Билет 4. Художественные и идейные особенности гомеровского эпоса.



Поэмы Гомера находятся на границе фольклорного и авторского начал. Черты фольклора и древнейшего эпоса:

1. Поэмы написаны гекзаметром – шестистопным размером в античном стихосложении, где чередовались долгие и краткие слоги (состоит из дактиля/спондея). В середине третьей стопы – цезура, остановка для дыхания. Рифмой гомеровский стих не пользуется.

2. Повествование ведется в нейтральном тоне – возникает впечатление объективности. Поэт не анализирует, а сообщает.

3. Греческий эпос определён в пространстве и во времени. (Илиада – 51 день, Одиссея – 40 дней).

4. Используются эпические клишеформульные стихи, употребляющиеся в повторяющихся ситуациях (прием пищи, смена времени суток, начало прямой речи) и постоянные эпитеты, которые подчеркивают статичность образа. (Одиссей хитроумный, Ахилл быстроногий). Ахилл наделён 46, Одиссей – 45 эпитетами. Это черта свойственная фольклору. Море – рыбообильное, многошумное, Гектор – шлемоблещущий, Зевс – тучегонитель. Постоянные эпитеты могут быть не всегда уместными: небо «звёздное» даже днём. Гиперболы – родство с фольклором (голос Ахилла громче бронзовой трубы).

5. Примитивный реализм – описание бытовых картин и деталей, что создает впечатление реалистичности. Способствует лучшему восприятию героизированного текста .

6. Исключительно гомеровский прием – гомеровские сравнения – самостоят. худож. зарисовки, эпизод с сюжетом и худ. ценностью. (герой в битве упал, как подрубленный тополь®что можно сделать из древесины; сравнение Диомеда с рекой → картина осеннего наводнения; радость Пенелопы сравнивается с моряками, блуждавшими по морю на обломках корабля, которых вот-вот прибило к берегу). В «О» сравнения более кратки и свободны, но получили широкое распространение.

7. Действует закон хронологической несовместимости: описание одновременных событий как последовательных (поединок Париса и Менелая – П. у Елены, М. ищет исчезнувшего противника).

8. Эпическое раздолье – неторопливость изложения, создаваемое описаниями и вставками, ретроспективой, перечнями и списками. Прием ретардации – замедление действия с целью создать эффект длительности времени.

9. Характеры героев ярко очерчены, но статичны: не меняются на протяжении всего повествования. Психология героев ещё не может быть раскрыта в эпосе, т.к. эпос мало интересуется отдельной личностью.

10. Дается однозначнаяэтическая оценка героев – наследие традиций. Положительный герой всегда умен, красив, смел; отрицательный – уродлив, глуп, труслив.

11. Закон психологии действия – чередование патетических и бытовых сцен для поддержания интереса и восхищения.

12. Мифологический характер эпоса не случаен. Миф представляет собой для античного человека сферу образцового, типического, прообраз действительности. Содержанием песни аэда служат «деяния мужей и богов», т. е. мифологические сказания о богах и героях, которые представляются не вымыслом певца, а истиной, действительной историей. Мастерство считается заслугой поэта, а истинное знание и вдохновение – даром Музы. Аэд начинает свою песню обращением к Музе с просьбой вещать его устами.

Иногда Гомер преодолевает традиции фольклора и древнейшего эпоса. Новаторство Гомера:

§ Внимание к деталям вызывает неоднозначность образа.

1) Для эпического героя страх несвойственен, однако Гектор боится поединка с Ахиллом, т.к. знает, что погибнет. По Эразму Роттердамскому, отец должен общаться с сыном, когда тот заговорит на латыни. Однако Гектор берет сына на руки в сцене прощания, значит, делал это и раньше. Образ Гектора более естественный и жизнеподобный, но не сниженный в плане восхищения.

