Билет 11. Драматургия Софокла. (496 – 406 гг. до н.э.)
Софокл родился в Колоне, предместье Афин, в состоятельной семье. Получил хорошее гимнастическое и музыкальное образование, что дало ему возможность самому писать музыку к своим произведениям и участвовать в представлениях в качестве актера. Певец афинской гражданственности, входил в кружок Перикла. Был избран афинянами на должность стратега и казначея. На состязаниях поэтов побеждал 24 раза, никогда не получал приз за 3-е место. Было 123 драмы, дошло 7.
В трагедии он ввел третьего актера, усовершенствовал диалоги, уменьшил роль хора, но увеличил количество человек в хоре до 15, усовершенствовал диалоги. Партии хора выражают авторские мысли. Отходит от связанного сюжета трилогий, каждая трагедия – самостоятельное произведение. Форма и сюжеты трагедии классические. Действие развивается динамично и естественно, трагедии четкие по композиции и гармоничные. Используется прием контрастной характеристики и прием трагической иронии – сюжетообразующий. Впервые яркие женские героические и положительные образы. Язык менее архаичен, слог довольно простой. Драма приближается к современному понятию.
Главными добродетелями Софокл считал следование твердым принципам и ответственность за свои поступки и за свои ошибки. Все преступления должны быть наказаны. Беды человечества он видел преимущественно от недостатка знаний. Тема родового проклятия теряет свою актуальность.
|
|
Трагедии фиванского цикла – «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона» - не являются трилогией. Трагедии Электра, Аякс, Филоктет, Трахинянки.
«Царь Эдип» (поставлена в 428-425гг.) Действие открывается прологом, в котором процессия фиванских граждан направляется ко дворцу царя Эдипа с мольбой о помощи и защите – в городе свирепствует мор. Эдип успокаивает их и говорит, что уже послал своего шурина Креонта за оракулом. Появляется Креонт с оракулом бога: Аполлон разгневан на фиванцев за то, что они укрывают у себя ненаказанного убийцу прежнего царя Лая. Перед собравшимися царь Эдип клянется разыскать преступника. Под угрозой тяжелейшего наказания он приказывает всем гражданам гнать его. Царь Эдип призывает прорицателя Тиресия. Старик жалеет Эдипа и не хочет назвать имя преступника. Но когда разгневанный царь настаивает, Тиресий заявляет, что Э – причина бед города. Эдип не может поверить в истину прорицания. У царя возникает новое предположение. Эдип обвиняет Креонта в измене. Оба готовы броситься друг на друга с оружием. Тогда появляется жена царя Эдипа, царица Иокаста. Она спешит примирить ссорящихся и, узнав о причине ссоры, высмеивает веру в предсказания. Рассказывает о том, что давно Лай получил предсказание, что его родившийся сын убьет его и женится на матери. Тогда он приказал рабу убить ребенка. Но Лай погиб не от руки сына, а стал жертвой разбойников. Эдип вспоминает, что оракул, предсказавший ему убийство отца и брак с матерью, заставил его много лет тому назад покинуть родителей и отправиться странствовать. А обстоятельства гибели Лая напоминают ему одно событие времени странствий: на перекрестке дорог он убил случайно возницу и какого-то старика, по описанию похожего на Лая. Если убитый действительно был Лаем, то он, царь Эдип, и есть его убийца, поэтому он должен бежать из Фив, но кто примет его, изгнанника, если даже на родину он не может вернуться без риска сделаться отцеубийцей и мужем матери. Эдип велит привести старого раба, который сопровождал Лая, но тот уже давно покинул город. Пока гонцы разыскивают этого единственного свидетеля, появляется вестник из Коринфа, прибывшим с известием о смерти коринфского царя и об избрании Эдипа его преемником. Но Эдип боится принять коринфский престол. Его пугает вторая часть оракула, в которой предсказывается брак с матерью. Вестник наивно спешит разубедить Эдипа и открывает ему тайну его происхождения. Коринфская царственная чета усыновила младенца, которого он, в прошлом пастух, нашел в горах и принес в Коринф. Приметой ребенка были проколотые ножки, из-за чего он получил имя Эдипа. С приходом старого слуги выясняется, что получив некогда от Лая приказание умертвить ребенка, не решился это сделать и передал его какому-то коринфскому пастуху, которого теперь, к своему смущению, он узнает в стоящем перед ним вестнике из Коринфа. На орхестре появляется глашатай, который возвещает о самоубийстве И и о страшном поступке Эдипа. Он вонзил булавки с одеяния И в глаза, которые видели, но не понимали. Появляется сам царь Эдип, он прощается он с детьми, поручая их заботам Креонта. Вынужден покинуть город.
