Билет 12. Театр Еврипида. (480-406 гг. до н.э.)
Нет точной информации о годе рождения Еврипида, но т.к. 480 год является победой над персами при Саламине, трех великих драматургов объединили под этой датой. В этом сражении участвовал Эсхил, а Софокл руководил хором юношей. В политической жизни поэт не принимал участия. Сторонник частного образа жизни, почти затворнического, что породило множество легенд о его жизни. Имел огромную библиотеку. Поэт упадка демократии.
Драматургическое творчество Еврипида протекало почти одновременно с деятельностью Софокла, хотя и в совершенно ином направлении. Его деятельность совпала с распространением учения софистов. Первые пьесы Еврипида были поставлены в 455 г., и с этого времени он в течение почти целого полувека был самым видным соперником Софокла на афинской сцене. Свыше двадцати раз он выступал со своими произведениями на трагических состязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему лишь пять первых призов, последний раз уже посмертно. Идейное содержание и драматургические новшества трагедий Е. встречали резкое осуждение у консервативной части афинского общества и служили предметом постоянных насмешек комедии конца V в. По легенде, Е. умер в Македонии растерзанным собаками во время охоты. Узнав о смерти соперника, Софокл вышел на сцену в траурной одежде и вывел на сцену хор без венков в знак почтения. Написано 92 драмы, сохранилось 19 (18 трагедий, 1 сат. драма), что говорит о том, что Е. получил признание потомков, а не современников. Еврипида называли «философом на сцене».
|
|
¾ Еврипид скрытно изображает богов с негативной стороны, добавляя им человеческие качества, показывая тем самым осуждение и неверие в благость божеств. управления.
¾ Характерна дегироизация образов, мифич. персонажи снижены до уровня простых людей.
¾ Миф является оболочкой, т.е. изменяется и приобретает новую трактовку. Также Е сочинял свои сюжеты на мифологич. темы.
¾ Пролог не связан с непосредственным ходом событий, выполняет роль введения. В эпилоге – прием deus ex machina для разрешения конфликта. Песни хора оторваны и становятся самостоятельным лирич. произведением, выражают мысли автора.
¾ Язык более простой, приближен к разговорному.
¾ Драма Еврипида представляет собой новый этап трагедии. Определил два направления: трагедия сильных патологических страстей и мелодрама (приближение к бытовой драме).
¾ Впервые вводит в драму любовную тему и сюжет о подкинутом ребенке, кот. получит развитие в нов. аттич. комедии. Также драма «Елена» ляжет в основу греч. любовного романа.
¾ Единство действия и стройность композиции не так сильно заботят Еврипида, он более склонен к раскрытию характера героя. Новый взгляд на человека – в центре мироздания, философия индивидуализма.Именно Еврипид начал изображать на сцене душевную борьбу трагического героя. Они мечутся, сомневаются, страдают из-за внутреннего противоречия. Он показывает столкновение человека с самим собой, борьбу страстей и совести. Поэта интересует психология аффектов. Поэт привлекал внимание к самым трудным моментам нравственного выбора, но обыкновенно не давал ответов на поставленные вопросы.
|
|
¾ Кроме того, он ставит перед зрителями ряд философских, этических, религиозных, социальных вопросов, опережающих свое время. Говорит о несправедливости рабства и женских правах. Вводит героический женский образ – удар по традиционному представлению о судьбе женщин. В ряде трагедий выражено осуждение войны как безумия, несущего страдания обеим сторонам.