2) Образ Ахилла – цельный. Далеко не идеален, несколько уступает Гектору. Он самолюбив, личная обида заставляет его пренебречь долгом и отказаться от военных действий. Но образ – динамичен, Ахилл эволюционирует на протяжении всей поэмы. Смерть Патрокла становится для него толчком к духовному росту. В первой песне вспыльчивого воина усмиряет богиня, а в финальных помощь богов уже не требуется. В 24-й песне при встрече с Приамом Ахилл здраво рассуждает, проявляет человечность и сочувствие к врагу. Вместе со старцем вспоминает отца, плачет по убитым. Прежде чем отдать тело Гектора, приказывает омыть его, чтобы не шокировать Приама.

3) Ахилл – герой глубоко трагический. Он выбрал короткую жизнь героя, а не долгую жизнь обывателя. За свой гнев и гордыню он заплатил смертью друга Патрокла, из-за чувства вины и желания отомстить он вступает в поединок с Гектором, зная, что умрет после него. Ахилл сам выбирает свою судьбу и наказание.

4) Образ Телемаха также динамичен, но в нем нет трагизма. В начале поэмы он предстает как нерешительный юноша, не знающий, что делать. В финале же – он герой, соратник отца и признанный царский сын. Силен духовно. 

§ Новые принципы обработки худож. материала - выбор одной темы и последующая концентрация сюжета вокруг нее. (раньше один герой, хронологич. порядок)

§ Новая композиция. «Илиада» - нанизывающая. Отличается симметричностью в сюжете (просьба старцев Хриса и Приама вернуть детей). Композиция «Одиссеи» усложняется, вводятся новые приемы: ретроспектива, транспозиция – изложение прошлых событий героем, а не автором. Состоит из четырех частей: Од покидает нимфу Калипсо, скитается по морю; в стране феаков; на родине; в своем доме.

§ Недоверие к чисто фантастическим мотивам: нет упоминания мифа об Ахиллесовой пяте; дистанция от воспроизведения мифолог. историй – рассказы вложены в уста героев.

§ Параллельно действуют божественный и человеческий планы. Божественный аппарат - вмешательство богов и направление людей по пути судьбы.

1) Психологическая мотивировка поступков героя и его внутренних импульсов. Психологизм не свойственен для эпоса. (Афина успокоила Ахилла®объяснение смены настроения)

2) Возвышение героев над обыденностью, показатель их достоинства.

3) Чисто развлекательная функция – гомерический хохот. (Гера избила Арт-ду ее же луком и колчаном – двойственное изображение Арт-ды)

§ Боги гораздо более очеловечены, чем это имело место в действительной греческой религии. Максимально антропоморфичное изображение. Им полностью приписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти. Боги наделены многочисленными отрицательными чертами: они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы (ссоры на Олимпе; торг Геры и Зевса из-за городов).

Идейные особенности:  Гуманизм – одна из причин бессмертия поэм. Гуманное мировоззрение автора выражается через поступки и речи героев. Также сцены военных действий описываются без чрезмерной жестокости.  Восхваляется сочувствие и человечность Ахилла к Приаму – важно моральное разрешение гнева, а не смерть врага и торжество победы. Гомер прославляет жизнь, традиционные ценности - любовь к родине (Гектор, Одиссей), верность дружбе (Ахилл), супружескую верность (Пенелопа). Прославляется воинская доблесть, однако Гомер не одобряет войну (устами Ахилла выражается ненависть к войне; явное сочувствие автора к троянцам – не виновники войны). Агрессивность вызывает осуждение Гомера (Осуждается жестокость Ахилла и глумление над телом Гектора – недостойное поведение). Наивысшим проявлением гуманизма считается эпизод прощания Гектора с женой Андромахой и сыном.

 

Билет 5. Гомеровский вопрос.

Гомеровский вопрос — это вопрос об авторстве Гомера, о происхождении гомеровских поэм. Существовал ли Гомер? Является О и И творчеством одного человека?

