Билет 18. Новая аттическая комедия. Менандр.



Новая аттическая комедия представляет совершенно иной жанр, нежели древняя аттическая комедия. Она не затрагивает политических тем, устремляется к частной жизни, на переднем плане – любовь как характерная черта. Напоминает бытовую драму или мелодраму. НАттК утрачивает комизм, грубые остроты, каламбуры, сатирические намеки и непрерывную игру словами. Хор выступает в промежутках между действиями. Предельно сужен внутренний мир героя. Персонажи нужны только для сюжетной линии, представляют собой типические маски: смекалистый раб, хитрая и алчная гетера, скромная девушка, сварливый отец. Сюжеты довольно однообразны: любовная драма и семейный конфликт. Решаются нравственные проблемы, ставятся вопросы морали, осуждаются человеческие пороки.

Менандр (342 – 292 гг.) – единственный дошедший представитель НАттК. Происходил их афинского знатного рода. Был учеником Феофраста, дружил с политиком Деметрием Фалерским, чью политику неравных сословных браков поддерживал Менандр. Комедиограф находился под влиянием учения Аристотеля о добродетели и учения Феофраста о характерах, которое легло в основу комедийных масок. Написал 100 пьес. Как и Еврипид, не получил признания современников. Целиком сохранилась только комедия «Брюзга», комедии «Третейский суд» и «Самиянка» дошли с небольшими искажениями.

«Брюзга» (316г.) Угрюмый и брюзгливый старик Кнемон перессорился  всеми людьми. Даже вторая жена не вынесла его тяжелого характера и перешла жить к своему сыну от первого брака, бедному и скромному юноше Горгию. Кнемон остался с дочерью и старой рабыней. В прологе обо всем этом рассказывает бог Пан. Особой благосклонностью бога пользуется скромная и благочестивая дочь Кнемона, и бог хочет чем-либо вознаградить девушку. Он внушает любовь к ней юноше Сострату, сыну богатого афинского землевладельца, но сумасбродный Кнемон никого не подпускает к дочери. Узнав о честных намерениях Сострата, Горгий, сводный брат девушки, готов помочь ему. Сострат посылает раба к отцу девушки, но тот прогоняет его вон. Горгий советует Сострату выдать себя за бедного землепашца и пойти работать на соседнем поле, чтобы привлечь к себе внимание Кнемона. Сострат следует этому совету и уходит. Тем временем к святилищу Пана приходят слуги семьи Сострата с тем, чтобы подготовить все необходимое для жертвоприношения. Мать Сострата увидела во сне, что Пан заковал ее сына в кандалы и погнал перекапывать поле. Испуганная, она решила умилостивить бога. Слугам не хватает посуды, и они идут к дому Кнемона в надежде одолжить на время кое-какую утварь. Разгневанный Кнемон грубо прогоняет просителей. Появляется Сострат, который работал в поле без успеха – Кнемон даже не вышел из дома. Неожиданно случай помогает юноше. Старая служанка Кнемона уронила в колодец ведро. Вне себя от возмущения Кнемон сам лезет в колодец, но срывается, падает на дно и получает тяжелые повреждения. Его извлекает из колодца Горгий, которому помогает Сострат, утешающий плачущую девушку. Мировоззрение Кнемона меняется. Он объявляет о своем решении передать управление участком Горгию и назначить его опекуном девушки. Горгий предлагает выдать ее за Сострата, и старик соглашается. Тем временем появляются родные Сострата. Юноша обещал Горгию в жены свою сестру.  Горгий соглашается. Брюзга Кнемон сознается в том, что был неправ, отвергая взаимную помощь, но отказывается изменить привычный образ жизни. На следующий день назначены две счастливые свадьбы. Финал комедии представляет собой бурлескную сцену: повар и раб, которых некогда прогнал Кнемон, вытащили старика в грязь и издеваются над ним.

Менандр выражает гуманистические взгляды: против недоверия и ненависти между людьми. Основа соц. равновесия – дружелюбие и взаимопомощь между богатыми и бедными.
Необычные приемы в комедии: в прологе Пан не говорит о предстоящих событиях, заставляя зрителей следить за сюжетом. Поддерживаются неравные сословные браки. Молодое поколение (Сострат и Горгий) – носители нравств. принципов – определенный дидактический характер. Три приема, характерных для комедии, не срабатывают – торжествует случай. Типаж старика-мизантропа списан с реального ист. лица Тимона Афинского.

