Билет 35. Римские историки эпохи принципата и империи



Переход от длительной эпохи гражданских войн к устойчивому гражданскому миру вызвал творческий подъем, расцвет науки и искусства. Также император покровительствовал тем литературным течениям, кот. отвечали духу его политики. Император не только сам старался задавать тон и направление римской литературе, но и широко использовал для этого своих помощников.

Тит Ливий (59г. до н.э. – 17г. н.э.)– первый римский историк, кот. не принимал участия в политич. жизни и не имел военного опыта.Родился в Патавии, Сев. Италии, получил хорошее образование. Обучал сына Августа.

«История от основания Рима» - сочинение в 142 книгах, из которых сохранилось только 35. Об остальных известно по переохам – сокращенным изложениям. История описывается от прибытия Энея в Италию до современных автору событий (9г. н.э). В 1-10 книге – события от возникновения Рима до экспансии Рима в Центральной Италии. В 21-30 – о Второй Пунической войне. В 30-45 – о военных действиях до разгрома царя Персия в 168г. до н.э.
Тит Ливий переработал римских и греческих историков. В случае разногласий берет тот вариант, который кажется ему более убедительным.
Цель: морализаторская и дидактическая: показать падение нравов, причины и средства борьбы; и правдиво описать историч. деятелей, направить тем самым читателя к подражанию лучшим образцам. У Ливия нет задачи исследовать причины событий, тк невозможно при таких временных рамках.
Иногда деформирует события, тк его цель – художественно-воспитательная. Идеализирует древность и противопоставляет ее настоящему. Не критикует и не оставляет в стороне мифы, тк могущество Рима построено на древних нравах великих героев прошлого.

Использует анналистический принцип изложения: приводит список консулов, триумфов, договоров, природных явлений, закладок храмов в начале каждого года повествования. События излагаются хронологически. Повествование делится на отдельные законченные эпизоды, в которых часто используются диалоги и прямая речь.
Даются литературные портреты деятелей, объективно пишет о достоинствах и недостатках римских вождей и их противников. Исторические личности являются носителями нравственных качеств (Брут – долг, Цинциннат – трудолюбие, Ганнибал и Спицион – воен. доблесть, Лукреция – чистота). Описывает войны как исключительно отрицательное явление, но понимает их неизбежность. Враги всегда неправы.
Видит историю Рима как замкнутый цикл, завершившийся при Августе, и надеется на его реформаторскую политику. Убежден в исключительной исторической миссии Рима.
Стиль возвышенный и торжественный, язык соответствует описываемой эпохе. Исторические неточности компенсируются живостью изложения и эстетикой. По-настоящему художественная историография – труд определяют как национальный эпос в прозе. Влияние других жанров: вставные новеллы, кот. стали отдельными, драматизм при изложении трагических эпизодов. Использует реминисценции из Гомера и Энния. Заметно влияние прозы Цицерона в диалогах и прямой речи, но в соединительных частях нарушаются цицероновские нормы.

Корнелий Тацит. (65 – 155 гг. н.э.) Был замечательным оратором и философом. Добился должности консула при императоре Нерве.
«Жизнеописание Юлия Агриколы» (98г.) – посмертное восхваление Юлия Агриколы, полководца и тестя Тацита. Не полная биография, а отдельный эпизод о завоевании Британии. Наполняет описание этнографическими данными в духе Записок Цезаря, сведениями о военных действиях. Идея, кот. развивает Тацит: при ужасных правителях (Домициан) может существовать хороший человек. Портрет Агриколы – нравственный идеал, тк мудр, почтителен к императору, не домогается славы, остается честным, умеренный в частной жизни. Придерживается стиля Саллюстия: использует экскурсы, вступления, речи героев. В ораторских частях видно влияние Цицерона – периоды, звукопись, параллелизм.

 «О быте и нравах жителей Германии» - этногеографический труд, посвященный варварским племенам. В первой части описывает географическое положение, климат, происхождение германцев, нравы, военные и религиозные особенности. Во второй части концентрируется на быте отдельных племен. Отмечает негативное: жестокость, страсть к азарту и пьянству. Но восхищается их примитивным обществом, естественностью и простотой уклада. Видит в германцах реальную угрозу Риму из-за доблести и нравов, не испорченных цивилизацией. Написано в новом стиле: сжатость, лаконичность, впечатление броскими фразами, сентенции и афоризмы, антитезы и ассиметричность фраз.

 «Диалог об ораторах» - теоретический труд, задуман как ответ другу на вопрос об упадке красноречия. Тацит видит причины в несовершенстве школьного образования, продажности судий (тк оратор больше не влияет на приговор) и утрате госуд. свободе, условиях рабства как цену за восстановленный мир. Написан в стиле Цицерона.