Ø Практически полное отсутствие каких-либо сведений о личности Гомера. Не существовало единого мнения о времени жизни и родине Гомера (7 городов). Дошло около 9 недостоверных биографий Гомера, наполненных фантастическим и мифологическим материалом.

Ø Общее и популярное мнение всей античности о Гомере сводилось к тому, что это был старый и слепой певец (имя «Гомер» означает «слепец»), который вел страннический образ жизни и сочинил поэмы. Но такой образ народного певца встречается почти у всех народов.

Ø Имя Гомера имело почти собирательный характер для эпической поэзии. Гомеру приписывались многие другие поэмы – «Поэмы эпического кикла», сборник эпических гимнов – «Гексаметрические гимны» и ряд пародийных поэм. Многие античные авторы выдавали свои произведения за творчество Гомера.

Ø Наличие в поэмах противоречий, стилистического разнобоя и сюжетных неувязок. В 7-й книге говорится о сооружении ахейцами защитной стены. Однако греки должны были построить эту стену если не сразу по прибытии под стены Трои, то, во всяком случае, не на десятом году войны.

Ø Проблема записи гомеровских поэм. Поэмы не были записаны сразу, поэтому были возможны вставки других авторов, меняющие первоначальный смысл, т.к. поэмы исполнялись устно под музыку. Текст гомеровских поэм прошел три этапа: целостный и законченный в устах самого Гомера → искажения со стороны рапсодов → запись поэм при Писистрате, который систематизировал тексты.

 

Уже в IV в. до н.э античный филолог Зоил выдвинул предположение о несуществовании Гомера. Но до конца XVIII в. господствовало общее мнение о том, что Гомер — это единоличный автор поэм, которые воспринимались как образец для подражания. Но отдельные ученые опровергали эту версию. Критика отыскивала недостатки, главное – невыполнения «правил» эпической композиции классицизма – нет единого плана, героя, повторения и противоречия. В 1715 году опубликован труд аббата д’ Обиньяка об Илиаде, в котором он доказывал, что поэма не является единым целым, а представляет собой соединение самостоятельных связанных между собой песен об осаде Трои.

Первая строго научная постановка гомеровского вопроса принадлежитФридриху Авугусту Вольфу, выпустившему в 1795 «Введение в Гомера». Вольф последовательно доказывал не-авторство Гомера. Он считал Илиаду и Одиссею сводом различных песен, сложенных в разное время многочисленными народными певцами. Вольф пытался дать исторически документированное обоснование своей идее и приводил 3 аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских поэм:

1. сравнительно позднее развитие письменности у греков

2. отдельные вставки и противоречия в поэмах

3. античные источники о первой записи поэм при Писистрате

Но последующие исследования опровергают эти аргументы. Уже в 8 веке существовала греч. письменность. Также в результате раскопок на острове Искья был найдет кубок для вина, датируемый 750-700 годами до н.э, с литературной шуткой на основе гомеровских поэм – «кубок Нестора для афродизиака» , который доказывал, что поэмы уже были распространены и широко известны. Позднее было доказано, что запись поэм при Писистрате была не первой.

После появления труда Вольфа выдвигались многочисленные теории. Исследователи «гомеровского вопроса» разделились на два лагеря – вольфианцев или аналитиков и
унитариев, защитников единого Гомера.
Среди аналитиков оформилось 2 направления. Одно из них видело в гомеровских поэмах только механическое объединение независимых друг от друга эпических стихотворений на темы троянского цикла.

Ø «Песенная теория» Лахмана (1837), который считал Илиаду состоящей из 18 самостоятельных песен малого размера. Опровержение: при коллективном авторстве не была бы возможна симметрия поэмы; заметки Аристотеля о том, что сюжет концентрируется вокруг одного основного сюжета.

Ø «Теория компиляций» Киргоффа (1859), по которой поэма – объединение не песен, а более крупных единиц. Так, Одиссея – обработка 4 самостоятельных малых эпосов. 

