Вопрос: 53) Когда необходимо прекращать сухур.



 

Когда заканчивается время сухура - и это как раз и является началом уразы? Когда это время?

Ответ: Мазхаб имама аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика, Ахмада, а также большинства ученых, также сподвижников и таби’инов, а также тех, которые пришли после них, то что становится запретным кушать и пить, и совершать половой акт при наступлении второго рассвета.

В фикъхе выделяется два рассвета:

Первый рассвет ложный рассвет, и второй рассвет истинный рассвет.

Первый ложный рассвет, это когда появляется свет на горизонте, который смотрит сниза наверх

Пример на фото:

 

 

А есть рассвет, который распространяется по горизонту, то есть горизонтально, этот рассвет истинный рассвет.

 

 

Пример на фото:

Так вот, когда наступит вот такой вот истинный рассвет горизонтальный, то все запрещено кушать и пить, и совершать половой акт, наступил день, и с этого времени нужно держать уразу. Это первое мнение в этом вопросе.

Потому что Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, пока не появится белая нить, которая отличится от черной нити на рассвете». (Сура 2, аят 187)

И на это же указывает хадис ‘Ади ибн Хатима у Бухари и Муслима о том, что он сказал: «О Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, я под свою подушку, ложу две веревки одна белая другая черная и посредством этих двух веревок отличаю когда закончилась ночь и когда наступил день», (то есть, смотрит на две веревки одна черная, одна белая, если сможет различить цвет одной от другой, значит уже наступило утро, наступил рассвет, если все еще не может отличить – значит ночь, пока не может отличить кушает и пьет. Как начал отличать, перестает кушать и пить).

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тогда ему сказал: Оо, тогда твоя подушка будет широкая».

(То есть, имеется в виду, ты различишь черную от белую только тогда уже может солнце выйдет, или сильно уже рассветет, потому что много света требуется для того чтобы отличить одну от другой).

«В этом аяте не имеется ввиду нить рассвета и нить ночи, а имеется ввиду та нить, которую вы видите на горизонте, а не та нить, которая у вас дома под подушкой». И похожий хадис приходит у Бухари и Муслима со слов Сахля ибн Са’да.[104]

Также приходит у Бухари и Муслима со слов ‘АбдуЛлаха ибн Мас’уда, о том что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть азан Биляля не запрещает вам кушать сухур», (то есть, можете дальше кушать сухур, так как во времена Пророка мир ему и благословение Аллаха, а также в наши времена в некоторых странах, делается два азана с утра, один еще до рассвета, а второй когда наступит рассвет, дается второй азан. Так вот, во времена Пророка мир ему и благословение Аллаха, первый азан преждевременный давал Билял).

«Потому что он дает азан не на рассвете, а дает еще ночью для того чтобы тот из вас, который совершает намаз добровольный, понял, что пора прекращать намаз - скоро рассвет. А если кто-то из вас спит, чтобы он понял, что пора вставать – скоро утренний намаз. И Биляль не дает азан, чтобы указать, что так и так и (Пророк) поднял руки сниза вверх», то есть указал на то, что Биляль дает азан по первому ложному рассвету, который растягивается вертикально на горизонте, «но вы можете кушать пока не произойдет так, и (Пророк) развил между двумя своими пальцами».[105] То есть, здесь имеется в виду, когда рассвет будет горизонтальным, тогда должны прекратить кушать. И также пришел хадис от Самура ибн Джундуба, у имама Муслима.[106] И это первое мнение в вопросе.

Второе мнение в этом - передал ибн Мунзир сразу от целой группы ученых, что разрешено пить и кушать пока рассвет не станет сильным, и не разойдется свет на дорогах (тропинки между домами) и в домах.

(То есть, второе мнение, чем отличается от первого – первое мнение сказали, когда наступит истинный рассвет, нельзя кушать и пить, и совершать половой акт, а второе мнение сказали, наступает рассвет проблем нет, можно кушать и пить пока этот рассвет не станет сильным, пока улиц не станет видно, пока в доме не станет все видно, а так все это время можно пока кушать) – но это мнение отклонено (шаазз), и оно передавалось от А’маша, а также от Масрукъа.

