Примерный круг проблем Авторская позиция



1. Проблема роли учителя в воспитании

ученика и формировании его личности.

1. Учитель формирует нравственные начала, учит жить.

2. Проблема сущности учительского

труда.

2. Учитель — это прежде всего воспитатель и «проповед

ник», который откроет детям простые жизненные истины

 

 

Вариант 25

 

(1)На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. (2)Она

не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила,

подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. (3)Женщина убивала. (4)Она уби       

вала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её

детей. (5)«Не женская это доля — убивать», — скажет одна из героинь этой книги,

вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося. (6)Другая рас     

пишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин,

чтобы убить войну». (7)То была величайшая жертва, принесённая ими на алтарь По       

беды. (8)И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни

постигаем.

(9)…Четыре мучительных года я иду обожжёнными километрами чужой боли

и памяти. (10)Записаны сотни рассказов женщин фронтовичек: медиков, связисток,

саперов, летчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шофёров, рядовых полевых банно    

прачечных отрядов, поваров, пекарей, собраны свидетельства партизанок и подполь     

щиц. (11)«Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справи        

лись бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», —

писал маршал Советского Союза А.И. Ерёменко. (12)Были среди девушек и комсорги

танкового батальона, и механики     водители тяжёлых танков, а в пехоте — команди 

ры пулемётной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехоти

нец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу ещё никогда не делала

женщина.

(13)Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено

около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок. (14)Семьдесят процентов

всех девушек, посланных комсомолом, находились в действующей армии. (15)Всего

за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч жен

щин…

(16)Таковы цифры. (17)Их мы знаем. (18)А за ними судьбы, целые жизни, пере      

вёрнутые, искорёженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское

одиночество, невыносимая память военных лет.

(19)…Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не

участвовало в войне. (20)В прошлые времена были легендарные единицы, как кава       

лерист девица Надежда Дурова, партизанка Василиса Кожина, в годы гражданской

войны в рядах Красной армии находились женщины, но в большинстве своем сёстры

милосердия и врачи. (21)Великая Отечественная война явила миру пример массового

участия советских.

(22)Пушкин, публикуя в «Современнике» отрывок из записок Надежды Дуровой,

писал в предисловии: «Какие причины заставили молодую девушку, хорошей дво           

рянской фамилии, оставить отеческий дом, отречься от своего пола, принять на себя

труды и обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться на поле сражений —

и каких ещё? (23)Наполеоновских! (24)Что побудило её? (25)Тайные, семейные огор      

чения? (26)Воспаленное воображение? (27)Врождённая неукротимая склонность?

(28)Любовь?..» (29)Речь шла только об одной невероятной судьбе, и догадок могло

быть множество. (30)Совсем другое, когда в армии служило восемьсот тысяч жен 

щин, а просилось на фронт их ещё больше.

(31)Их пустили на фронт, потому что на весы истории было брошено: быть или не

быть народу, стране? (32)Так стоял вопрос. (С.А. Алексиевич*)

* Светлана Александровна Алексиевич (р. 1948) — белорусская писательница, журна          

лист, автор книги «У войны не женское лицо».

 

 

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема мужества советских женщин

в годы Великой Отечественной войны.

1. В годы Великой Отечественной войны женщины про   

являли массовый героизм.

2. Проблема роли женщин на фронтах Ве     

ликой Отечественной войны.

2. На фронтах Великой Отечественной войны женщины

сражались наравне с мужчинами.

3. Проблема готовности женщин к уча 

стию в войне.

3. Женщина природой не предназначена для войны, но

в минуты опасности она готова стать солдатом.

 

Вариант 26

 

(1)И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш по  

ющий язык.

(2)В нём вся она — наша Россия. (3)В нём все дары её: и ширь неограниченных

возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и про        

стота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. (4)Всё до       

ступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому

властен всё выразить, изобразить и передать.

