Билет 9. Происхождение драмы и устройство театра.



По Аристотелю, драма зародилась в результате мимических действий в культах богов охоты и плодородия.       В 7-6 вв. до н.э. широко распространился культ Диониса, который был богат обрядами карнавального типа, разыгрыванием сцен умирания и воскресения божества. Постановка трагедий на праздниках, посвящённых Дионису, приобрела официальный характер в конце 6 века до н.э. При афинском тиране Писистрате культ Диониса стал государственным; в 534 г. учреждены Великие Дионисии, где последние три дня из 6 были отведены для драматических игр. В 433 г. трагедии ставятся на Ленеях, в 488 г. – и комедии.

Однако драма зародилась в Коринфе. Тиран Периандр вызвал с острова Лесбос певца Ариона и попросил создать новое худ. зрелище на основе дифирамбов. который по его просьбе создал новое художественное зрелище. Это было действие с ряжеными в костюмы сатиров, мифич. спутников Диониса, с хоровым и музыкальным сопровождением. Название «трагедия» означает буквально «козлиная песнь». Затем, тиран Клиносфен учредил в городе Сикионе культ Диониса и сатировские зрелища. После свержения в Сикионе тирании сатировские зрелища прекратились, и их организатор поэт Пратин пришёл в Афины, где ставит «весрёлые трагедии» - «сатировские драмы», которые с тех пор стали разыгрываться в афинском театре. Они имели мифологический сюжет, но со сказочными мотивами и персонажами, а хор состоял из ряженых в сатиров. Сатир. драмы ставились после трагедий, чтобы рассеять мрачное впечатление и воздать дань уважения Дионису.

Античные театры располагались под открытым небом по склонам холмов, со специально сделанными ступеньками – места для зрителей. Сиденья первого ряда имели каменные спинки, так как они были предназначены для должностных лиц и жрецов культа. Первый театр – театр Диониса в Афинах, построенный около 500 г. до н.э., вмещал до 30 тыс. человек.
Орхестра – круглая площадка для хора, отделённая от первого ряда невысоким барьером. В центре её находился жертвенник Дионису, вокруг которого - музыканты. На орхестру вели проходы – пароды. Актеры выступали на проскении, за котором находилась скена – помещение, в котором актёры переодевались и хранился инвентарь. Скена – аналог кулис, позже стала местом для декораций. Театральных реквизит также хранился в параскениях – боковых пристройках, справа и слева примыкающих к скене. Из театральных машин часто использовались эккИлема – передвижная платформа и эксОстра – выдвижной балкон. Площадка для появления божества – deus ex machina.

Все роли в театре изображали только свободные мужчины. Актёры и хор выступали в масках и специальной обуви на платформах – котурнах, чтобы показать превосходство актера. Особая роль – вестник, который рассказывал о событиях в доме или вдалеке от действия. Эсхил ввел второго актера, что позволило затронуть в трагедии нравственные темы. Софокл ввел третьего актера.

Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на Великих Дионисиях. Задолго до праздника афинский архонт (одно из самых высоких должностных лиц) отбирал трёх поэтов, каждый должен был представить тетралогию – три трагедии и одна сатировская драма. Расходы несли хореги – организаторы представлений, богатые граждане, на средства которых нанималась труппа и создавались декорации. После окончания представления жюри выбирало победителей трагического, а позже и комического агона (состязания). Призы получали все три поэта и три протагониста (исполнитель главной роли). Посещение театра считалось делом госуд. значимым; дань культу. Была плата за вход для ремесленников и крестьян – театрикон, позже отменена.

Билет 10. Творчество Эсхила.(525-456гг. до н.э.)              

 Считается «отцом трагедии», хотя не был первым автором трагедий. Зачинателем трагедийного жанра греки считали Феспида, жившего во второй половине 6 в до н.э. Биографических данных о нём почти не сохранилось, известно, что он родился в Элевсине, близ Афин, в аристократической семье землевладельцев. Поэт участвовал в греко-персидских войнах, больше ценил себя как участника битвы при Марафоне в 490 г. до н.э., чем как поэта. Последние годы провел на Сицилии, где умер и был погребен. Одной из причин отъезда из Афин была его обида на современников, начавших отдавать предпочтение творчеству Софокла. Им было написано 92 драмы, но дошло только 7: «Просительницы», «Прикованный Прометей», «Персы», «Семеро против Фив», трилогия «Орестея» (Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды). На состязании поэтов победил 13 раз. Считал свои драмы «крошками гомеровских поэм». Поэт эпохи становления демократии, в произведениях высказывал приверженность демократическим порядкам, борьбе с тиранией, защищал демократические принципы и выступал против насилия, деспотизма.

