Билет 26. Поэма Лукреция «О природе вещей».



О жизни Тита Лукреция Кара (98 – 55 гг.) известно мало. Он является автором поэмы «О природе вещей» (De rerum natura). Задумана как стихотворное изложение философии Эпикура. Представляет собой философский трактат в форме поэмы из 6 книг, написанной гексаметром. Это определяет не только художественно-эстетическую, но и познавательно-дидактическую значимость поэмы. Поэма считается неоконченной, хотя основные фил. идеи изложены в полной мере. Поэма была издана Цицероном, противником эпикурейцев, тк оценил по достоинству худож. ценность поэмы. Цель Лукреция: переубедить противников теории Эпикура и показать истинное учение. Формальным адресатом является друг Лукреция, претор Гай Меммий, который не сведущ в философии. Адресует ее правящей элите, далекой от учения Эпикура.

Лукреций излагает один аспект учения Эпикура – его атомистику, в основе которой – атомарная теория Демокрита. В основе этики – теория наслаждения, где атараксия – безмятежность – высшее наслаждение. Сам Лукреций писал, что его поэзия – сладкий мед, а философия – горькое лекарство, т.е. он излагает учение в более простой для понимания форме, философскую прозу «переводит» на язык высокой поэзии. Для большего понимания приводит красочные примеры, сравнивая атомы с пылью, кружащейся в солнечном свете, или с буквами, из которых может произойти множество слов-предметов.

В 1-й и 2-й книгах изложено учение Эпикура-Демокрита об атомах. В 3-й – о душе и о духе. В 4-й – разбираются вопросы познания и чувственная природа человека. В 5-й – учение о Вселенной. В 6-й – истолкование и уничтожение суеверий.

 I книга. Лукреций обращается к Венере с просьбой усыпить Марса, тем самым прекратить войны. Обращение к божеству- дань традициям. Затем Лукреций говорит о том, что ничего не происходит по божественному замыслу, а из-за непрестанного движения атомов.
II книга. Говорит о Вселенной – безграничное пространство, на котором носятся атомы. Мир вечно обновляется.
III книга.О понятиях души – anima (то, что отличает человека от неживой природы) и духе – animus (ум в сердце, отличающий от животных). Против страха смерти - смерть не имеет к нам отношения: «пока мы живы, смерти нет». Выступает против религиозных мнений о загробной жизни.
IV книга. Познание происходит путем отделения атомов предмета - «прообразы» и их восприятием органами чувств. В духе эпикурейства трактует любовь как отрицательное чувство, страсть, мешающую спокойствию и безмятежности.
V книга. Теории происхождения мира и учение о Вселенной – история – это процесс эволюции, развития от низших форм к более высоким и сложным. От растений – к живым существам. В конце концов венцом развития становится человек, который учится всему у природы. Лукреций рассуждает о естественном отборе в природе и выдвигает античные теории о происхождении языка. Считает, что боги не имеют никакого отношения к зарождению жизни.
VI книга. Лукреций пытается объяснить природные явления и катаклизмы. Истолковывает суеверия и уничтожает их. Заключается поэма описанием чумы в Афинах в начале Пелопоннесской войны как иллюстрация того, что болезни распространяются через атомы.

Для поэмы характерна страстность, увлеченность автора, яркая эмоц. окрашенность. Пафос во вдохновенной жажде Лукреция объяснить окружающий мир, дать ему научное истолкование, помочь людям освободиться от заблуждений, ложных понятий, равно как и фантастических представлений. Используются художественные средства: метафоры, сравнения, олицетворения, часто используется аллитерация. Изображение отличается наглядностью и доступностью. Ориентируется на Квинта Энния по стилистике языка. Язык – точный и выразительный. Высокий слог, архаичная латынь. Для философских понятий греческого языка находит латинские эквиваленты. Для понятия «атом» Лукреций использовал более полусотни различных слов и выражений.

Билет 27. Поэзия Гая Валерия Катулла.

