Билет 29. Раннее творчество Вергилия (Буколики и Георгики)



Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.) -самый прославленный поэт эпохи принципата. Родился в Мантуе на севере Италии в семье ремесленника. Переехал в Рим учиться, затем пробовал построить адвокатскую карьеру – неудачно, тк был застенчив и понял, что ему не хватает голоса. В молодые годы был под влиянием эпикурейской философии и поэзии неотериков, составил ряд мелких стихотворений.
«Буколики» (42-39гг.) – первое значительное произведение. Второе название – «Эклоги». Идиллические стихотворения (10), основанные на пастушеских идиллия Феокрита. Не дословно переводит, но творчески перерабатывает под интересы и потребности римского народа. Ведущая тема – сама поэзия и наслаждение, получаемое певцом от пения. Пение в определенном смысле «главный герой», представляющий собой сольное или попеременное пение пастухов. Для В пение – радость, а отказ от него - лишенное смысла тягостное существование. Доминирующее чувство ностальгии подчеркивает противопоставление счастливого прошлого и печального настоящего. В отличие от Феокрита, нет дистанции между Вергилием и пастухами – в них угадывается он сам и его товарищи. Обогатил жанр идиллии, вплетя намеки на обществ., политич., литерат. действительность. Пейзаж – просто фон или самостоят. лирич. элемент (от пейзажей Сиракуз до Мантуи). После выхода «Буколик» Вергилий был замечен Меценатом и принят в его кружок.

 

«Георгики» - гексаметрическая дидактическая поэма, посвящена Меценату и Августу. Написана по просьбе Августа. В основе – идея облагораживания земледельческого труда, кот. импонировала не только политике принцепса, но и самому В. Вергилий ознакомился с трудами Гесиода, Катона и Лукреция. Георгики состоят из 4 книг. В конце каждой книги – поэтические отступления.

1 – хлебопашество – о посеве хлеба, о почвах и их обработке. / о ужасе гражд. войн

2 – разведение деревьев - о вине, прививке, о сортах. / гимн Италии

3 – скотоводство – о обращении с животными. / о чуме животных

4 – пчеловодство – образец идеального гос устройства / почти самост эпиллий о Аристее

Цель: дидактическая и морализаторская. Прославляет крестьянский труд, который для В. – радость и наслаждение, средство нравств. возвышения Чувствуется авторская любовь к описываемому. Деревня приобретает значение высоконравственного смысла. Очеловечивает природу, в гармонии с кот. находится человек. Наполнена гуманизмом, искренностью и жизнелюбием. Отличается торжественностью слога, обилием художеств. средств.

 

Билет 30. «Энеида». Полит. направленность и худ. особенности.
«Энеида» - главное произведение Вергилия, стала национальным эпосом. Гексаметр, 12 книг. Повествует о путешествии Энея, (троянца, мифического предка римлян), бегущего из горящей Трои по воле богов в Италю для основания новой Трои - Рима. 

Моделью Вергилию послужил эпос Гомера. В зачине «Битвы и мужа пою» - установка связи с Гомером.  По содержанию делится на 2 части: 1-6 книги (бегство Энея из Трои и его приключение по дороге в Лаций) – «Одиссея»; 7-12 (о войнах героя в Италии) «Илиада».

 «гомеровские мотивы»: Одиссей рассказывает о Троянской войне = Эней о гибели Трои; сцены сражений, поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектора; олимпийский план; Причина злоключений Энея – гнев богини (как Од. и Посейдон).

 

Особенности:

· посвящена и прошлому, и настоящему

· в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген).

· драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон

· соотносит мифологическое прошлое и современность

· судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок.

· Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року.