Исхакъ сказал: «Я придерживаюсь первого мнения, (то есть мнения подавляющего большинства), но не ругаю тех, которые придерживаются второго мнения, и не считают, что он должен возмещать день уразы или совершать каких-то искупительных действий».

То есть, если кто-то кушает, даже если сильно рассвело - это неправильно, но этот день не должен возмещать, и ему прощается – это мнение неправильно.

Пришло в хадисе от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, у имама Ахмада, 5/400-405, а также ан-Насаи в аль-Кубро, 2/77, со слов Хузейфа ибн аль-Йамана, то что он сказал: «Билял приходил к Пророку мир ему и благословение Аллаха, когда Пророк мир ему и благословение Аллаха принимал сухур, а я уже видел то место, куда падают мои стрелы»,

то есть, если я выстрелил бы стрелой, и она упала бы вдали, то я это место уже видел бы, то есть уже сильно светло было на улице. Потому что если на рассвете, когда дают азан на фаджр, человек не может увидеть то место, куда упадет стрела, а в этом хадисе пришло, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, продолжал кушать сухур, а уже можно было увидеть, куда упадет стрела.

«Тогда я спросил: это после рассвета было что ли? Он ответил: Да после рассвета, но солнце еще не было взошедшим».

Но этот хадис больной (му’аллюн), недостоверный, потому что он пришел по дороге ‘Асыма ибн Аби н-Нуджуда от Зирра ибн аби Хубейш, от Хузейфы (марфу’ан), от Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

И противоречил ему, (‘Асыму ибн Аби н-Нуджуду) – ‘Ади ибн Сабит, а также Сыля ибн Зуфар. И каждый из этих двоих сильнее по памяти, чем ‘Асым ибн Аби н-Нуджуд. И они эти двое, привели хадис не со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а со слов Хузейфы, то есть, что такое делал не Пророк мир ему и благословение Аллаха, а такое делал Хузейфа ибн аль-Йаман. К тому же они противоречили ему в слове, приводит ан-Насаи их слово: «И говорит Зирр: однажды я кушал сухур вместе с Хузейфой, а затем мы вышли на намаз, а когда пришли в мечеть, только успели два ракаата сунны прочитать, уже дали икъаму на намаз, и между нашим сухуром и между намазом не было ничего, кроме маленького расстояния».

Значит правильным словом этот хадис передается так, то что я кушал с Хузейфой сухур, мы доели сухур, пошли в мечеть, прочитали два ракаата и дали икъаму на намаз. Отсюда не понимается, что Хузейфа кушал тогда, когда уже был рассвет, а ‘Асым ибн Аби н-Нуджуд из-за своей слабой памяти перепутал этот хадис, и рассказал его в другой форме, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, кушал сухур, притом, что было уже очень светло и я видел куда падают мои стрелы, (то есть этот хадис является ошибкой).

Сказал Имам ан-Насаи: «Я не знаю никого, кто бы привел этот хадис со слов Пророка мир ему и благословение Аллаха, кроме ‘Асыма ибн Аби н-Нуджуда».[107]

И сказал Ибн Муфлих в своей книге «аль-Фуру’, 3/70»: «Хадисы ‘Асыма, в них есть путаница, а также отвергаемые элементы, поэтому риваят этих крепких передатчиков, (то есть кроме него), более предпочтительно, чем его передача».

Сказал Джаузакъани в своей книге «аля-баатыль, 2/205»: «Этот хадис отвергаемый, а слова ‘Асыма ибн Аби н-Нуджуда: «что был уже день, но солнце еще не взошло» – это является ошибкой и является грубой оплошностью, потому что ‘Ади ибн Сабит передавал этот хадис от Зирра ибн Хубейша с другим словом, а ‘Ади Ибн Сабит крепче памятью, нежели ‘Асым Ибн Аби н-Нуджуд».

Значит правильное мнение в этом вопросе, то что есть и пить, и совершать половой акт - можно вплоть до рассвета. Когда наступил рассвет, то запрещено кушать и пить, и запрещено совершать половой акт, но человек должен удержаться и войти в уразу.[108] А Аллах знает лучше.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 981; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!