Эта трагедия относится к трагедиям с запутанной фабулой, т.е. содержащей перипетию – неожиданный поворот событий. Принята Аристотелем за образец трагедии в «Поэтике». Софокл вводит понятие нормативности – Э сам разоблачил и наказал себя; путем страданий пришел к мудрости примирения.
|
|
|
|
«Антигона» (441г.) Полиник, брат Антигоны, дочери царя Эдипа, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом. Царь Креонт приказал с почестями похоронить Этеокла, но запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело на растерзание птицам и псам. Антигона подговаривает сестру Исмену похоронить тело брата, но та отказывается. Антигона, вопреки приказу, сама выполнила религиозный обряд погребения. За это Креонт велел замуровать Антигону в пещере. Когда её уводят, она поёт себе погребальный гимн, плач о том, что она осталась невинной. Гемон, сын Креонтаи жених Антигоны, вместе с хором умоляет отца помиловать Антигону, но Креонт не слушает их. Затем Креонт встречает старца Тиресия, который говорит ему, что если Креонт не спасет Антигону, то лишится всей своей семьи. Креонт спешит в пещеру, но Антигона, верная своему долгу – выполнению священных законов, не смирилась перед Креонтом. Она предпочла смерть повиновению жестокому царю и кончила жизнь самоубийством. После этого Гемон, пронзил себя кинжалом, в отчаянии от гибели сына лишила себя жизни и жена Креонта Эвридика. Все эти несчастья привели Креонта к признанию своего ничтожества и к смирению перед богами.
|
|
Исмена и Антигона – прием контрастной характеристики. У каждого из героев своя правда. С одной стороны – слово царя, с другой – нравственные неписаные законы. Моральная победа Антигоны очевидна, ведь позиция Креонта осложнена злоупотреблением власти, а также противоречит воле народа, традициям и обычаям.
«Эдип в Колоне» (поставлена после смерти Софокла). Слепой Эдип, странствуя со своей дочерью Антигоной, приходит в Колон и останавливается в священной роще. Местные жители хотят прогнать Эдипа. Э требует встречи с местным правителем Тесеем.. Тем временем прибывает Исмена с вестью о том, что Полиник собирается на походом против брата Этеокла и результат этого похода зависит от того, где будет находиться могила Эдипа. Исмена была вынуждена отлучиться от отца для совершения обряда очищения. В её отсутствие Тесей навещает Эдипа, обещает ему своё покровительство, делает его гражданином Афин и уходит, оставив его под охраной хора. Фиванский царь Креонт, узнав предсказание, что Эдип после смерти будет покровителем той области, где умрёт, пытается силой вернуть Эдипа в Фивы. Э отказывается, тогда Креонт в гневе говорит, что схватил Исмену, и приказывает схватить Антигону. Хор призывает Тесея, который атакует со своим войском фиванцев и отбивает дочерей Эдипа.Тесей советует Эдипу отправиться в храм Посейдона на встречу с Полиником. Он просит у отца помощи, но тот проклинает Полиника и предрекает своим сыновьям гибель от рук друг друга. Раздается гром, Эдип принимает его за знак приближающейся смерти. Он призывает Тесея, и в его компании удаляется, оставив своих детей. Является вестник и заявляет, что Эдип скончался. Только Афинский царь знал, где Эдип захоронен, причем эта тайна должна быть передана Тесеем по наследству своему сыну. Трагедия заканчивается тем, что дочери Эдипа умоляют Тесея показать могилу отца, он отказывается, но отвечает согласием на просьбу женщин переправить их в Фивы.
Моральное оправдание Эдипа: раз его мощи принесут благодать городу, то боги прощают его невольные ошибки.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1657; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!