 «Анналы» (с 14 до 66) – исторический труд в 14 книгах, описывающий события «от кончины божественного Августа» до смерти Нерона. Начинаются строкой о возникновении Рима в гексаметре. Материал взят из правительств. документов, протоколов Сената, переписки императора и мемуаров военных деятелей. Анналистический принцип изложения. Высшее мастерство: литературные портреты «без гнева и пристрастия», выполненные правдиво и верно с психологич. точки зрения. Дается ясный анализ, Тацит улавливает ведущие силы историч. процессов и видит подлинную сущность происходящего. Учитывает плюсы и минусы достигнутого Империей. Видит заслугу принципата в восстановлении мира и устойчивой полит. структуре, но сам принципат как неизбежное, с трагизмом и пессимизмом. Видение истории обусловлено мировоззрением сенатской аристократии, по которому свобода-Республика, добродетель-активность общества, величие-честность и благородство правящего сословия.
Осуждает состояние нравов, имеет этические установки. Нет цели развлечь читателя. Испытывает презрение к простому народу и народам не римского происхождения. Изложение в духе Саллюстия. Используются архаические формы, впервые неологизмы. Вергилиевский поэтический колорит. Ассиметричность конструкций, напряженность и драматизм и пафос изложения.

«История» - труд в 16 книгах, описывает события с 69 по 96гг. Цель: дать точный и правдивый отчет о реальных событиях. Отличается особым трагический темперамент.

Гай Светоний Транквил (75 – 140 гг. н.э.) Происходил из рода всадников, был личным секретарем императора Адриана. Имел доступ к императорской переписке и архивам. Тяготел к систематизации разнообразных знаний. Был образованнейший человек.
Сочинение «Жизнь двенадцати цезарей» - жизнеописания 12 императоров династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев, литературные портреты. Первая биография – Юлия Цезаря, последняя – Домициана. Начало биографии Юлия Цезаря утрачено. Собрал о каждом персонаже все, что смог обнаружить в разных источниках, не различая общественную и частную жизни исторических деятелей. При распределении информации использует принцип рубрикации, заложенный еще в Александрийскую эпоху. Повествование ведется не по годам. Рубрики: 1) семья, рождение, отрочество, 2) государственная деятельность, 3) частная жизнь, 4) внешний облик (наружность, здоровье, образ жизни) и облик внутренний (характер, образованность), 5) смерть и погребение. Таким образом, С подбирает примеры для подражания и примеры, которых надо осуждать. Стиль С: без претензий, пафоса, манерности.

Билет 36. Петроний и «Сатирикон».

Гай Петроний Арбитр (? – 65). О личности Петрония знаем только из Анналов Тацита. Был приближен к Нерону как арбитр изящества, был обвинен в заговоре Пизона и покончил с собой, вскрыв вены.

Роман «Сатирикон» дошел не полностью, сохранилось 15 и 16 книги. Дословно «книга сатир», написан в жанре менниповой сатиры с характерным для нее смешением стихов и прозы, что определяется как сатирический роман низменно-бытового содержания. Представляет собой своеобразный авантюрно-сатирический роман, пародию на греческий любовный роман. Герои живут в грубом низменном мире мошенничества и порока, ненасытно наслаждаясь жизнью. Петроний показывает картину римского народа от верхушки до низов как доказательство упадка нравов, однако нет морализаторства с его стороны; его цель – развлечь. Герои также даются без авторских пояснений и характеристик, их действия комментируются другими героями. Фигуры принижены, но неизменно оригинальны, жизненны и правдоподобны, что не вызывает пресыщения и утомления. Мир – анекдотичен, но герои не искусственные и не схематичные, воплощают в себе те или иные черты человеческой натуры, никогда не повторяются. Множество действующих лиц, смена в лихорадочном темпе создают причудливую композицию. Композиционное единство достигается постоянным присутствием главного героя Энклопия, от лица которого ведется рассказ. Вводятся вставные новеллы (о волке-оборотне, об эфесской матроне), чтобы на время замедлить стремительный темп повествования. Прозаическая канва «Сатирикона» нередко прерывается стихотворными вставками («Поэма о гражданской войне» и др.). Ритм иногда прерывается нарочитыми паузами – эпизод пира у Трималхиона, занимающий 53 главы. Центральная фигура Трималхиона, богатого вольноотпущенника, изображается добродушно и иронично, несмотря на пренебрежение и отвращение Петроний к этому сословию, занявшему огромное положение и получившее влияние в эпоху писателя. Трималхион означает «трижды противный», он нарочито хвастается своим богатством на пиру. В неиссякаемых сюрпризах и неожиданностях, устраиваемых им для гостей, кричащей роскоши проглядывается бывший раб. Персонаж болтливый и невежественный, показан не как плохой человек, а наоборот – он щедр и добродушен, семьянин. Петроний подчеркивает его положительный качества – умение работать, щедрость, энергичность.

