Примерный круг проблем Авторская позиция



1. Проблема исторических уроков ХХ века. 1. Массовый террор в XX веке, политический рас   

кол в свободных странах, шаткость молодых демо  

кратий чреваты грозными повторениями в будущем

политических катаклизмов недавнего прошлого.

2. Проблема причин политических катаклизмов. 2. Основные причины политических катаклизмов

ХХ века — раскол общества и невнимание к внут   

ренним опасностям демократического правления.

3. Проблема раскола общества. 3. Раскол общества делает демократическое госу 

дарство беспомощным перед лицом тирании.

 

 

Вариант 36

 

(1)Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря,

взаимоуважительного, благожелательно   терпимого отношения людей друг к другу.

(2)Из за такого дефицита происходит много бед. (3)Казалось бы, так просто — живи

и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом

и публично своё мировоззрение, признай право других на то же самое, и всё будет хо    

рошо. (4)Но почему то не получается. (5)Очевидно, проблема терпимости и нетерпи       

мости затрагивает какой то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалис         

тические доводы разума часто не действуют.

(6)Есть известное ещё из глубокой древности «золотое правило нравственности»:

«не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».

(7)Если продумать все последствия практического исполнения этого правила, то

легко заметить, что оно является в значительной степени основой всего современного

законодательства, которое, конечно, охватывает не только межличностные отноше          

ния. (8)Из этого правила следует и необходимость терпимого отношения к другим

людям, к разнообразию культур, религий, национальностей. (9)«Не хочешь, чтобы

тебе промывали мозги — тогда и сам не занимайся этим по отношению к другим»,

«не хочешь, чтобы тебе затыкали рот — не затыкай его другим», «не хочешь, чтобы

тебя гнали за веру — сам не гони других» и т.п. (10)Дело значительно усложняется, когда мы переходим от межличностных отно    

шений к отношениям между безличностными структурами религиозных, обществен        

ных, политических и экономических организаций, а также к их отношению к чело  

веческой личности. (11)В этом случае очень легко личность принести в жертву ка 

кой   либо групповой, политической и т.п. целесообразности. (12)В современном

обществе идёт постоянная борьба между так понимаемой целесообразностью и досто   

инством отдельной человеческой личности. (13)Государство по своей природе всегда

тяготеет к манипулированию обществом, людьми, т.е. к тоталитаризму, к рассмат 

риванию людей как винтиков большого Левиафана. (14)Гражданское общество, пра       

возащитные организации особенно методически противостоят этой тенденции, отста    

ивают право личности не быть только клеточкой большого целого, отстаивают права

отдельного человека.

(15)Образно говоря, толерантность — это хрупкий цветок в политической культу   

ре современного общества.

(В.Н. Новик*)

* Вениамин Николаевич Новик (1946–2010) — игумен Русской православной церкви, фи       

лософ, публицист, правозащитник.

 

 

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема толерантности. 1. Сегодня человечеству не хватает толерантности.

2. Проблема правил толерантного отношения. 2. Жить в согласии с другими помогает «золотое

правило нравственности»: «не делай другим того,

чего не хотел бы, чтобы делали тебе».

3. Проблема отношений личности и государ 

ства.

3. Регулировать отношения государства и личности

может гражданское общество.

 

Вариант 37

 

(1)Во всех временах дружество почитали из числа первых благ в жизни; сие чув   

ствование родится вместе с нами; первое движение сердца состоит в том, чтобы ис       

кать соединиться с другим сердцем, и между тем целый свет жалуется, что нет дру          

зей. (2)С начала мира все веки вместе едва едва произвели три или четыре примера

дружества совершенного. (3)Но если все люди согласны, что дружество прелестно,

почто же не ищут наслаждаться сим благом? (4)Не есть ли сие заблуждение слепого

человечества и следствие развращения оного — желать блаженства, иметь его в сво     

их руках и убегать его?

(5)Выгоды дружества блистательны сами собою: вся природа единогласно под     

тверждает, что они приятнейшие изо всех благ земных. (6)Без дружества жизнь те           

ряет свои приятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в своём сердце

пустоту, которую единое дружество наполнить может; от природы заботливый и бес       

покойный, в недрах дружества утишает он свои чувствования. (7)Коль полезно пристанище дружбы! (8)Она охраняет от коварства людей, кото     

рые почти все непостоянны, обманчивы и лживы. (9)Первое достоинство дружбы

есть вспомоществовать добрым советом. (10)Сколь бы ни рассудителен кто был, но

всегда нужен проводник; не должно без опасения вверяться своему собственному ра     

зуму, который страсти наши заставляют часто говорить по их воле.

(11)Древние познали всё благо любви, но они описания дружества сделали столь

огромными, что заставили почитать оное за прекрасную выдумку, которой нет в при        

роде. (12)Кажется, они худо знали свойства человека, когда умышляли прельщать

его такими описаниями и заставлять искать дружбы, столь богато раскрашенной

ими: они как будто позабыли, что человек более склонен знатным примером удив

ляться, нежели им последовать.

(13)…Первое достоинство, которое должно сыскивать в друге, есть добродетель:

она   то уверяет нас в нём, что он способен к дружеству и оного достоин. (14)Не надей

ся нимало на ваши обязательства, как скоро не на сём основании они утверждены:

ныне не выбор, но нужды соединяют людей, и для того то нынешнее дружество так

же скоро кончится, как и начинается: дружатся без разбору и ссорятся не раздумы           

вая; ничто столь не презренно: худой выбор оказывает или дурное сердце, или дур         

ной разум. (15)Из тысячи умей выбрать себе друга, ничто столь не важно, как сей вы       

бор, ибо от него зависит наше благополучие.

(И.А. Крылов*)

* Иван Андреевич Крылов (1769–1844) — русский публицист, поэт, баснописец, издатель

сатирико    просветительских журналов.

Какие из высказываний соответствуют

 

Информация о тексте


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 853; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!