Примерный круг проблем Авторская позиция



1. Проблема вины фашистского правительства

и простых солдат в военных преступлениях.

1. Вину должны разделить все участники преступ   

ных действий.

2. Проблема отношения советских воинов к не       

мецким солдатам, которые вынуждены были

взять в руки оружие.

2. В начале войны немецкие солдаты, вынужден    

ные воевать, вызывали сочувствие, в конце войны

это стало невозможным.

 

Вариант 22

 

(1)Зато как прохладно в жерле башни Христа!

(2)Сладок среди вони и плесени базарных улиц, среди чада простонародных та    

верн и пекарен, свежий запах овощей и лимонов, но ещё слаще после галатской* ду      

хоты чистый морской воздух. (3)Медленно поднимаемся мы по тёмным лестницам

возле стен башни, достигаем её круглой вышки — и выходим на каменный покатый

балкон, кольцом охватывающий вышку и ограждённый железными перилами.

(4)Лёгкое головокружение туманит меня при взгляде в бездну подо мною, раскрыва        

ется в ней целая необозримая страна, занятая городами, морями и таинственными

хребтами Малоазийских гор — страна, на которую пала «тень Птицы Хумай».

(5)Кто знает, что такое птица Хумай? (6)О ней говорит Саади: «Нет жаждущих

приюта под тенью совы, хотя бы птица Хумай и не существовала на свете!»

(7)И комментаторы Саади поясняют, что это — легендарная птица и что тень её

приносит всему, на что она падаёт, царственность и бессмертие.

(8)Песнью Песней, чудом чудес, столицей земли называли город Константина гре

ческие летописцы; молва всего мира объясняла его происхождение Божественным

* Галата — исторический район в европейской части Стамбула, там расположена башня

Христа, построенная в VI веке.

 

вмешательством. (9)Одна легенда говорит, что на месте Византии орёл Зевса уронил

сердце жертвенного быка. (10)Другая — что основателю её было повелено основать

город знамением креста, явившимся в облаках над скутарийскими* холмами, «при

слиянии водных путей и путей караванных». (11)Но восточный поэт сказал не хуже:

«Здесь пала тень Птицы Хумай».

(12)В двух шагах от меня, возле этой башни, ещё и доныне совершаются мучи      

тельно сладостные мистерии Кружащихся Дервишей**.

(13)Их монастырь затерялся теперь среди высоких европейских домов. (14)Не      

сколько лет тому назад, в один из таких же жарких весенних дней, Герасим привёл

меня к его старой каменной ограде, и мы вошли… в небольшой каменный двор.

(15)Помню фонтан и старое зелёное дерево посреди его, направо — гробницы шей        

хов   настоятелей, налево — кельи в ветхом деревянном доме под черепицей, а против

входа — деревянную мечеть.

(16)Мы отдали несколько мелких монет, и нас впустили в восьмигранный высо     

кий зал, обведённый с трёх сторон хорами и украшенный только сурами Корана.

(17)На хорах, над входом, поместились музыканты с длинными флейтами и бара 

банами, по бокам — зрители.

(18)Когда наступила тишина, вошёл шейх настоятель, а за ним десятка два дер

вишей — все босые, в коричневых мантиях, в войлочных черепенниках***, с опущен       

ными ресницами, с руками, смирно сложенными на груди.

(19)Шейх сел у стены против входа, разделившиеся дервиши — по сторонам, друг

против друга.

(20)Шейх, медленно повышая жалобный, строгий и печальный голос, начал мо     

литву, флейты внезапно подхватили её на верхней страстной ноте — и в тот же миг,

столь же внезапно и страстно, дервиши ударили ладонями в пол с криком во славу

Бога, откинулись назад — и снова ударили.

(21)И вдруг все замерли, встали — и, сложив на груди руки, двинулись гуськом за

шейхом вокруг зала, обёртываясь и низко кланяясь друг другу возле его места.

(22)Кончив же поклоны, быстро скинули мантии, остались в белых юбках и бе        

лых кофтах с длинными широкими рукавами — и закружились в танце: взвизгнула

флейта, бухнул барабан — и дервиши стали подбегать с поклоном к шейху, как мяч,

отпрядывать от него и, раскинув руки, волчком пускаться по залу.

