Билет 15. Греческая философская проза.



V — IV века — период интенсивнейшего развития греческой философии, создания основных философских систем древности. К этому времени относится и материализм Демокрита, и идеализм Платона и колеблющаяся между материализмом и идеализмом система Аристотеля. Философией (буквально «любомудрие»)древние греки называли науку, охватывающую все отрасли знания с целью постичь мир. Она опиралась на наблюдения и исследования самих греков – натурфилософов, которые пытались научно обосновать происхождение мира, а так же на достижения ученых Востока.
Фил. проза отличается специфической формой художественного изложения — диалог: мыслитель излагает свои взгляды в форме спора какого-нибудь мудреца с противником или беседы его с учениками. Предщественниками формы фил. диалога – «состязания мудрецов». Жанр фил. диалога окончательно сформировался у Сократа. Ученики Сократа считали форму беседы, чередование вопросов и ответов, характерной особенностью метода своего учителя, отличавшей его от софистов. Они обычно составляли свои произведения в форме диалогов, главным действующим лицом которых являлся Сократ.

Демокрит (460 – 370). Заложил основы материализма и аттомарного учения. Суть: все сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов, а всякое тело живет, пока не распадется на атомы. Душа – двигатель тела – тоже состоит из атомов. Познание происходит путем отделения атомов предмета и их восприятия органами чувств. Его работы, как и других философов-материалистов, сохранились лишь в отрывках из-за преследований.

Платон (427 – 347). Основоположник объективного идеализма. Настоящее имя – Аристокл, родился он в аристократической семье. В молодости был учеником Сократа, распространял его метод – диалектику. В Афинах он открыл свою школу в роще Академа, за что школа получившую название «Академия». Это был научно-учебный центр, где большое внимание уделялось математике и философии. Священная роща существовала пока, не была вырублена римским диктатором Суллой.

 В основе философии Платона лежит учение о двух мирах: мире идей – истинном мире, где душа человека живет до появления на свет и после смерти тела, и земном мире - ложном, где человек видит вокруг себя лишь «отблески идей».  Метафора о пещере: сама пещера – ложный мир, а тени и отблески на стенах – отголоски истинного мира. Из такого взгляда вытекает негативное отношение к искусству и литературе, которые Платон считал вредными, т.к. это подражание действительности, еще дальше уводящее человека от истины и расслабляющие разумные части души. Поэзия еще более вредна, ведь она, воздействуя на эмоции, оказывает отрицательное влияние на мораль человека. Хвалебные гимны богам и прославление добродетели Платоном принимались.

Его произведения носят характер философских диалогов, в которых главное действующее лицо – Сократ. Дошло 42 диалога. Назывались либо по имени собеседника («Критий», «Федон», «Лисий»), либо по теме («Государство», «Законы»). Сочинения отличаются метафорами, олицетворениями и прочими средствами худ. выразительности, что позволяет говорить о их литерат. ценности.

Именно Платону принадлежит первое и единственное упоминание Атлантиды в диалогах «Тимей» и «Критий». Диалог «Пир» посвящен проблеме любви. Каждый из присутствующих на пиру должен «как можно лучше похвальное слово Эроту». Говорят о 1) происхождении Эрота; 2) о двух Эротах – пошлом и небесном; 3) о том, что Эрот разлит по всей природе; 4) Эрот – стремление человека к изначальной целостности; 5) о совершенствах Эрота; 6) речь Сократа – любовь – стремление к обладанию благом.

«Апология Сократа» («защитительная речь» Сократа на суде) – единственное произведение не в форме диалога. Представляет собой защитительную речь Сократа на суде. Сократ был осужден в развращении молодежи и богохульстве. Согласно Платоновой «Апологии», он не признает себя виновным и гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин — обеда за государственный счёт. Был приговорен к смерти путем принятия яда цикута. Диалог Платона «Федон» рассказывает о последнем дне жизни Сократа. Последняя беседа филосова со своими учениками была посвящена доказательству бессмертия души.

 «Государство» - сочинение, в котором Платон рисует картину совершенного устройства общества. Государство является выражением идеи справедливости. Общество четко поделено на три сословия: философы-аристократы, (тк только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан), стражи-воины, (задача обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность), и земледельца и ремесленники (обеспечивают необходимым). Государство стоится на принципах разума, каждый член общества знает свое место. Отменена частная собственность, производится селекция деторождения. Позже Платон разочаровался в этой идее, причина – не хватает истинных философов.
В «Законах» Платон развивает мысль идеального государства. Иерархия сохраняется, но управляют не философы, а собственные законы Платона. Идеал – аристократическая республиках.

Аристотель (384 – 322). Был учеником Платона в течение 20 лет, но покинул его и критиковал его учение. Воспитывал Александра Македонского. В Афинах открыл свою школу «Ликей» в роще Аполлона Ликейского. Философы – перипатетики - гуляли по парку и записывали за учителем. Дошло полностью 50 произведений, еще 100 во фрагментах. Ранние сочинения в форме диалога не сохранились.

Аристотель – философ-энциклопедист. Кроме сугубо философских вопросов, он посвящал труды различным отраслям – естественным наукам, психологии, этике, экономике. Изучил конституции 158 государств. Он был идеологом рабовладельческого строя, разделяя при этом людей на два сорта. К людям первого сорта относились эллины, к людям второго – варвары. Высшим идеалом правления для Аристотеля является идеальная монархия, однако трудно было найти человека, который удовлетворил бы требованиям идеального монарха. В своей философской системе Аристотель колеблется между материализмом и идеализмом.

«Риторика» и «Поэтика» - сочинения, которые легли в основу теории литературы. В «Риторике» Аристотель рассуждает об общих законах красноречия, о необходимости обнаружения средств убеждения. Положил начало деления красноречия на судебное, торжественное и политическое.
От «Поэтики», трактата в двух книгах сохранилась только первая, содержащая общую часть и теорию трагедии и эпоса; во второй рассматривались комедия и ямбография. «Поэтика» является первым теоретическим обоснованием значимости литературы.

¾ Впервые установлены жанры и жанровые законы.

¾ Трагедия и эпос – основные жанры серьезной литры, но трагедия совершеннее эпоса, тк влияет на душу не рассказом, а действием.

¾ Основное требование - единство действия; и приоритет содержания над формой.

¾ Поэзия считается глубже истории, тк изображает общее и закономерное: путем анализа единичных явлений раскрывается сущность.

¾ Искусство – творческое отражение действительности

¾ Объект поэзии - человеческая жизнь.

¾ Затрагиваются вопросы происхождения искусств, их отношения к действительности, понятие прекрасного и принципы худ. оценки

¾ Теория катарсиса – очищение под воздействием искусства; (трагедия, путем сострадания и страха, вызывает катарсис подобных аффектов)


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1690; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!