Билет 19. Литература эпохи римского владычества.

В 31г. до н.э. произошла битва при Акции, после которой Греция попадает под власть Рима. Наука, литература и духовная жизнь Греции переживают глубокий кризис.

Плутарх (46 – около 127гг н.э.) - философ-моралист. Родился в Херонее и был страстным патриотом. Учился в Афинах, много путешествовал. Был жрецом Дельфийского оракула. Пытался примирить завоеванное государство и государство-завоевателя, за что получил право римского гражданства.
Плутарх был приверженцем эклектизма. Эклектики заимствовали этические положения у различных греческих философов прошлых веков. Дошло более 150 сочинений. Например, «Моралии» - 100 трактатов: философско-этические произведения; философско-религиозные труды; дельфийские диалоги; сочинения по физике, филологии и прочим наукам. Преобладают темы, касающиеся норм поведения человека в обществе, добродетели, самовоспитания.

«Сравнительные жизнеописания» - сочетают в себе историографию и биографию. Дошло 46 жизнеописаний исторических деятелей. Предоставлен огромный фактический материал, однако есть некоторые неточности. Изложение событий в хронологич. последовательности, но иногда П добавляет увлекательные истории и шутки, что делает «СЖ» жизнеспособными и популярными у читателей всех эпох. Автора интересуют мелкие подробности биографии деятеля, это помогало ему раскрыть характер личности. Проникнуты нравственным пафосом: герои – носители высоких моральных качеств – добродетели, целеустремленности, свободолюбия и патриотизма. Но великие люди имеют великие пороки. Отличаются попарной группировкой - рядом с биографией греческого исторического деятеля дается биография деятеля римского с указанием сходств и различий. Цель Плутарха – показать Риму и Греции, что каждое государство имеет своих выдающихся личностей. Культурная дипломатия – сближение народов. Но Плутарх показывает предназначение каждого народа: Рим – великая империя, Греция – великая культура. «СЖ» оказали огромное влияние на последующую литру.

 Лукиан (около 120 – 180гг н.э.). По происхождению сириец, образование получил в Ионии, которая славилась своими риторическими школами. Однако с возрастом он разочаровывается в риторике и второй софистике  и полностью посвящает себя литературе.
В своем творчестве он осуждает религию, суеверие, шарлатанство, лицемерие и продажность философов своего времени, главная черта – едкая сатира. Излюбленной формой является диалог. Дошло 80 произведений. На раннем этапе творчества Лукиан примкнул ко вторым софистам (гастролирующие риторы, в основе – игра слов, парадоксальные тезисы).
«Похвала Мухе». Описывает как муха превосходит человека, кузнечиков, летучих мышей. Говорит какие у неё крылья, глазки, что ходит она на 4, а не на 6 ногах. Рождается муха из мёртвых людей или животных. Муха пирует и ест подле людей, пробует всё раньше, чем люди. Далее приводит в пример Гомера, который тоже муху прославлял в Илиаде. Приводит миф о мухе. Пишет ещё, что в Аттике жила женщина-поэтесса, по имени Муха. Бывают и долговечные мухи – «собаки», они переживают всю зиму без еды.
«Разговоры гетер»: воспроизводятся ситуации с мотивами сводничества, обучения молодых гетер, их взаимного соперничества, любви и ревности к «юношам». Нет морализаторства или физиологических подробностей со стороны автора.
«Диалоги богов»: даются бытовые картины из жизни богов, карикатурный эффект мифолог. сюжетов достигается путем человокоподобия богов.
«Разговоры в царстве мертвых»: пародия на греч. представление о подземном мире. Гермес покупает Харону всякие снасти для лодки и говорит сколько тот ему должен. А Харон отвечает, что сейчас отдать не может, нужен мор или чума, тогда будет много трупов = много денег.
В конце творчества Лукиан отходит от диалогов и обращается к письму-памфлету. В памфлете «О кончине Перегрина» он показывает глупость христиан, готовых чтить отцеубийцу, но порвавших с ним из-за того, что он нарушил какой-то пустяковый запрет. В памфлете «Алексанрд, или Лжепророк» рассказывает о прорицателе, который нажил состояние на легковерии и невежестве толпы. Ряд памфлетов посвящен вопросам литературы. Например, в трактате «Как следует писать историю» - сатира на современную Лукиану напыщенную и невежественную историографию.