Ввел второго актера – носителя морального конфликта. Придал первенство диалогу.
Дифирамбический, возвышенный стиль и язык, тяжеловесность и монументальность образов. Трагедии сохраняют статичность, чему способствует прием «немой скорби» - долгое молчание героя.

Трилогия «Орестея» (458 г. до н.э.) – последнее сочинение Эсхила. В основе сюжета – миф о судьбе аргосского царя Аг-на, который возвращается после Троянской войны на родину. Сюжет – судьба потомков Атрея, над которыми тяготеет проклятие за преступление их предка. Наследственная вина – несмываемое пятно, образующее цепочку преступлений для всего рода. Атрей, враждовавший с братом Фиестом, убил его детей и накормил брата их мясом. В роду Атрея не прекращаются поэтому тяжёлые преступления.

1. «Аг-н». Действие трагедии происходит в Аргосе, перед дворцом Аг-на, и начинается в тот момент, когда огни, зажженные на горных вершинах Греции, возвещают о падении Трои. Сторож сообщает радостную новость К. Аг-н въезжает на победной колеснице с богатой добычей и наложницей Касс. Его встречает К и уговаривает войти в дом по пурпурному ковру, который расстилается в храмах перед богами. Аг-н колеблется, но все же соглашается. Перед хором аргосских старцев прорицательница Касс хаотично излагает события войны, все жертвы которой – на совести Аг-на. Касс отказывается входить во дворец, тк знает, что там готовится убийство Аг-на и её собственная гибель. Но все же К заставляет ее войти. Раздаётся предсмертный крик Аг-на. О событиях в доме узнаем от вестника: Аг-н и Касс убиты.  Отныне К и её возлюбленный Эгист будут царить в Агросе, но хор отказывает им в признании, угрожая грядущим мстителем Орестом. Этим кончается первая часть трилогии.

2. «Хоэфоры». К посылает дочь Электру и хор рабынь пойти на могилу отца совершить возлияние тк была испугана мрачным сновидением. Э видит на могиле локон и следы, догадывается, что вернулся брат Орест. Он вырос на чужбине и по велению оракула Аполлона вернулся с другом Пеладом отомстить за смерть отца. Происходит сцена «узнания». Договариваются убить мать. О роникает с П во дворец под видом странников, сообщающих о смерти О. К радуется вести. О раскрывает себя. Первым погибает Эгист. К, пытаясь спастись, обнажает грудь, которой вскормила О. О колеблется. Аполлон через П заставляет О отомстить. О убивает мать. На него набрасываются богини кровавой мести Эринии, преследуют его.

3. «Эвминиды». О бежит в Дельфы, пытается спастись у оракула Аполлона. Но бог уже не властен очистить О от преступления. Затем действие переносится в Афины, на ареопаг (суд 10 присяжных). Эринии выступают обвинительницами: убийство матери хуже убийства отца; убийство Аг-на К оправдывают тем, что они не были в кровном родстве. Аполлон – защитник: это было убийство не только отца, но и мужа и героя. Эринии защищают материнское право, Аполлон – патриархат и отцовское. Но тк мужское начало преобладает в обществе, оно побеждает. На суде голоса делятся поровну,  решающий жребий за Афиной.  Поддержала О, тк сама рождена отцом Зевсом. Эринии разгневаны. Афина дарует им рощу и предлагает стать Эвменидами – подательницами благ. Те соглашаются, их почитают еще больше. Институт кровной мести отменен.

При помощи мифолог. образов Эсхил выражает свое отношение к соц. и полит. вопросам, в частности – к судьбе суда кровной мести ареопага. Действие из Микен перенесено в Аргос, тк Афины заключили с ним союз. Эсхил выступает против наступательной войны(Аг-н собрал поход на Трою). Перекладывает ответственность за совершенные поступки на человека, а не на богов.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!