Второе направление представлено «Теорией первоначального ядра» Готфрида Германа. Согласно этой теории с течением времени из пра-Илиады и пра-Одиссеи Гомера возникло то, что мы имеем сейчас. Т.е. нынешние поэмы - расширение некоего ядра, заключавшего в себе уже все основные моменты сюжета поэм, со вставками и интерполяциями.

Унитарии (Гегель, Гнедич, Зайцев, Тронский) признают все противоречия, но объясняют их огромным объемом поэм и забывчивостью или желанием автора добавить что-либо.

Ø Смотр войск со стен Трои. Война идет 10-й год, а Елена только сейчас указывает Приаму героев. Но: оригинальный ход для знакомства героев с читателем.

Ø Строительство оборонит. стены ахейцами только на 10-м году войны. Но: нужна лучшая защита, т.к. Ахилл отказывается воевать из-за ссоры – лагерь ослаблен.

Ø Долония – ничего не дает сюжету, совершенно отдельная история. Но: ауто-интерполяция, т.к. понравилась самому Гомеру, поэтому решил сохранить ее, вставив в «вечные» поэмы.

Тем не менее, творчество Гомера оказало больше влияние на развитие литературы, жанровой системы и культуры в целом. Сюжеты поэм воспроизводятся в изобразительном искусстве. В Древней Греции поэмы быстро распространились на всей территории, служили основой воспитания и обучения все время, пока существовало античное общество.


Билет 6. Творчество Гесиода.

Гесиод жил в конце 8 века в Беотии в деревне Аскра, близ «горы Муз» Геликон. Первый греческий автор, который называет себя по имени. О его личности и жизни известно из его собственных поэм – «Труды и дни» и «Теогония». В основе творчества – дидактический и генеалогический эпос.

Соц. истоки творчества: в 7-8 веках до н.э. происходит ломка соц. отношений разложение родового строя и соц. расслоение. Богатая аристократия эксплуатирует мелких и средних земледельцев. В стихах Гесиода, осуждающих насилие и неправду, выражен протест против произвола и притеснения со стороны аристократов – представителей родовой знати.

«Труды и дни».
Из поэмы узнаем некоторые биографические сведения. В отличие от «безличного» эпоса Гомера, четко видна личность автора. Единственный дошедший образец дидактического эпоса. Написана в гексаметре, сходна по форме с эпосом Гомера. Поводом для написания послужила тяжба за земельный участок с братом, представляет собой поучения младшему брату Персу, который после смерти отца подкупил судий и присвоил себе большую часть наследства. Но обращение к конкретному адресату – дань дидактической форме. На самом деле поэма рассчитана на широкую аудиторию. Гесиод выступает как моралист и певец земледельческого труда. Сам, видимо, был земледельцем среднего достатка, и работа в поле не была ему чуждой. Гесиод описывает тяжелое существование земледельца. Главной мотив поэмы – уважение к труду, особенно к сельскому хозяйству и мореплаванию. Одна из центральных тем – тема богатства и бедности поднимается Гесиодом впервые. Он замечает, что поведение человека зависит от количества его денег. По мнению Гесиода, разбогатеть можно только трудясь. Гесиод презирает бездельников и безделье, негодует против тех, кто праздно проживает жизнь. Поэма представляет собой комплекс советов и моральных наставлений. Гесиод считает свое мнение единственно правильным. Описание трудов земледельца сопровождается комментариям и практическими советами и излагается по дням в календарном порядке. Поэт рассказывает, в какие дни лучше приступать к пахоте, сбору урожая, т.к. для любого дела существуют «счастливые» и «несчастливые» дни. Дает советы по ведению домашнего хозяйства, наставляет, как строить отношения с соседями, женой и детьми. Иногда советы полностью основаны на суевериях, имеют чисто бредовое содержание.
Советы и рассуждения Гесиод иллюстрирует рассказами мифологического характера, басней, сентенциями, что подтверждает его пессимистическое миропонимание. Первый случай цитирования басни. Присутствуют поговорки – свидетельства использования фольклорного наследия.

