Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема настоящей дружбы и её
роли в жизни людей.
1. Дружба — главное благо в жизни людей. Её основное до
стоинство в том, что друг всегда поможет советом.
2. Проблема выбора друга. 2. От выбора друга зависит благополучие человека, поэтому
в друзья следует выбирать людей добродетельных
Вариант 38
(1)Проделаем такой фантастический опыт. (2)Помножим число людей на Земле
на число мыслей, какие только приходят в голову человеку за всю его жизнь. (3)Про
изведение получится огромным. (4)Теперь прикинем, как распределяются мысли
людей по содержанию, о чём люди думают.
(5)Если не быть слишком строгими в подсчётах, то можно сказать, что приблизи
тельно из каждых ста мыслей
девяносто — о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и окружающих лю
дях;
девять — о всей своей жизни и о всей стране;
одна мысль — о вечности и человечестве.
(6)Люди думают о дне, о жизни и о вечности. (7)Люди думают о себе, о стране
и о человечестве. (8)Мысли, не выходящие за границы сиюминутных забот, занимают почти всё наше время — иначе быть и не может. (9)Нельзя вечно думать о вечном:
человек живёт сейчас, а не в будущем. (10)Но нельзя, невозможно не думать и о вы
соком — о людях, о стране, о вечности и человечестве.
(11)Вот круг на плоскости. (12)В нём можно разместить неисчислимое множество
точек. (13)Но только одна точка из этого множества — центральная, центр. (14)Она
|
|
одна в бесконечном числе других точек, но она определяет место всего круга. (15)Так
и среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточи
ваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? (16)Они
есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души,
её устойчивость, составляют духовную жизнь человека.
(17)Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на
которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. (18)Потому
они и занимают людей тысячелетиями. (19)Например: «Зачем человек живёт?»
(20)Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?»
(21)…Сколько мир стоит, все, у кого была возможность, учились. (22)И в древнем
мире, о котором мы много знаем, и в средние века, о которых мы знаем меньше,
и в «век девятнадцатый, железный», и в наш атомный век вопрос решался и решает
ся просто: у кого есть средства учиться, тот и учится. (23)Состоятельные люди никог
да не спрашивали, зачем учиться, а посылали своих детей в школы, гимназии и уни
верситеты. (24)Никто из ныне здравствующих миллионеров не пишет в газеты пись
|
|
ма с мучительным вопросом: «Зачем учиться?» (25)Они отправляют своих детей
в школы сверхдорогие и сверхпрекрасные. (26)Возможность получить образование
всегда сопутствовала богатству.
(27)Мы ходим в школу, потому что это простая забота каждого дня и потому что
это наш долг перед страной и перед своей жизнью. (28)Мы не можем думать об этом
каждую минуту, но в действительности дело обстоит именно так. (29)На каждом на
шем поступке стоит тройная печать: день, жизнь, вечность. (30)В каждом нашем
поступке так или иначе отражены интересы собственные, интересы страны, интере
сы всего человечества. (31)Так мы вписываемся в пространство и время. (32)Кто не
поймёт всего этого, тот вечно будет хныкать, как маленький: «Зачем учиться? Зачем
мне математика? Зачем биология? Не хочу!»
(33)А кто поймёт, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто
поймёт, что только в учении душа разрастается, и в ней появляются человеческие
желания, тот будет учиться напряжённо и радостно. (34)Свободно.
(С.Л. Соловейчик*)
* Симон Львович Соловейчик (1930–1996) — советский и российский публицист и драма
тург, теоретик педагогики.
Информация о тексте
Примерный круг проблем Авторская позиция
|
|
1. Проблема мыслей, которые занима
ют людей.
1. Люди думают о сегодняшнем дне, о своей жизни, стране,
вечности и человечестве.
2. Проблема «центральных» мыслей. 2. Центральными автор считает мысли, касающиеся вопро
сов, на которых нет прямых, точных, однозначных ответов.
3. Проблема значения учения. 3. В учении душа разрастается, и в ней появляются челове
ческие желания.
Вариант 39
Брошевском переулке (он до сих пор сохранил своё название) — это между застава
ми Покровской и Спасской.
(3)Бабушкин дом деревянный, но оштукатуренный, и в детстве я не могла пове
рить, что он не каменный.
(4)У бабушки всегда жили племянницы и племянники, крестники. (5)В то смут
ное, неустойчивое время они приезжали учиться, искать работу, а некоторые, при
бывшие из европейских городов и из Сибири, приживались у нас на долгие годы.
(6)Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние: мой двоюродный дядя
Валентин (Тинка, как его называли взрослые), в ту пору студент Межевого институ
та, готовил дипломный проект. (7)На столе были разложены листы с чертежами:
завтра защита. (8)Я в своём неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти
|
|
непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырёк с тушью, аккурат
ненько вылила её на весь проект, и краска залила чертёж. (9)Сама я не помню этого
эпизода, но у взрослых он запечатлелся: не произнеся ни слова, Тинка снял испач
канные листы, наколол новые и принялся чертить. (10)Он чертил всю ночь! (11)Но не
помню, чтобы я понесла какое нибудь наказание. шой стол в столовой, которая представляла собой комнату с бабушкиным иконоста
сом, традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шка
фом, за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, дочерей гим
назисток в форменных платьях в одиночку и группами, племянников крестников
в студенческих тужурках... (13)Я любила эти сборища за столом. (14)Особенно на
Пасху и Рождество, когда пекли что нибудь вкусное.
(15)Вспоминаю домашние музицирования: моя любимая тётя Лёля (я называла её
Нень) — за роялем, а её братья — Тинка и Лёка, один со скрипкой, а другой с нотами
в руках (тенор!), пытались организовать трио, уж как бог на душу положит.
(16)Ещё отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение
друг к другу. (17)Мои мама и тётки были начисто лишены того, что теперь так за
хлестнуло всех: вещизма. (18)Они отличались редкой терпимостью к изменившейся
жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы одевались, как красиво мы жили!»
(19)Когда мне было лет семь, у бабушки описали и увезли за долги по налогам всю
уцелевшую мебель: два письменных стола карельской берёзы, диван в стиле модерн,
трюмо с подзеркальником и что то ещё. (20)Для меня это стало катастрофой мира мо
его детства: сколько игр переиграно на этом диване, сколько нарядов принцесс и фей
придумано перед этим зеркалом! (21)А мама сказала: «Ну и что? Чем тебе этот диван
так дорог? Это плохой стиль – модерн начала века».
(22)Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому,
а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. (23)Тётя училась в худо
жественном училище — по росписи фарфора. (24)Происходящие в стране события
они воспринимали как то спокойно, без нервов. (25)Только бабушка однажды дала
понять своё ироническое отношение к действительности. (26)Пытаясь разбудить
старшего сына, она пропела ему: «Вставай, проклятьем заклеймённый». (27)Он вско
чил с негодованием: «Мамаша, да вы что? Да нас же расстреляют!» — (28)«А что, —
говорит, — ведь это ваш гимн».
(29)Уже давно застроен панельными домами Брошевский переулок. (30)Не стало
переулков, которыми я ходила в школу, вместо них возникли магистрали с много
этажными домами; проложены Рязанский и Волгоградский проспекты... (31)Но от
чего я во сне так часто вижу те дворы, поросшие травой и одуванчиками, и убогие де
ревянные домики моего детства?
(По И.Н. Крюковой*)
* Ирина Николаевна Крюкова (1920–1913) — доктор биологических наук, заслуженный
работник здравоохранения РФ.
Информация о тексте
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 7199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!