Примерный круг проблем Авторская позиция



1. Проблема восприятия человеком

мира.

1. В мире много удивительного, надо лишь присмотреться.

2. Проблема присутствия удиви

тельного рядом.

2. Чтобы совершить увлекательное путешествие, совсем не обя          

зательно далеко ехать.

3. Проблема увлечения макросъём      

кой.

3. Макросъемка открывает перед человеком удивительный мир

растений и насекомых.

 

 

Вариант 18

(1)В детстве, раньше чем испугаться людей, я боялся тараканов, пчёл, крыс; по     

зднее меня стали мучить страхом грозы, вьюги, темнота.

(2)Когда гремел гром, я до боли крепко закрывал глаза, чтоб не видеть синюю

дрожь стёкол в окнах, освещаемых молниями. (3)Кто    то внушил мне, — а может

быть, я сам выдумал, — что, разрывая небо, молнии обнажают великий, геенский

огонь, там, за пределами синего, видного в ясные дни. (4)Синее — дым пожара, об          

нявшего весь мир, звёзды — искры пожара; в любой час земля может вспыхнуть,

точно косточка вишни, брошенная в костёр, загорится, как солнце, и потом, обра   

щённая в уголь, повиснет в небе второю луной.

(5)Особенно я боялся темноты. (6)Я воспринимал её не как отсутствие света, а как

самостоятельную силу, враждебную ему. (7)Когда её серая, неощутимая пыль омра         

чала воздух и, сгущаясь, чернея, поглощала деревья, дома, мебель в комнатах,

я ждал, что пыль темноты сгустится до твёрдости камня и в ней окаменеет всё живое,

окаменею я. (8)Мне всегда хотелось пощупать тьму, я протягивал руку в неосвещён         

ные углы и, осторожно сжимая пальцы в кулак, ощущал кожею ладони неприят     

ный, влажный холодок. (9)Темнота — это копоть надзвёздного пожара, разрушаю 

щего всё видимое в чёрную пыль.

(10)… А наиболее, почти до безумия, пугал меня свист и вой зимних вьюг.

(11)В дьявольские ночи, когда всё на земле бешено кружится, качаются деревья, точ       

но стремясь сорваться с земли и улететь куда     то в облаках снега, в эти ночи мне каза        

лось, что некие злые силы решили опустошить землю, сдуть с неё города, леса, лю          

дей и оставить только меня одного в мёртвом молчании, среди белой, холодной пу     стыни. (12)Грудь моя наполнялась мучительным ощущением неизмеримой пустоты,

в ней, как мошка между небом и морем, повисло и трепещет моё ужаснувшееся

сердце. <…>

(13)Можно подумать, что я был мальчик болезненный, но это не так; сильный, хо   

рошо упитанный, я казался рослее и старше моих сверстников, и меня считали не по

возрасту серьёзным.

(14)… Один у матери, я не помню отца, епархиального архитектора, он умер, ког   

да мне было четыре года. (15)Его заменял мне дядя, брат матери, священник, вдовец;

он любил и баловал меня …

(16) — Зачем нужны вьюги? — спрашивал я дядю.

(17)Большой, тучный, очень красивый и весёлый, отличный гитарист, азартный

картёжник, он ласково обнимал меня и говорил что       нибудь утешительное, но не уте          

шавшее:

(18) — Так установлено природой, сообразно воле божией.

(19)И, поглаживая волосы мои, обращался к матери:

(20) — У него философический наклон ума.

(21)Он беседовал со мною всегда очень охотно, и я любил слушать его плавную

речь, мягкие, круглые слова, его рассказы о трёх силах, управляющих миром: боге,

природе и разуме человека. (22)Но я не мог понять таинственной связи этих сил,

и чем больше слушал, тем далее, в сумрак непонятного, уходил бог, тем более страш      

ной казалась природа и неясной роль разума.

(М. Горький*)

* Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868–1936) — русский и всемирно

известный писатель, прозаик, драматург.

 

 

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема детских страхов. 1. В детстве пугает всё непознанное.

2. Проблема восприятия ребёнком

мира.

2. В мире много явлений, которые ребёнок не может понять, по

этому они пугают ребёнка или вводят в недоумение.

 

 

Вариант 19

 

(1)Пасхальная ночь! (2)Все уходили из дома, дети оставались одни с няней и гу    

вернанткой. (3)Ночь была — как пещера: пустая, но полная ожиданием часа, когда

прокатится над Москвой и Москвой рекой первый удар колокола, с колокольни Ива    

на Великого. (4)И, кидаясь в его голос, заждавшимся трепетом своих голосов все ко        

локола Москвы и всех московских окрестностей заголосят, заликуют неслыханным

хоровым трезвоном, испуская в чёрную, как глухое сукно, ночь такое количество

звуков, что, перегоняя все горелки детских игр и все симфонические концерты стар        

ших, перезванивая колокольным сияющим щебетом все колокольчики русских

дорог и все весенние рощи, звуки, захлебнувшись собой, вырвутся из своего царства.

(5) И тогда над Москвой рекой полетит к ним на помощь воинство царства сосед           

него — слепящее серебро, золото, олово, медь, слившиеся, жар всех Жар птиц всех

русских сказок, и, взлетая вверх, под тучи, обронит в холодные весенние воды, окай       

млённые огоньками, перья всех цветов и красок со всех художнических палитр.

(6)По московски это называлось — «ракеты». (7)А вокруг Царь      пушки царята всех

пушек, не в силах стерпеть, выпустят на свободу из жерл ядра свои суворовским

и кутозовским грохотами, — и уж ничего нельзя будет понять, ни увидеть, ни услы

хать...

(8)Припав к окнам с открытыми форточками и подрагивая от холода, мы, тайно

или с доброго разрешения вскочив с постелей, ждали, когда вспыхнет кремлёвским

заревом темнота над крышами Палашевского переулка. (9)Тогда и свой голос подаст

оттуда ближняя наша церковка. (10)Но во дворе раздавались голоса и шаги, и мы, забыв запрет, сон, всё, — кида

лись навстречу объятьям, пасхе, куличу и подаркам. (11)И свежий, весенний, пахну        

щий землёй воздух, ворвавшийся со двора со взрослыми!

(12)Бледным золотом апрельских лучей наводненная зала, парадно накрыт стол,

треугольник (как ёлка!) творожной пасхи, боярскими шапками (бобрового меха!) ку           

личи, горшки гиацинтов, густо пахнущих, как только сирень умеет, и таких неверо 

ятных окрасок, точно их феерическая розовость, фиолетовость, голубизна — присни      

лась. (13)Но они стоят на столе! (14)Ярмарочное цветение крашеных яиц, и огром

ный, сердоликом (чуть малиновее) окорок ветчины.

(15)Как горели лбы (тайком, нагнувшись под стол, о них разбиваемых крутых

яиц — подражание Андрюше), как пряно пахло от ломтей кулича, как пачкались

в выковыривании изюминок и цукатов пальцы и как, противной горой, навалива  

лось пресыщение, когда крошка самого вкусного отказывалась лезть в рот! (16)Кап           

лями янтаря и рубина остатки вин в отставленных рюмках! (17)И ненасытное счастье

безраздельного обладания: новые книги, новые цветные карандаши, новые перочин      

ные ножи, шкатулки, альбомы, новые яйца: стеклянные, каменные, фарфоровые —

не считая бренности шоколадных, сахарных...

(По А.И. Цветаевой*)

* Анастасия Ивановна Цветаева (1894–1993) — русская писательница, дочь профессора

Ивана Владимировича Цветаева, младшая сестра Марины Цветаевой.

 

 

Информация о тексте


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 4178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!