Ø Басня о ястребе, несущем в когтях соловья и напоминающем о том, что он сильнее и может сделать со своей жертвой все, что угодно - призывает к покорности и терпению, говорит о бесполезности борьбы с сильными мира сего.

Ø Вставной эпизод о двух Иридах: одна сеет гнев и раздор, другая заслуживает уважения и почестей.

Ø Вставка мифа о Пандоре, которую боги послали людям как испытание – поясняет мысль об ухудшении жизни на земле

Ø Рассказ о пяти поколениях – постепенная деградация человечества и ухудшении условий жизни. Золотой – нет вражды, природа сама дает урожай, люди и животные - в мире ®серебряный – люди стали заносчивей, меньше чтят богов®бронзовый век – создается первое оружие, начало войн и вражды®век героев – Троянский и Фиванский цикл мифов, вставка Гесиода®железный век – современный век, полный пороков, алчности, вражды, корысти и войн. Закончится с концом света.
Но поэт надеется на торжество Правды и Зевса, который восстановит справедливый миропорядок.

Наблюдается постепенный переход от эпоса к лирике: четко вырисовывается личность автора; субъективное мнение автора к предмету разговора; поэма в форме обращения к другому лицу; рассказ о настоящем, а не о прошлом.

«Теогония»
Генеалогический эпос – родословная богов. Первая попытка систематизировать мифы по генеалогическому принципу, и историю происхождения мира. Подготовка почвы для развития первых философских концепцих происхождения мира из хаоса. История мира представлена как ряд браков между богами. Гея (земля) и Уран (небо) породили титанов, циклопов и Кроноса и Рею, от которых были рождены олимпийские боги – Зевс, Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон. Также персонифицируются болезни, пороки. Природные явления объясняются поступками богов. Заканчивается повествование на самом начале героического века. Мифы – чрезмерно фантастичны, что говорит об архаичном миропонимании. Однако, стремление к жизнеподобию, логическому осмыслению мира.
Цель «Теогонии»: зафиксировать важную для грека мифологическую традицию после длинного пути развития.

Билет 7. Греческая элегическая и ямбическая поэзия. 

Термин «лирика» введен александрийскими учеными и происходит от названия музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой исполнялись поэтические произведения. Греческую лирику 7-6 вв. до н.э. принято делить на три жанра: элегию, ямб и мелику (песенную лирику). Для элегий и ямбов музыкальное сопровождение было не обязательным. За каждым лирическим жанром был закреплён определённый стихотворный размер; только мелические поэты могли пользоваться различными размерами даже внутри одного стиха.
Элегия развивалась из причитаний и обрядов. Для элегии характерно чередование гексаметра и пентаметра - элегический дистих. Элегия не всегда имела скорбный характер, содержала в себе размышления на разнообразные темы – военные, политические, любовные. Они всегда имеют наставительный характер, часто содержат в себе призыв либо протест.

Самыми древними представителями являются Каллин Эфесский (7 век), от которого дошло только 4 отрывка военных элегий, и Тиртей из Спарты (втор. половина 7 века). Поэзия Тиртея – военные и маршевые песни - содержит патриотические и воодушевляющие призывы. В элегии «Советы» он сравнивает славную судьбу воина, павшего ради своей родины с судьбой дезертира. Понятие доблести – основная тема элегий. Умереть в первых рядах в войне за родину – истинный героизм и патриотизм для грека. Существует легенда о том, как Тиртей своими патриотическими элегиями воодушевил спартанское войско в войне с мессенцами. Это показывает отношение греков к поэзии, имеющей большое воспитательное значение.

Главным представителем любовной элегии считается Мимнерм (втор. половина 7 века). Любовь в древнегреческой элегии изображается как увлечение, легковесное чувство, не предполагающее ни глубокой привязанности, ни уважения к предмету любви. Является автором военно-исторической поэмы «Смирнеида» и книги элегий, посвященных флейтистке Нарно. Прелести юности прославляются поэтом, любовь – единственная радость в жизни. Настроение поэзии Мимнерма омрачено думами о надвигающейся старости, несущей с собой болезни и трудности. Мимнерм мечтал дожить до 60 лет, так как считал, что после этого возраста любви уже нет.