«Медея» (431 г., провалилась) История Медеи является частью мифа о походе аргонавтов. Дочь колхидского царя, она ради Ясона оставила семью, родину, помогла похитить у отца золотое руно, совершила преступление, приехала вместе с ним в Грецию. Медея узнает, что Ясон хочет бросить ее и жениться на дочери царя Коринфа Креонта. Ясон показан как софист, говорит Медее, что новый брак будет на пользу их сыновьям, которые будут царевичами. В своем монологе Медея признается, что все, что имела, принесла в жертву ради любимого, который оказался неверен. Утверждает, что брак – дорогая покупка мужа, после чего жена становится рабыней, а не хозяйкой. Выражает новое отношение к браку, т.к. не хочет вернуть мужа. Медея не знает половинчатости чувств, поэтому она возненавидела Ясона и задумала ему месть. Медея просит Креонта позволить ей остаться в городе на день. Царь с трудом соглашается. Медея отправляет со своими детьми смертоносный дар царевне – отравленный наряд. Она решает убить и детей, чтобы причинить Ясону как можно больше горя. Смена традиционного мифа. В душе Медеи – буря терзаний, борются два чувства: желание мести и любовь к детям, страсть и чувство долга перед детьми. Ревность подсказывает ей решение – убить детей и этим отомстить мужу, любовь к детям заставляет ее отбросить ужасное решение и принять иной план – бежать из Коринфа вместе с детьми. Эта мучительная борьба, с большим мастерством изображенная Еврипидом – кульминационная точка трагедии. В отличие от Клитемнестры, Медея – мечущаяся душа среди противоречивых страстей. Медея ласкает детей, растроганная их видом, старается убедить себя отказаться от жуткого намерения. Но мысль о мести и чувство ревности вынуждают Медею пойти на преступление. Узнав об убийстве детей, Ясон просит попрощаться с ними. Затем, на колеснице она Гелиоса она улетает.
|
|
|
|
«Ипполит» (428 г. ) Было два варианта трагедии – «Ипполит закрывающийся» и «Ипполит». Первая редакция вызвала бурю возмущения общественности и была объявлена безнравственной. Федра сама открывается своему пасынку Ипполиту в любви, а тот закрывается от нее плащом. Прекрасный юноша, охотник Ипполит, сын Тесея и амазонки, ведет целомудренную жизнь, посвятив себя поклонению Артемиде. Афродита, жертв которой юноша не приносит, решает отомстить: возбуждает в его мачехе Федре любовь к пасынку. ФЕдра, осознав страсть, хочет покончить с собой, но кормилица отговаривает ее. Е. вводит служанку, чтобы удалить сцену позорного признания Федры Ипполиту. Юноша отвергает любовь Федры; она лишает себя жизни, написав Тесею письмо о том, что Ипполит вступил с ней в преступную связь. Отец, разгневанный мнимым преступлением сына, проклинает и изгоняет Ипполита, просит Посейдона наказать его. Вскоре Ипполита разбивают взбесившиеся лошади. Прием deus ex machina: Артемида рассказывает Тесею, что невиновный Ипполит пал жертвой гнева Афродиты. Артемида клянется, что отомстит за смерть Ипполита, убив любимца Афродиты. В финале трагедии Тесей оплакивает своё неразумие.
Боги изображаются как виновники человеческих страданий, они жестоки и несправедливы.
«Электра» (413 г.) Клитемнестра, чтобы избавиться от постоянных напоминаний об убийстве мужа, выдаёт свою дочь, Электру, за простого крестьянина. Электра живет в нищете, сама занимается черной работой по домашнему хозяйству. Ореста Клитемнестра ещё младенцем высылает из Микен. Возмужав на чужбине, Орест возвращается на родину и приходит к сестре. Электра узнает его, решают отомстить за смерть отца. Орест убивает за городом любовника матери Эгиста. Затем Электра заманивает в свою бедную хижину Клитемнестру под предлогом будто она родила ребенка. К наделяется положительным качеством – материнское чувство. В этой хижине Орест убивает мать. Эта страшная развязка ввергает Электру и Ореста в умопомешательство, но появляются Диоскуры. По их велению Электра выходит замуж за друга Ореста, Пилада. Самого Ореста посылают в Афины, где он будет оправдан и очищен от греха ареопагом.
Е. отвергает правоту О. Не оправдывает О и Э, изображая их не героями-мстителями, а матереубийцами.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1107; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!