Эпизоды – яркие по речевой характеристики. Петроний воссоздает народную речь и вульгарную латынь I века н.э. Изысканность противоречит грубому содержанию, как и самому жанру, имеющему народные истоки. Петроний руководствуется поэтикой художественного преувеличения для достижения пародийного эффекта. Автор всегда ироничен и насмешлив; его острая наблюдательность проявляется, в частности, в описании пикантных и непристойных сцен. Герои обладают индивидуализированной манерой изъясняться. Речь отличается богатой лексикой, нарочито неуклюжим построением фраз и нарушением грамматическим норм, широко употребительны фразы для передачи «плебейской речи». Стоит особняком в римской литературе, не имеет аналогов. Оказали влияние на последующую приключенческую авантюрную литературу. (Гаргантюа и Пантагрюэль Рабле, Золотой осел Апулея, Декамерон Бокаччо).

То, что дошло от «Сатирикона», представляет собой ряд мало связанных между собой эпизодов, рассказывающих о скитаниях и приключениях компании трёх молодых людей без определенных занятий и с сомнительным прошлым: Энколпия, от лица которого ведется повествование, его товарища Аскилта и мальчика Гитона. Неуравновешенный юноша Энк, явно не­глупый, но небезупречный. В романе разбросаны намеки на события, произошедшие в предыдущих книгах. Он скрывается, спасаясь от кары за ограбление, убийство, от гнева Приапа.
События начинается с речи Энк, которую тот произносит в школе ритора Агамемнона. Потом Энк с Аск на рынке пытаются сбыть с рук неизвестно как попавший к ним в руки богатый плащ и заполучить свою старую рваную тунику, в которой зашит кошелек с золотом. Затем следует ссора между Энк и Аск из-за прекрасного и женоподобного Г. Завершает первую часть сцена в гостинице с участием жрицы Приапа.
Вторая часть – пир у Трималхиона, разбогатевшего вольноотпущенника, мнящего себя весьма образованным. Он энергично рвётся в «высший свет». Гости беседую и слушают истории Трмхл. Хозяин важно сообщает гостям о двух библиотеках. Но тут же обнаруживается, что в его голове самым чудовищным образом перепутались известные герои и сюжеты мифов и эпоса. Трмлх всячески пытается впечатлить гостей: на громадном серебряном блюде слуги вносят целого кабана, из которого внезапно вылетают дрозды, разыгрывается эпизод с поваром, который якобы забыл выпотрошить свинью. Герои рассказывают различные истории, об уступчивом мальчике, волке-оборотне. Блюда трапезы постоянно сменяются, одно роскошнее другого. Танцоры, акробаты и фокусники тоже почти непрерывно развлекали гостей. Растроганный Трмлх решил огласить своё завещание, подробное описание будущего пышного надгробия и надпись на нем с детальнейшим перечислением своих званий и заслуг.
Первая сцена после пира — очередная ссора Энк с Аск из-за Г. Противники, взявшись за меч, решают добыть свою долю мечом. Однако, тронутые мольбой Г, они соглашаются кончить дело миром, и Аск предлагает Г самому выбрать себе «брата». Г выбирает А. Отчаянию Энк нет предела.
В тоске и обиде Энк забредает в местную пинакотеку, где встречает Эвм. Остановившись перед картиной о гибели Трои, он декламирует поэму на этот сюжет. Собравшаяся публика награждает поэта камнями. Взяв с Эвм слово больше не декламировать, Энк идёт с ним обедать. Далее следует возвращение Г, фарсовые сцены с попыткой к самоубийству — сначала Энк, потом и Г, в которых орудием служит заведомо тупая бритва, скандал и драка на постоялом дворе, приход Аск, разыскивающего Г.
Чтобы избавиться от преследований Аск, Энк принимает предложение Эвм и вместе с Г всходит на корабль. На корабле выясняется, что он принадлежит Лиху и Трифене, с которыми у Энк с Г давняя вражда. Перебрав все способы спасения, беглецы решают изменить внешность — побрить головы и брови и поставить на своих лбах знаки клеймёных рабов. Однако с помощью явившегося Трифене во сне Приапа обман раскрыт, и Лих обрушивается на них в страшном гневе. Начинается драка,, кончается перемирием по инициативе Трифены.
Следующий эпизод — буря на море и кораблекрушение. Энк, Г и Эвм спасают рыбаки.
Действие последних из сохранившихся частей романа происходит в городе Кротоне. Главное занятие жителей города — погоня за наследствами. Чтобы поживиться в этом городе, Эвм решает выдать себя за богача из Африки, потерпевшего кораблекрушение и потерявшего единственного сына, а Энк с Г — за слуг. Бродягам блестяще удается задуманная Эвм мистификация — их окружает толпа искателей наследств. Эвм упивается удачей, а Энк побаивается разоблачения. Центральный эпизод этой части романа — любовное приключение Энк с кротонской красавицей Киркеей. В самый разгар их любовных отношений Приап лишает Энк мужской силы. Надеясь вылечиться, он прибегает к услугам старой колдуньи и жрицы Приапа. В конце концов Энк сбегает от них, так и не излечившись.
В последних эпизодах романа рассказано о попытке одной из первых дам города, Филомены, навязать Эвмолпу, которого она считает богачом, своих детей — сына и дочку, и об очередной оргии, на этот раз уже с участием многоопытных деток Ф, во время которой Энк исцеляется.
Рукопись обрывается на том, что Эвм решает в последний раз перед тем, как покинуть Кротону, поиздеваться над кротонцами. Он составляет завещание, где говорится, что его наследство получит тот, кто согласится публично съесть его труп.