Солон (7-6 века) является представителем политической элегии. Афинский реформатор и законодатель. Он урезал аристократию в правах, отменил долговую кабалу и вернул людей из рабства за долги. Прославлял в поэзии свои реформы, доказывал их справедливость. Смысл жизни он видит в полезной другим людям деятельности, старость же несет в себе мудрость. В отличие от Мимнерма, Солон хотел дожить до 80 лет и умереть, оплаканный друзьями и родными. Смысл поэзии Солон видит в воздействии поэтического творчества на граждан. Элегии Солона носят наставительный характер. Написал стихотворение «Седмицы человеческой жизни», в котором делит жизнь на этапы по 7 лет. Знаменит элегией «За Саламин», которая воодушевила греков на борьбу за остров. Солон имел большой авторитет среди греков при жизни и после смерти, является одним из «семи мудрецов», образец для греков в плане мировоззрения.

Феогнид (начало 6 века) – автор нравоучительных политических элегий. Аристократ по происхождению, во время демократического переворота он лишился своего имущества и был вынужден покинуть родину. Невозможность вернуть свое имущество озлобляет поэта, поэтому в своих элегиях он изливает злобу и обиду на простой народ, противопоставляя «худых» «добрым», то есть аристократии. Дошел сборник из 1400 стихов, в котором содержатся наставления другу поэта Кирну, которого поэт учит осторожности и недоверию к людям. Главными ценностями являются богатство и дружба. Элегии отличаются глубоким пессимизмом, острым политическим характером, антинародной направленностью. Феогнид впервые в ГрЛит критикует богов за несправедливость, упрекая Зевса.

Ямбография. Ямбы – один из древнейших жанров греческой поэзии, связанный с культом богини Деметры, отличаются бранным и резким характером.

Архилох (7 век) – зачинатель ямба, двухсложного стих. размера с ударением на 2 слоге, близкого к разговорной речи. В творчестве находим эподы – стихотворения, в кот. комбинировались разные стих. размеры. Низкое происхождение определило его жизненный путь: ему приходилось зарабатывать трудом наемного воина, это ожесточило его характер. В творчестве он иронизирует над своим неудачами, беспощаден к личным и политическим противникам, демонстрирует пренебрежение к общественному мнению. Язвительный насмешки, цинизм и отчаянная брань. Откровенно признается в своей злопамятности и мстительности, посылает проклятья своему другу. В одном из стихотворений цинично признается, что бросил щит на поле боя – величайший позор в Греции. Пародирует «гомеровскую» атмосферу. Существует легенда, по которой после отказа отца его возлюбленной Необулы выдать её замуж за поэта, Архилох сочинил столь едкие, насмешливые стихи, что Необула, её отец и сестра покончили с собой. Но есть и в стихах рациональные мысли – призывает сердце сохранять душевное равновесие, не отчаиваться после неудач.

Гиппонакт (6 век) известен своей циничной откровенностью, создателем хромого ямба - «холиямба» - стиха, состоявшего из ямбических стоп, одна из которых в конце заменена хореем, что придавало стиху насмешливый характер. Так же он известен как автор сатир на тиранов. В стихах его герой – озлобленный попрошайка, обращался к богам с просьбой об «одежонке» или о ячменной каше. Написал двустишье о женщинах – считал, что они милы в день свадьбы и смерти.

Семонид Аморгский (7 век). Стихи не содержат политических и гражданских мотивов. Пессимистические размышления об обманчивости людских надежд, о старости, болезни, смерти. Сатирическое стихотворение «Зеркало женщин», в котором говорит о происхождении женщин от животных и природы. Женщина – великое зло, посланное мужчинам.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 6926; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!