(23)И скоро весь зал наполнился белыми вихрями с раскинутыми руками и раз     

дувшимися в колокол юбками.

(24)И по мере того как всё выше и выше поднимались голоса флейт, жалобная пе

чаль которых уже перешла в упоение этой печалью, всё быстрее неслись по залу бе       

лые кресты вихри, всё бледнее становились лица, склонявшиеся набок, всё туже на   

дувались юбки и всё крепче топал ногою шейх: приближалось страшное и сладчай          

шее «исчезновение в Боге и вечности»...

(25)Теперь, на башне Христа, я переживаю нечто подобное тому, что пережил

у дервишей. (26)Тёплый, сильный ветер гудит за мною в вышке, пространство точно

плывёт подо мною, туманно    голубая даль тянет в бесконечность... (27)Этот вихрь

вкруг шейха зародился там, в этой дали: в мистериях индусов, в таинствах огнепо           

клонников, в «расплавке» и «опьянении» суфийства**** с его мистическим языком,

* Скутари — историческое название части Стамбула, расположенной на азиатском берегу

Турции.

** Дервиш — мусульманский аналог монаха.

*** Черепенник — шляпа в виде конуса.

Суфизм — эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную

духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии.

156 РУССКИЙ ЯЗЫК: 40 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

в котором под вином и хмелем разумелось упоение божеством. (28)И опять мне вспо      

минаются слова Саади, «употребившего жизнь свою на то, чтобы обозреть Красоту

Мира»…

(И.А. Бунин*)

* Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобе        

левской премии по литературе из России (1933 год).

 

Авторская позиция

1. Проблема впечатлений, получаемых в путе         

шествии.

1. В путешествиях мы получаем самые яркие и при          

ятные впечатления.

2. Проблема постижения чужой культуры. 2. Путешествуя, мы узнаём чужую культуру, зна         

комимся с обрядами и традициями.

3. Проблема созерцания красоты мира. 3. В мире много удивительно красивых мест, надо

найти время и возможности, чтобы увидеть его кра           

соту.

 

 

Вариант 23

(1)На вопрос: «Что для Вас главное в жизни?» — можно услышать самые разные

ответы.

(2)Читая в юности романы, я не мог поверить, что можно поступиться лучшими

порывами души ради денег или власти. (3)Мне казалось, что классики — Бальзак,

Мопассан и другие — что то недоговаривают, играют с читателем. (4)«Не может

быть, — думал я, — чтобы люди ценили такую мишуру, как титул или наследство.

(5)Обязательно должно быть нечто более высокое и ценное, ради чего рождается че       

ловек. (6)Почему же авторы, люди мудрые, скрывают это «нечто», предпочитают ду         

рачить нас интригами по поводу капитала, карьеры и других сомнительных ценнос         

тей?» (7)Идею великой девятой симфонии я понять не мог. (8)Радость, которой так

не хватало в жизни Л. Бетховену, не казалась мне достаточно веским поводом для за     

ключительного аккорда жизни.

(9)Мне было тогда шестнадцать, и я только только прикоснулся к «вечным» те     

мам в искусстве. (10)Здоровье и молодость создавали во мне ощущение полноты бы      

тия, и только любопытство слегка нарушало это почти травоядное существование.

(11)Однако я твёрдо знал, что является моей главной духовной ценностью. (12)Ни се      

мья, ни книги, ни музыка не казались мне такими важными, как дружба. (13)Часы

и минуты дружеских излияний, когда анализируются самые неуловимые, смутные

состояния наших неокрепших душ, были для меня тогда наиважнейшей ценностью.

(14)Правда, именно на эту тему наши мнения не совпадали. (15)Друг утверждал, что

для него главное в жизни — любовь. (16)Понять, почему он превозносит эту набив           

шую оскомину тему, я не мог.

(17)Через несколько лет друг предал меня. (18)Теперь я понимаю, что в жизни та  

кое случается нередко, а тогда я был просто убит. (19)Казалось, что зияющую рану

в душе ничто не может залечить и теперь чувство обиды и глубокой горечи не поки         

нет меня до смерти.