· и Эней и Дидона показаны в развитии

 


 

· Поэму о подвигах Августа. ® акценты переставились; он создал мифологическую поэму с исторической перспективой, с увязкой мифа и современности. Такая перемена замысла вполне соответствовал религиозно-консервативной политике, и Август благосклонно следил за работой В. В 19 г. до н. э. «Энеида» была вчерне готова, и автор предназначал еще несколько лет на отделку. Смерть прервала эти планы. Возвращаясь из поездки по Греции, Вергилий заболел и в тяжелом состоянии был доставлен в Брундизий (современный Бриндизи), где и умер 21 сентября 19 г. Перед смертью он хотел сжечь свою незаконченную поэму, а в завещании оставил распоряжение, чтобы из его литературного наследия не опубликовывали ничего, что не было издано им самим. Август воспротивился выполнению этой последней воли и поручил друзьям поэта издать «Энеиду».

· Миф об Энее уже в середине III в. получил в Риме официальное признание. Знатные роды старались возвести свои генеалогии к Энею и его спутникам. В частности род Юлиев связывал себя с сыном Энея Асканием; утверждали, что второе имя Аскания, Ил, было затем переделано в Иул. Вергилий создавал поэму не только о началах римской империи, но и о предках Августа.

· В отличие от гомеровского эпоса, полностью уходящего в прошлое, у Вергилия миф всегда переплетен с современностью, и испытания Энея являются лишь многозначительным началом уготованного роком римского величия. Когда Эней со своей флотилией уже приближается к Италии, Юнона посылает страшную бурю. Юпитер открывает Венере грядущие судьбы Энея и его потомков, вплоть до времени Августа, и предсказывает мощь и величие римской державы. Вражда Юноны (у греков Геры) к троянцам — гомеровская традиция, осложненная римской политической мотивировкой: Юнона — покровительница Карфагена, векового врага римлян

 

 Вергилий вступал в «соревнование» с Гомером. Римская литературная традиция давала исторический эпос в стиле Энния, но и этот жанр был дискредитирован неотериками. Надлежало создать поэму, ориентированную на гомеровский стиль, но соответствующию принципам отделки неотерических эпиллиев. Поэма требовала ознакомления с обширным мифологическим и историко-антикварным материалом. – с трудами Гомера, Каллимаха, Энния, Невия, Ап.Родосского.

олимпийский план продолжает чередоваться с земным, и человеческие побуждения дублируются божественными внушениями. Упорной вражде Юноны противостоит любящая заботливость Венеры, матери героя.

Особенное впечатление производит на Дидону судьба Энея; вечером на пиру, беседуя с Энеем, она просит, чтобы он подробно рассказал о своих злоключениях. воспроизводит схему 5 — 8 книг «Одиссеи»: плавание Одиссея, буря, поднятая Посидоном, и прибытие в страну феаков, радушный прием у царя Алкиноя, в стране которого уже поют о Троянской войне, и просьба рассказать о приключениях.

Вергилий, проводя троянцев мимо Скиллы и Харибды или острова киклопов, не дублирует гомеровских приключений.

 

 

Тема («разрушение Илиона») не раз уже трактовалась в греческой поэзии, но Вергилию надлежало осветить традиционное сказание с точки зрения троянца и рассказать о событиях как о переживаниях одного лица — Энея. Рассказ должен снять с греков их ореол победителей и оправдать личное поведение героя поэмы.

 Для идеологической концепции характерно, что Италия оказывается не чужбиной, а «древней матерью», прародиной троянцев, в которую они теперь возвращаются.

«соревнованию» с Гомером: Эней, высадившийся в Сицилии, устраивает игры по случаю годовщины смерти Анхиса. Эта параллель к 23-й книге «Илиады», играм при погребении Патрокла, была вполне актуальна в Риме времен Августа. Император насаждал состязания знатной молодежи, считая их «старинным похвальным обычаем», и Вергилий выводит прародителей известнейших римских родов в качестве участников состязаний, назначенных Энеем.