(6)В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нём

ласковые шорохи и хрусты. (8)В нём травяные шелесты и вздохи. (9)В нём клёкот,

и грай, и свист, и щебет птичий. (10)В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри

зыбкие, и плески чуть слышные. (11)В нём вся поющая русская душа: эхо мира,

и стон человеческий, и зерцало божественных видений…

(12)Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой, чёт    

кой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своём

целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, — кажется, что это звучат

сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ни   

ми. (13)А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, — то водворя

ется молчание, насыщенное высказанными несказанностями…чувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств.

(18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский на       

род, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты,

на которую зовёт его — его язык…

(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, — в его

звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически вырос       

шего правописания. (22)Не любить его, не блюсти его — значит не любить и не блюс      

ти нашу Родину.

(23)А что есть человек без Родины?

(24)Чем были бы мы, если бы кому  нибудь удалось оторвать нас от нашей России?

(25)Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся уви   

деть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (26)А до тех пор

Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовно      

го, ни политического пути.

(27)Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснётся нашей Родины.

(28)Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.

(29)А о Ней — говорить нельзя. (30)Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней

можно вздыхать. (31)Ей можно молиться; и, не постигая Её, блюсти Её в себе; и бла        

годарить Творца за это счастье; и молчать.

(И.А. Ильин*)

* Иван Александрович Ильин (1883–1954) — русский философ, писатель, публицист.

 

Авторская позиция

1. Проблема роли языка в жизни народа. 1. Богатый и могучий язык призывает народ до           

стичь духовную высоту.

2. Проблема сущности русского языка. 2. Русский язык обладает огромным богатством

средств для выражения любой мысли.

3. Проблема связи любви к Родине с бережным

отношением к языку.

3. Не беречь свой язык — значит не беречь и не лю           

бить Родину.

 

 

Вариант 27

 

(1)Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале

прекрасного. (2)Внешняя красота — это не только антропологическое совершенство

всех элементов тела, не только здоровье. (3)Это внутренняя одухотворенность — бо       

гатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к се

бе… (4)Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры чело       

века, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. (5)Это

свечение души, по выражению Гегеля, всё больше проявляется, понимается и чув          

ствуется современным человеком. (6)Внутренняя красота отражается на внешнем об     

лике…

(7)Единство внутренней и внешней красоты — это эстетическое выражение нрав

ственного достоинства человека. (8)Нет ничего зазорного в том, что человек стремит      

ся быть красивым, хочет выглядеть красивым. (9)Но, мне кажется, надо иметь мо 

ральное право на это желание. (10)Нравственность этого стремления определяется

тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека.

(11)Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятель     

ностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что то хорошее, свойствен   

ное его личности. (12)При этом его внешний облик озарён внутренним вдохновени         

ем. (13)Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в момент, когда напряжениевнутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочета  

нии — апофеоз красоте…

(14)Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. (15)Любимое

творчество делает человека красивым, преобразует черты лица — делает их тонки         

ми, выразительными.

(16)Красоту создаёт и тревога, забота — то, что обычно называют «муками твор    

чества». (17)Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творчес

кие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо

красивым. (18)И наоборот, внутренняя пустота придаёт внешним чертам лица выра        

жение тупого равнодушия.

(19)Если внутреннее духовное богатство создаёт человеческую красоту, то безде  

ятельность, и тем более безнравственная деятельность, эту красоту губят.

(20)Безнравственная деятельность уродует. (21)Привычка лгать, лицемерить,

пустословить создаёт блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим

людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её… (22)Зависть, эгоизм, подо        

зрительность, боязнь того, что «меня не оценят», — все эти чувства постепенно ог

рубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. (23)Быть самим собой,

дорожить своим достоинством — это живая кровь подлинной человеческой красоты.

24)Идеал человеческой красоты — это вместе с тем и идеал нравственности.

(25)Единство физического, нравственного, эстетического совершенства — это и есть

та гармония, о которой так много говорится.

(В.А. Сухомлинский*)

*Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) — член      корреспондент Академии

педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы

Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

 

Информация о тексте


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 806; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!