Примерный круг проблем Авторская позиция



1. Проблема судьбы человека и истории страны. 1. Судьба человека неразрывно связана с жизнью

его страны.

2. Проблема важности воспоминаний очевидцев

для сохранения истории.

2. Воспоминания очевидцев — важный источник

исторического знания.

3. Проблема побуждающего воздействия слов

одного человека на мировосприятие другого.

3. Слова мальчика побудили автора описать свою

жизнь и жизнь своего народа в переломные момен           

ты истории.

 

 

Вариант 32

 

(1)Когда      то, очень давно мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве».

(2)Я долго не мог понять: в чём дело? (3)В институте расписались в том, что книгу по       

лучили, а книги нет. (4)Наконец выяснилось, что взяла её одна почтенная дама.

(5)Я спросил даму: «Вы взяли книгу?» (6)«Да, — ответила она. — (7)Я её взяла.

(8)Но если вам она так нужна, я могу её вернуть». (9)И при этом дама кокетливо улы       

бается. (10)«Но ведь книга прислана мне. (11)Если она вам нужна, вы должны были

её у меня попросить. (12)Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем че      

ловеком, который её прислал. (13)Я даже не поблагодарил его».

(14)Повторяю: давно это было. (15)И можно было бы забыть об этом случае.

(16)Но всё таки вспоминаю иногда о нём — жизнь напоминает.

(17)Ведь действительно, кажется, какой пустяк! (18)«Зачитать» книгу, «забыть»

вернуть её владельцу... (19)Сейчас это стало как бы в порядке вещей. (20)Многие

оправдываются тем, что мне, мол, эта книга нужнее, чем владельцу: я без неё обой          

тись не могу, а он обойдётся!

(21)Распространилось новое явление — «интеллектуального» воровства, вроде бы

вполне извинительного, оправдываемого увлечённостью, тягой к культуре.

(22)Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу — это вовсе не воровство, а признак

интеллигентности. (23)Подумайте только: бесчестный поступок — и интеллигент  

ность! (24)А не кажется ли вам, что это попросту дальтонизм? (25)Нравственный

дальтонизм: мы разучились различать цвета, точнее — отличать чёрное от белого.

(26)Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остаётся бес        

честным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! (27)А ложь есть ложь,

и в конце концов я не верю, что ложь может быть во спасение. (28)Ведь даже про  

ехать «зайцем» в трамвае — это же воровство. (29)Нет малой кражи, нет малого

воровства — есть просто воровство и просто кража. (30)Не бывает малого обмана

и большого обмана — есть просто обман, ложь. (31)Недаром же говорится: верен

в малом — и в большом верен. (32)Когда   нибудь случайно, мимолётно вспомнится

вам незначительный эпизод, когда вы поступились совестью в самом будто бы безо        

бидном и ничтожном — и вы почувствуете укор совести. (33)И вы поймёте, что если

кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступка, то пострадали прежде

всего вы сами — ваша совесть и ваше достоинство.

(Д.С. Лихачёв*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) — академик РАН, российский учёный    литературовед, исследователь древнерусской литературы, историк культуры, публицист, видный общественный деятель.

 

 

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема интеллектуального

воровства.

1. Присвоение чужой интеллектуальной собственности есть настоя    

щее воровство, несовместимое с понятием достоинства человека.

2. Проблема чести и достоинства. 2. Достоинство и честь человека проявляются и в большом, и в малом.

 

 

Вариант 33

 

(1)Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. (2)Не видать берегов, не видать

бела света — всё запеленалось непроглядной наволочью.

(3)…Как и когда поднялось в небе солнце — я не заметил. (4)Обнаружилось оно

высоко уже и сначала проступило в тумане лишь призрачным светом, а потом обоз         

начило и себя, как в затмении, ярким ободком. (5)Туманы отдалились к берегам, озе       

ро сделалось шире, лёд на нём как будто плыл и качался.

(6)И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи, льдом

я увидел парящий в воздухе храм. (7)Он, как лёгкая, сделанная из папье  маше, иг      

рушка, колыхался и попрыгивал в солнечном мареве, а туманы подплавляли его

и покачивали на своих волнах.

(8)Храм этот плыл навстречу мне, лёгкий, белый, сказочно     прекрасный. (9)Я от         

ложил, удочку, заворожённый.

(10)За туманом острыми вершинами проступила щётка лесов. (11)Уже и дальнюю

заводскую трубу сделалось видно, и крыши домишек по угорчикам. (12)А храм всё

ещё парил надо льдом, опускаясь все ниже и ниже, и солнце играло в маковке его,

и весь он был озарён светом, и дымка стелилась под ним.

(13)Наконец храм опустился на лёд, утвердился, и тогда я молча указал пальцем

на него, думая, что мне пригрезилось что   то, что я в самом деле заснул и мне явилось видение из тумана.

(14) — Спас камень, — коротко молвил товарищ мой, на мгновение оторвавши

взгляд от лунки, и снова взялся за удочку.

(15)И тогда я вспомнил, как говорили мне вологодские друзья, снаряжая на ры      

балку, о каком      то Спас    камне. (16)Но я думал, что Спас      камень — просто камень.

(17)На родине моей, в Сибири, есть и Магнитный, и Меченый, и Караульный, — это

камни либо в самом Енисее, либо на берегу его.

(18)А тут Спас      камень — храм! (19)Монастырь!

(20)В честь русского воина      князя, боровшегося за объединение северных земель,

был воздвигнут этот памятник монастырь. (21)Предание гласит, что князь, спасаю    щийся вплавь от врагов, начал тонуть в тяжёлых латах и пошёл уже ко дну, как

вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. (22)И вот в честь этого

чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега.

(23)На лодках и по перекидному мосту, который каждую весну сворачивало ломаю          

щимся на озере льдом, монахи натаскали целый остров и поставили на нём монас          

тырь. (24)Расписывал его Дионисий. (25)Однако уже в наше время, в начале трид

цатых годов, надо было строить свинарники в колхозах и потребовался кирпич.

(26)Хозяин Усть   Кубенского района велел раскайлить монастырь и попользоваться

кирпичом. (27)Но монахи были строители не чета нынешним и из кирпича сотворя          

ли монолит. (28)Тогда Усть      Кубенский начальник приказал взорвать монастырь.

(29)Рванули — и всё равно кирпича не взяли; получилась груда развалин, и только.

(30)Осталась от монастыря одна башенка и жилое помещение, в котором нынче

хранятся сети и укрываются от непогоды рыбаки...

(31)Я смотрю и смотрю на Спас камень, забыв про удочки, и про рыбу, и про всё

на свете, и больно бьют меня в сердце слова товарища, который всё тем же усталым

и горестным голосом извещает, что человек, который порушил древний монастырь,

здравствует и поныне, живёт неподалёку отсюда, в Усть Кубенске, получает пен  

сию...

(В. Астафьев*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) — выдающийся советский и российский

писатель, лауреат двух Государственных премий СССР и трёх Государственных премий РФ,

Герой Социалистического Труда.

 

 

Информация о тексте


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2050; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!