Билет 14. Историография классической эпохи.
Проза классического периода (5-4 века) отличается тесной связью науки и искусства. Проза делится на три вида: историография, ораторская и философская проза. Ярчайшие представители историографии - Геродот, Фукидид и Ксенофонт.
Первыми историками были логографы. Они обращались к мифич. временам, извлекали из мифа историческую основу. Описывали народы, полисы и их обычаи.
Геродот (484 - 425гг. до н.э.) - «отец истории». Главным трудом является «История» в 9 книгах, названных в честь Муз, посвященная в основном греко-персидским войнам. Он отстаивает идею закономерности победы греков (лучшее госуд. устройство – демократия) и стремится быть объективным по отношению к персам – без ненависти и презрения. Показывает прошлые победы персов, чтобы ярче изобразить величие греков в победе в греко-персидских войнах.
Геродот – историк не в полном смысле слова. Геродот много путешествовал, в своем труде описал страны и обычаи народов Малой Азии. Он часто принимает на веру фольклорные фантастические истории (феникс, золото грифонов, собакоголовые люди в Индии) и передает мифы и предания как реальные события. Однако признается, что излагает услышанное и не уверен в достоверности.
«История» отличается наличием вставных новелл, в основе кот. лежали народные предания и легенды. Но благодаря искусству новеллистического повествования, эти истории стали самостоятельными художественными произведениями. «История» представляет художественную и историческую ценность, тк является источником знаний античного фольклора, историко-географических и этнографических сведений.
«Перстень Поликрата» (у Шиллера и Ж.) Поликрат, тиран с о. Самос, богат и удачлив. Но это беспокоит его друга, египетского фараона. Тот предостерегает П – богам не понравится, что П слишком счастлив и они накажут. Советует избавиться от чего-то ценного. П выходит в море на корабле и выбрасывает перстень. Рыбак поймал огромную рыбу и принес ее П – в брюхе нашли перстень. Боги не приняли жертву. Фараон порвал дружбу, боясь беды и для себя. Потом Поликрата-таки постигла беда – попал в плен и был подвергнут жестокой казни.
|
|
Фукидид(460 – 396 гг. до н.э.). Написал «Историю» в 8 книгах, посвященную Пелопонесской войне. Излагает современные события, тк сам был участником войны. Не успел закончить труд, остановился на 411 году. Основоположник истории как реальной науки и исторической критики.
Он ничего не принимает на веру и проверяет факты с помощью архивных данных и опроса свидетелей. Никогда не путает повод и причину. Впервые устанавливает не мифологические, а причинно-следственные связи между событиями (экономич. и политич). Причину войны - в чрезмерной амбициозности Афин и их экономической и военной мощи.
Изложение отличается сжатостью, трудностью языка, глубоким анализом, твердостью суждений. Фукидид осуждает войну и испытывает сострадание к жертвам, возлагает ответственность на людей.
Для украшения повествования использует вставные речи исторических персонажей, которые занимают около 30% всего текста. Речи фиктивные, но могли бы быть произнесены в той или иной ситуации. Средство анализа - речи позволяли ему характеризовать как политическое и стратегическое положение государства, так и отдельных государственных людей. Например, речь Перикла на могиле павших воинов, кот. Фукидид считал идеальным правителем, представляет собой панегирик Афинам и демократии.
|
|
Ксенофонт(430-354гг). Труд - «Греческая история» (с 411 по 436гг.), который продолжил «Историю» Фукидида. Однако резко отличается, тк возвращает сказочность и искажает события в угоду своей идеологии. Написан ряд произведений в память о Сократе - меморабилии.
Аристократ по происхождению, был поклонником спартанской олигархии. Видел идеального сильного правителя в Кире. Написал роман «Киропедия» - воспитание Кира-старшего, один из первых биографических романов. В произведении показан не реальный исторический облик Кира, а идеализированный Ксенофонтом.
«Анáбасис» (восхождение) или «Отступление десяти тысяч», — главное сочинение Ксенофонта, в котором он описал отступление десяти тысяч греческих наемников из Месопотамии после злополучной для них битвы при Кунаксе. Сочинение было, возможно, первой в истории автобиографией, однако появилось оно под псевдонимом. По-видимому, Ксенофонт не желал признавать своё авторство, так как книга воспринималась современниками как апология его собственных военных талантов и идей. Действительно, в сравнении с другими греческими вождями Ксенофонт предстаёт идеалом рассудительности и предусмотрительности.
|
|
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1045; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!