Гай Валерий Катулл (87-54 гг. до н.э.)Родился в Вероне, в обеспеченной семье всадника. В поисках карьеры переселился в Рим, где окунулся в легкомысленную жизнь молодежи. Катулл был влюблен в женщину по имени Клодия, которой посвятил множество стихов. Входил в кружок неотериков: ориентировались на александрийскую поэзию и принципы Каллимаха, работали над сближением римской и греческой литературы.
Дошёл один сборник стихотворений (116), который был найден в монастыре Вероны в 14 веке.Состоит из полиметров (разные размеры – холиямб, сапфическая строфа), ученых поэм и стихотворений в элег. дистихе – элегии и эпиграммы.

Ø Наиболее значимое в лирике – цикл стихотворений к Лесбии, ставший своеобразной стенограммой любовных переживаний поэта, счастливых и горестных этапов романа с Лесбией, длившегося несколько лет. Буквально роман в стихах. Впервые в литре наиболее искренние и личные переживания, любовь трактуется иначе: сложное и многогранное чувство, не только эротич. увлечение, а нечто вроде уважения, заботы и привязанности.
«odi et amo» - самое известное, мотив раздвоенности чувств.
51 - Дословный перевод стихотворения Сапфо, написанного при виде выходящей замуж подруги. Катулл добавляет 4-ю строфу от себя, кот. резко отличается от основной части.
2 и 3 – стихотворения, посвященные воробушки Лесбии. Первый – о том, как поэт завидует воробушку, кот. может находиться постоянно рядом с Лесбией. Второй – пародийный погребальный плач по умершему воробушку.

Ø Часть стихотворений посвящена друзьям из кружка неотериков, где Катулл предстает нежным и деликатным, доверяющим свои чувства друзьям. Больше всего стихов о дружбе среди римских поэтов.

Ø «Бранный Катулл» – мастер иронической инвективы, способен обрушиться на своих недругов, не стесняясь в словоупотреблении. Резкая и беспощадная насмешка в эпиграммах.
О римлянине-сотрапезнике, ворующем платки. О девушке, похитившей таблички со стихами, обращается к табличкам. Несколько нападок на Цезаря, Гая Меммия и Цицерона, любовников Лесбии.

Ø «Ученые» поэмы. Переводит в элег. дистихом «Локоны Береники» Каллимаха с необычайной точностью, добавляет тему эпиталамия.
«Аттис» - о юноше, в состоянии аффекта участвует в оргии культа богини Кибелы, оскопляет себя. Загнан в чащу львами богини и вынужден стать жрецом. Написана галлиямбом.
Эпиллий «Свадьба Пелея и Фетиды» - самое больше произведение. Отличается сложной рамочной композицией.
В качестве свадебного подарка Фетида получает покрывало, на котором изображена Ариадна, покинутая Тесеем. Экфрасис – описание предмета, представляет собой самостоятельную часть произведения. После длинной вставки о их любви автор вновь возвращается к свадьбе.

  • Формирование творчества под влиянием двух культур. Заимствование греч. тем, кот. звучат по-новому и отмечены авторской личностью.
  • Эффект неожиданной концовки, кот. помогает передать чувства. Попытки анализировать чувство.
  • Особая близость в творч. плане с Сапфо.
  • Внесение новой трактовки в понятие любви. Внесение в традиц. мотивы личностного начала.
  • Живой и простой язык, иллюзия непринужденности, смешение патетики и сарказма, соседство повседневн. разг. конструкций с архаизмами.

Билет 28. Римские историки эпохи Республики.

Гай Юлий Цезарь (100 – 44гг. до н.э.)Выдающийся государственный деятель, писатель. Алогист - сторонник стилистического постоянства и грамматического единообразия. Во время военных походов пишет два произведения - «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне» в жанре комментариев. Представляют собой сырой материал для будущих историков, мемуары для себя, не претендуют на художественную отделку. Отличаются сухостью и простотой изложения. Огромный вклад в развитие нормативной классической латыни.

