Билет 32. Овидий. Любовная поэзия.



Публий Овидий Назон (43– 18 г. н.э.) родился в Сульмоне (средняя Италия) в семье всадника. Уехал с братом в Рим получать образование. С детства имел страсть к поэзии. Признавался, что даже когда нужно было писать прозой, у него выходили стихи. Прошел ораторскую школу, затем завершил обучение традиционной поездкой в Грецию. По настоянию отца занялся юридической карьерой, но без успеха. Пройдя всего несколько должностей, он занялся поэзией.

Первым его произведениям был сборник любовных элегий «Amores». До нас дошло 3 книги второй редакции. Ов. воспевает даму сердца под вымышленным именем Коринна (восходит к беотийской поэтессе 4 века). Собирательный образ любовного опыта поэта. Любовь у него не страсть, а игра и авантюрное приключение. Сравнивает любовь с военной службой, а влюбленного – с солдатом. В элегиях постоянно встречаются реминисценции из Катулла, Горация, Проперция, Тибулла, на которых ориентируется Ов. Литературная игра: пишет элегию на смерть попугая Коринны, аллюзию на тезис «ненавижу, но люблю». Традиционные темы: признание в любви, поглощающая сила любви, отсутствие взаимности, ревность, проблема бедности, любовная клятва. Также «песни под дверью», интрижки со служанкой, насмешки над богатым женихом. Любовная история – плод фантазии, но описана в соответствии с действительностью. Это легкая, изящная и остроумная поэзия.

«Героиды» - 15 любовных посланий мифических героинь к своим возлюбленным (Брисеида – Ахиллу, Пенелопа – Одиссею, Федра – Ипполиту, Медея – Ясону и др). Все послания похожи. Героини с помощью красноречия убеждают возлюбленных вернуться. Мотив мольбы раскрывается у каждой героини в соответствии с ее характером. Любовь трактуется как трагическое чувство, причем женская любовь сильнее мужской. Скромная Пенелопа, сжигаемая страстью Федра, мстительная Медея, насильственно разлученная Брисеида, покинутая Дидона. Также Овидий создает еще три парных послания – «переписки героид», где влюбленные обмениваются письмами (Елена и Парис).


«Наука любви»
- пародийно-дидактическая поэма в форме элегии. Несмотря на название, имеет легкомысленное содержание и псевдосерьезный тон, пародирующий философско-дидактическую литру времен Августа. Теория любовных чувств по образцу трактатов по поэтике. Овидий ссылается на свое знакомство с предметом изучения и дает классификацию «науки». Заключает в себе наставления, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а потом для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность. Оживлено эффектными сентенциями, мифологическими повествованиями, бытовыми сценками.

"Лекарства от любви" - вторая дидактическая поэма в одной книге, где Ов. хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы от неё избавиться. Например, если в «Науке любви» он даёт женщине совет, чтобы она скрывала от посторонних глаз свою «лабораторию красоты» и не показывалась перед мужчиной без косметических средств, то в «Лекарстве» он советует мужчинам наблюдать за женщиной именно в тот момент, когда она без косметики или начинает приводить себя в порядок, чтобы испытать к ней отвращение. Шутливо-ироничный тон.
"Притирания для лица" - третья дидактическая поэма о женских косметических средствах. Не была закончена.

Билет 33. Мифологические поэмы Овидия

«Метаморфозы» - мифологическая поэма, основанная на 246 греческих мифах о превращении человека. Состоит из 15 книг. Написана гексаметром, что говорит о желании создать единую поэму с эпическим фоном. Поэма носит этиологический характер: рассказывает о причинах всего сущего и «великой причине» существования природы в историях о превращениях. История мироздания предстает как непрерывная цепочка превращений людей, события излагаются от сотворения мира из хаоса до превращения Цезаря в комету. В основном изложение ведется в хронологическом порядке, но для разнообразия располагает мифы по циклическому, фамильному и ассоциативному принципах, в рамочной композиции. Общая установка – дидактическая и морализаторская – метаморфоза или наказание, или поощрение. Боги не идеализируются и наделяются человеч. качествами. Причиной превращения чаще всего является любовь. В последних частях поэмы Овидий переходит от греческих сказаний к италийским и римским. Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ и атомарной теории Демокрита. В последних стихах прославляет Августа и Рим. Ярко проявляются характерные особенности овидиевского стиля: выразительность и точность языка, богатство словаря; музыкальность языка, метрическая виртуозность; Обилие эпитетов, метафор и сравнений. Отличаются склонностью к глубокому психологическому исследованию, вниманием к деталям, отвечает духу александрийской поэзии. Наиболее известные мифы – о Нарциссе и Эхо, Пираме и Тисбе, о Ниобе.

Этиологическая поэма «Фасты» системно излагала все праздники римского календаря, объясняла даты и происхождения праздников. Повествование ведется по дням в порядке очередности праздников. Каждая книга посвящена отдельному месяцу и начинается с учено-грамматических толкований имени этого месяца. Завершено только 6 книг из 12. Источники – сочинения римских историков Тита Ливия и Варрона. Овидий стремится «очеловечить миф», приблизить героев к современному читателю. Нет тяги к религиозности и восхвалению древних обрядов и религиозн. прошлого народа. Авторская индивидуальность проявляется не в эпическом воодушевлении, а в риторико-патетичном колорите и в повествовании в идиллической манере. Проявляется насмешливый скептицизм поэта. В «Фастах» нет фантастич. атмосферы Метаморфоз.


Билет 34. Произведения Овидия периода изгнания

Публий Овидий Назон (43-18г. н.э.)В 8 г. н Овидий был неожиданно выслан из Рима под предлогом фривольности «Науки любви». По Овидию в ссылке виноваты его стихи и глаза, вероятно, стал свидетелем чего-то не того членов семьи Октавиана. Ссылка проходила на Черном море, в землях племен гетов и дамов.

Он пишет в жанре послания и элегии, основой которых стал биографический материал – в общей сложности, 96 элегий. «Письма с Понта» обращены к конкретному лицу. « Скорбные элегии» не имеют имени адресата. Сборники схожи между собой. Они переполнены чувством тоски, страдания, обиды и возмущения несправедливой судьбой – «трогательные жалобы». Обращается к Августу, желая добиться помилования, а также к жене и друзьям с просьбой похлопотать за него. Не дать себе забыть о столице. Описывает личные трудности, нравы диких племен и природные явления. Присутствует мифологическая ученость. Вставляет «общие места», усиленные риторикой. Отличаются искренностью и особым личным характером. Возвращают элегии первоначальное скорбное значение. Овидий провел в ссылке 10 лет, там и скончался.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 638; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!