Билет 20. Греческий роман.

Греческий роман – зародился в Эллинистическую эпоху, но ничего не сохранилось, является самым поздним жанром греческой литературы. Термин «роман» - не греческий, дан итальянским филологом в 11 веке. В Греции назывался «повествованием о лицах», не считался достойным жанром у александрийских филологов.
Предтеча любовного романа – «Елена» Еврипида, как и фольклорные сюжеты и рассказы о путешествиях в дальние страны. Первыми героями романа были мифол
. персонажи.
Романы однотипны по сюжету и имеют устойчивую сюжетную схему: это история необыкновенно красивых, сходных с богами, влюбленных с первого взгляда девушки и юноши, разлученных обстоятельствами, претерпевающих различные приключения (буря, кораблекрушение или плен, продажа в рабство), но сохраняющие верность друг другу и счастливо воссоединяющихся в финале.
Неизменная часть романа – эпизоды «временной смерти»: обморок или летаргической сон.
Традиционная фабула о приключениях героев дает возможность раскрыть их нравственное достоинство, стойкость чувств, взаимную верность. Любовь в романе идеализирована, нет сложных психологических мотивировок. Характерна патетика, напыщенные речи героев, однообразие мысли. Моральные качества героев не зависят от их соц. положения. Возникает интерес к личности раба, что говорит о направленности романа на простых людей. Греческий роман сыграл важную роль в формировании европейского романа.
 До нас дошло несколько произведений этого жанра: «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона, «Эфесская повесть» Ксенофонта Эфесского, «Эфиопская повесть» Гелиодора, «Дафнис и Хлоя» Лонга и др.

«Дафнис и Хлоя», Лонг (II — Ш вв.) – «пасторальный» роман в буколической обстановке.

Действие – на о. Лесбосе, рядом с г. Мителины. И Дафнис (с козой, в кустах) и Хлоя (с овцой, в гроте) были подкинуты и выросли в среде пастухов. Это - подростки, почти дети, они вместе пасут стада; их дружба переросла в любовь. Не понимают своих чувств и боятся их. Рост и осознание любви развертывается параллельно жизни природы, по сменяющимся временам года. Однажды к Лесбосу подплыло судно пиратов, в столкновении с которыми погиб наглый пастух, влюбленный в Хлою, а Дафнис едва не стал добычей разбойников. Вскоре началась война, Хлоя попала в плен, но её покровитель бог Пан её спас. Теперь единственное препятствие к браку – бедность Дафниса. Случайно он находит кошель с на берегу с огромной суммой денег, стал богат. Родители согласны на брак. Теперь не хватает разрешения хозяев. Вскоре в деревню приехали господа, но хозяйский сын хочет подарить Дафниса приятелю. Тут выясняется, что Дафнис – родной сын хозяев. Теперь мешает происхождение Хлои. Но один из гостей, известный богач признает в ней свою дочь. Свадьба. Финал – прославление безмятежной жизни и вечной любви среди природы.

Билет 21. Периодизация римской литературы. Жанры и Представители.

до 240 г. до н.э. - эпоха устного творчества.

240г. – 82г. до н.э. – ранняя римская литература.
Комедии Плавта (паллиата) и Теренция.

82г. до н.э – 43г. до н.э. – период конца Республики, гражданские войны.
Лирика Лукреция и Катулла; историография Цезаря и Саллюстия; риторика и фил. проза Цицерона; фил. поэзия Лукреция.

43г. до н.э – 14г. н.э. – эпоха начала Империи принципата, «золотой век».
Эпос и лирика Вергилия; поэзия Горация ; элегия Тибулла и Проперция;; лирика и мифолог. поэма Овидия; историография Тита Ливия.

14г. н.э. – 192г. н.э. – эпоха ранней Империи, «серебряный век»
Драматургия Сенеки; авантюрно-сатирич. роман Петрония; эпиграммы Марциала; сатира Ювенала; историография Тацита. Авантюрно-бытовой роман Апулея.

192г. – 476г.– эпоха поздней Империи.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2960; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!