 (20)Но пришла эта самая любовь и захватила меня целиком. (21)Всепоглощаю     

щая, неведомая прежде страсть заставила меня увлечь мою избранницу во Дворец

бракосочетания через неделю нашего знакомства. (22)От счастья я парил в небесах

и готов был к любому подвигу. (23)Не задумываясь, я бросился бы в Неву, по которой

плыли льдины, если бы того захотела моя молодая жена. (24)И это не фраза, а жела       

ние, которое в те минуты переполняло меня и которое я запомнил.

(25)Увы, как это нередко бывает, моя горячая любовь истаяла через год, и на сак  

раментальный вопрос о главной жизненной ценности вскоре я мог бы ответить себе:

свобода. (26)Эту ценность я обрёл, но вдруг оказалось, что мне нечего с ней делать.

(27)Я потерял семью и только после этого оценил её. (28)Через год скитаний я уже

твёрдо знал, что важнее семьи нет ничего в жизни.

(29)Как известно, время лечит, и ещё через год я снова женился, брак оказался

счастливым, и незаметно на первое место вышла новая ценность — ответственность.

(30)Ею я совсем не тяготился, более того, полюбил. (31)Конечно же, этому способ 

ствовала жена, человек необыкновенной душевной щедрости и чистоты.

(32)Сейчас идёт двадцать четвертый год нашей жизни. (33)Если бы меня теперь

спросили, что является главной ценностью жизни, я не задумываясь ответил бы: се        

мейное счастье.

(Ю.С. Зверев*)

* Зверев Юрий Степанович (р. 1935) — врач, писатель, эссеист, член Санкт    Петербург   

ского союза писателей

 

Авторская позиция

1. Проблема жизненных ценностей. 1. С возрастом представление о ценном меняется.

2. Проблема ценности дружбы. 2. Предательство друзей может заставить усомнить         

ся в ценности дружбы.

3. Проблема ценности семьи. 3. Искренность и понимание близкого человека по   

могает осознать ценность семьи и полюбить ответ 

ственность за неё.

 

Вариант 24

 

(1)Давно уже хочется написать о школе. (2)Книг об этом написано немало, но мне

интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме — что остаётся от

учителя, от класса в характере человека. (3)Кроме знаний.

(4)Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы

ставит отметку учителю. (5)3а справедливость, за объективность. (6)И вместе с отве       

чающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (7)Наша любовь к учителям скла        

дывалась из таких отметок. (8)Разумеется, не только из них. (9)Любовь рождалась

по     разному.

(10)Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. (11)Талантливым

стать нельзя, а вот любимым стать можно. (12)Думая об этом, я вспоминаю бывших

своих учителей. (13)Кто из них получал нашу любовь? (14)В десятом классе физику

преподавал нам известный профессор, и наше «физическое» воспитание было отлич   

ным. (15)Но! (16)Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой

учительнице. (17)Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо са        

ма знала некоторые тонкости, но всё равно мы любили её. (18)Вероятно, за то, что

она любила нас, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их. (19)Но, может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникала из

нравственного облика учителя. (20)Вернее, не облика, а нравственного содержания

учительства. (21)Наши учителя преподавали нам кроме своих предметов какие то

нравственные начала. (22)И учитель для меня — это прежде всего воспитатель, а зна     

чит и проповедник.

(23)Учитель может и должен учить жить. (24)Я вкладываю в эти слова самые про  

стые понятия. (25)Простые и понятные, как русские пословицы. (26)3ачем люди тру        

дятся, к чему приводит жадность, почему нельзя врать, почему надо жалеть живот

ных — словом, истины, казалось бы, элементарные, очевидные, но нужно, чтобы они

были произнесены.

(27)Убедился я и в том, что хороший учитель почти всегда создает и дружный хо  

роший класс. (28)И за это, может, самое большое спасибо учителям. (29)Потому что

школьные друзья — дорогое богатство каждого из нас.

(30)Спустя десятилетия, вспоминая об учителях моей школы, вижу, как многим

хорошим я обязан им. (31)Вспоминаются не знания, не предметы, а то человеческое,

что вкладывали в нас.

(По Д.А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (р. 1919) — известный русский писатель и обществен          

ный деятель, Герой Социалистического Труда, лауреат многочисленных премий в области ли

тературы и искусства.

 

Информация о тексте


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 4470; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!