Билет 37. Творчество Сенеки.

Луций Анней Сенека ( 8г. до н.э. – 65 г. н.э.) родился в Испании, г. Кордова, в семье всадника. Его отец Сенека-старший был известным оратором и ритором. Получил образование е в Риме, был полит. деятелем, воспитателем будущего императора Нерона, в первые годы правления которого занимал пост советника. После раскрытия заговора Пизона Сенека был обвинен в участии и получив приказ от императора, покончил с собой. Последователь стоической школы, сущность которой сводилась к выдержке, внутреннему сопротивлению внешним обстоятельствам. Написал множество трактатов по стоической философии (О досуге, О истинной дружбе, О спокойствии души, О гневе, О милосердии и пр.), 10 трагедий и ряд других произведений.

10 трагедий Сенеки – единственные образы римской трагедии. 9 из них – котурнаты (греч. сюжет), 1 претекстата.
 «Октавия» - не считается подлинной. Повествует о несчастной судьбе жены Нерона, которая была сослана им и убита. Сенека был выведен действующим лицом. В трагедии есть четкое и правдивое предсказание смерти Нерона, которую Сенека не могу увидеть.

Трагедии С отличаются тягой к ужасному, натуралистическим изображениям сцен убийств и насилия, сгущением мрачных красок, риторической напряженностью. Вероятно, что трагедии предназначались не для постановки, а для публичного чтения. (герои комментируют действия других). Связь между трагедиями и фил. сочинениями выражается в схожести стиля, мотивов и содержания.
Главная тема – тема победы над страстями и преодоления жизн. испытаний. В отличие от греческих трагедий, кровавые сцены не прячутся от читателя. Трагедии повлияли на творчество Шекспира, Корнеля, Расина и др.

 «Апофеоз Божественного Клавдия» - сатирическое произведение на смерть императора Клвадия в жанре менниповой сатиры (смешение стихов и прозы + фантастич. элементы). «Отыквление». Пародируется обожествление Клавдия после его смерти. Изгнанный богами с Олимпа, Клавдий отправляется в подземное царство через землю. Попадает на свои похороны. А в подземном царстве его душу судили по его же методу – без права защитной речи – и приговорили к превращению в тыкву, символ глупости.

«Нравственные письма к Луцилию» - труд из 124 писем в жанре философского послания, адресованных другу С прокуратору Сицилии Луцилию. Адресат в письмах – условность, философ ведет диалог прежде всего с самим собой. Излагает в эпистолярной форме взгляды на разные вопросы практической морали. Иногда затрагивает острые проблемы современности: жестокость цирковых игр, отношение к рабам. Сквозными темами являются тема стоического мудреца, сосредоточенном на самосовершенствовании и тема смерти как высшего проявления свободы. Проповедует основы философии стоиков и некоторые положения эпикурейцев. Стоицизм С обращен к этике, особое внимание уделяет борьбе со страстями, в которой человек обретает свободу, внутреннее спокойствие и мудрость. Величие мудреца – в умении управлять собой и своими чувствами. Письма отличаются сжатостью, эффектностью и яркой аргументацией. С достиг особого мастерства в новом стиле. Использует антитезы, сентенции, ассиметричный период.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!