 

Четвертая книга, наряду со второй, принадлежат к наиболее сильным и патетическим частям «Энеиды». Это — повесть о любви Дидоны к Энею. Гомеровский эпос намечал любовную тему, но не разрабатывал ее. Вводя патетику любовной страсти в эпос, Вергилий следует за поэмой Ап. Родосского; при этом он переносит чувство в более возвышенную сферу, углубляет анализ. Гордая царица Дидона — фигура «героического» уровня. Трагизм: Она полюбила Энея за его страдания, но она связана обетом верности покойному мужу и мучается сознанием загорающейся страсти. Борьба между чувством и долгом, победа чувства. Быстро наступает перелом: боги напоминают Энею о предназначенной ему роком миссии, и он готовится к отъезду из Карфагена.

Очень интересна шестая книга. Проплывая вдоль берега Италии, Эней делает остановку у города Кум. Здесь находился знаменитый оракул Аполлона, а неподалеку античное верование помещало вход в преисподнюю. Пророчица Сивилла дает предсказание о борьбе, которая ожидает Энея в Лациуме, а затем сопровождает его в царство мертвых для свидания с отцом Анхисом. Создавая параллель к 11-й книге «Одиссеи» (посещению царства мертвых), «ученый» поэт объединяет образы древней мифологии с более поздними религиозными и философскими учениями.

Шестая книга : Анхис показывает Энею будущих деятелей Рима и историч. предназначение Рима: государство властитель мира.  носителей той военной и гражданской славы. Признает, что уступает грекам в культном плане.

За «странствиями» наступаютвойны. Им посвящена вторая половина поэмы (книги седьмая — двенадцатая), составленная на материале италийских преданий и сведений об италийской древности и предназначенная быть римской параллелью к «Илиаде». Эней становится своего рода Ахиллом.

Идеологическая тенденция «Энеиды» требовала, чтобы противоположность между троянцами и италийцами была по возможности сглажена. Царь Латин, правивший в Лациуме, узнает в пришельце Энее предназначенного оракулом жениха своей дочери Лавинии и дружелюбно принимает троянцев. Если согласие нарушено, то виновны в этом козни Юноны.

Богатая антикварными и этнографическими данными о древней Италии седьмая книга заканчивается перечнем племен и вождей, выступивших против Энея (ср. «перечень кораблей» во 2-й книге «Илиады»)

по просьбе Венеры Вулкан (у греков Гефест) изготовляет для Энея оружие и покрывает щит сценами грядущего — от волчицы, вскармливающей основателей Рима, до битвы при Акциуме и триумфа Августа (параллель к изготовлению доспехов Ахилла в 18-й книге «Илиады»).

Восьмая книга открывается идиллией древнейших поселений на месте будущего Рима. Здесь, в простоте и бедности, властвует старый грек, Эвандр из Аркадии. К нему, в поисках союзников, отправляется Эней. Эвандр посылает с ним своего сына Палланта во главе небольшого отряда, а за более серьезной помощью рекомендует обратиться к этрускам. Таковы ничтожные начала Рима.

Военные действия ро гомеровскому образцу разбиты на ряд эпизодов с преобладанием отдельных героев в каждом. Главные действующие лица получают разные характеристики с точки зрения воинской доблести. Вергилий не хотел умалить храбрости италийских витязей, но придал Энею более высокие моральные качества.

Один из лучших эпизодов ее — смелая ночная вылазка двух юных троянцев Ниса и Эвриала (ср. 10-ю книгу «Илиады» Долония), отправившихся известить Энея.

С возвращением Энея (десятая книга) начинается ожесточеннаябитва, в которой Паллант гибнет от руки Турна.

 Двенадцатая приводит к единоборству Энея и Турна, которое должно определить исход борьбы. Олимпийский конфликт получает, наконец, разрешение.

Юнона отрекается от ненависти к Энею, но требует, чтобы троянцы смешались с латинянами, переняли латинский язык и латинские обычаи.

Заключительная сцена единоборства построена по образцу единоборства Ахилла и Гектора, с повторением многих деталей и отдельных выражений гомеровского рассказа, вплоть до весов, которые держит Юпитер. Турн побежден; Эней уже готов пощадить его, но замечает на его плече перевязь погибшего Палланта и, подобно Ахиллу, мстящему за Патрокла, вонзает меч в грудь противника.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1628; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!