«Записки о Галльской войне» охватывают события 58-52гг. до н.э., состоят из 7 книг.
Рассказывают о военных операциях в Галлии, которая была присоединена к римскому государству в результате похода. Сенат не поручал Цезарю эти завоевания, поэтому он вынужден оправдаться докладом. Цель: объективно изложить события и показать себя в лучшем свете. Цезарь пишет о себе в третьем лице (называет свое имя 175 раз) для большей объективности. Рисует образ идеального полководца, минимальный жертвы при достижении цели. Любил свое войско и был им любим. Не искажает факты, но не упоминает о невыгодных для него деталях. Навязывает толкование действий, который отвечают его политическим замыслам. Устанавливает причинно-следственные связи, подвергает историю анализу и подходит к ней исключительно рационалистически. Строго описывает военные действия, тактику подготовки. Говорит о своих чувствах, таких как сознание возложенной ответственности, озабоченность командира, вынужденного вести войну. Подробно описывает военные подвиги, как свои собственные, так и войска в целом. Разъясняет политическое поведение соратников и противников.
Записки представляют этнографическую ценность, тк дается сравнительная характеристика нравов и обычаев племен, описании быта германцев и галлов (друиды и всадники галлов, процесс судопроизводства, возникновение наук и культуры, отношение к религии, социальное устройство). Важны заметки о особенностях той или иной местности или племени. Описывает галлов как примитивных, грубых и жестоких противников, которые, несмотря на дикость и низкий уровень культуры, вызывают уважение храбростью и смекалкой. При повествовании воздерживается от неологизмов, архаизмов, чрезмерных синонимов и иноязычных слов. Изложение отличается адекватностью, четкостью, лаконичностью, соответствием содержания и формы.

«Записки о гражданской войне» охватывают события 49-48гг. до н.э., состоят из 3 книг. Цель: доказать, что преследовал миролюбивые цели, война произошла не по его вине. Гражд. война с Помпеем была спровоцирована сенатской группировкой, сам Цезарь всячески пытался ее избежать. Противники вызывают у Цезаря только презрение.

Гай Саллюстий Крисп (86-35гг. до н.э.) Римский историк, политический и военный деятель, занимал ряд должностей (наместник в Африке), прошел с Цезарем Галльскую войну. Первый представитель художественной историографии и создатель жанра исторической монографии (концентрация вокруг одного события с единой центральной фигурой). Сохранилось три произведения – «Заговор Катилины», «Югуртинская война» и «История» в отрывках.

 «Заговор Катилины» - о событиях 63г, времена консульства Цицерона. Представляет собой ист. монографию. Акцентируется на одном ист. моменте для понимания глубинного смысла всего процесса. Видит начало римского кризиса в разрушении Карфагена и упадке нравов. Цель: разоблачить аристократию и ее пороки – корысть и властолюбие. Катилина подан на фоне разложения римского общества как продукт этого разложения. Вводные главы содержат мысли о значимости историографии и историка (полезное и благородное дело) , краткий очерк истории Рима, показывающий негативное влияние аристократии. Дается подробный физический и моральный портрет Катилины с достоинствами и недостатками. Особое внимание уделяет суду против катилинианцев, анализирует заговоры. Сопоставляет фигуры Катона и Цезаря – дает сравнительную характеристику, пропорционально распределяет нравственные достоинства. Подробно описывает столкновения войск и геройскую смерть Катилины.

"Югуртинская война" – монография о войне 111-107гг. до н.э. с нумидийским царем Югуртом. Во введении Саллюстий размышляет о дуализме души и тела, превосходстве интеллектуальной деятельности над другими, но отдает предпочтение труду историка. Затем дает краткий очерк истории Нумидии. Указывает на скандальное поведение аристократии, на её продажность и беззаконие в борьбе с Югуртой. Показывает бездействие Сената и его неспособность принять важные политические решения. Консула Гая Мария изображает как спасителя Республики, неиспорченного и смелого воина.
Ориентируется на Фукидида и Катона-старшего в принципах правдивости и беспристрастности. Учитывает факты, собирает данные и подвергает их проверке. Историографии Саллюстия не столько описывают, сколько объясняют поступки людей. Находит как социально-политические, так и нравственные причинно-следственные связи описываемых событий. Характерными чертами являются драматизм и психологизм – поиск внутренних мотивов в поступках героев. Повествование отличается напряженностью, пессимистичным тоном, сложностью конструкций, архаизацией лексики и стиля.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!