тишина, утро —ш вечер, день ночь, холод жара, храбрость трусость, небрежность аккуратность, враг друг, болезнь здоровье, радость грусть, слабость сила, старость молодость, чистота грязь, злость доброта, вежливость грубость, потеря находка, ложь правда, труд безделье, горе счастье.

Не подводи товарища.

Цел-ь. Активизация словаря; развитие умения выделять слова, близкие по значению.

Оборудование. Карточки со словами-синонимами.

Ход игры. Учитель раздает карточки каждому ученику.

Первый из играющих выходит к доске, прочитывает свое слово и спрашивает, у кого его пара. Если пара найдена, другое слово прочитывается и обе карточки выставляются на желобок доски. Первый ученик садится на место, а второй вызывает любого из товарищей по классу, который зачитывает свое слово и тоже спрашивает пару. Если пара не объявляется, карточка остается у него, а игру продолжает другой учащийся класса. Выигравшими считаются все, кто нашел свою пару.

В конце игры разбираются слова, оставшиеся у детей.

Примерный материал. Слова: стужа, мороз; педагог, учитель; смелость, отвага; беседа, разговор; несчастье, горе; страх, боязнь; метель, пурга; труд, работа; товарищ, друг; радость, веселье; жара, зной; грусть, печаль.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!