Примерный круг проблем Авторская позиция



1. Проблема понимания толерантности. 1. Толерантность — это усилие понять, почему

другой человек думает не так, как мы, придать

ценность его идеям.

2. Проблема толерантности и равнодушия к тому,

что происходит вокруг.

2. Равнодушие не является признаком толерант     

ности.

 

Вариант 11

 

(1)В тринадцать лет я впервые прочёл «Анну Каренину». (2)Война подкатила

к самому Туапсе. (3)Сухуми несколько раз небрежно бомбили, и мы с мамой и сест          

рой переехали в деревню Атары, где жила мамина сестра. (4)Мы наняли комнату

у одной соломенной вдовушки, нам выделили землю под огород, где мы выращивали

тыквы, дыни, помидоры и другие не менее изумительные по тем временам овощи.

(5)В этом доме я случайно обнаружил книгу Толстого и прочёл её, сидя под лавро

вишней в зелёном дворике. (6)Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особен    

ности этого романа, но главное понял. (7)Это видно из того, что я был потрясён так,

как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги.

(8)Дня три я ходил как пьяный и мычал какой      то дикарский реквием по поводу

смерти героини. (9)И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти

дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород.

(10)Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен

под колёсами паровоза?! (11)Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевал    

ся за моей спиной. (12)К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей чем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не

могу до сих пор выпасть.

(14)Чувствую, что начинаю сворачивать на знакомую колею. (15)Каждый раз,

когда мне предлагают всерьёз говорить о литературе, меня начинает разбирать смех.

(16)Литература настолько серьёзное дело, что говорить о ней серьёзно — опасно.

(17)Кстати, абсолютная серьёзность фанатиков всякого дела — не прямое ли след           

ствие иллюзорного сознания, что они полностью овладели истиной?

(18)Вспоминаю впечатления, которые я вынес от того первого знакомства с «Ан   

ной Карениной». (19)Было жаркое лето, и я скучал по морю. (20)Мелкие деревенские

ручьи, где невозможно было всплыть, не утоляли мою тоску. (21)И вот, может быть,

поэтому во время чтения я испытывал приятное чувство, как будто плыву по морю.

(22)Впервые я читал книгу, под которой не мог нащупать дна. (23)Каким    то образом

возникло ощущение моря.

(24)Незнакомые сцены усадебной жизни воспринимались как родные. (25)Хоте    

лось к ним. (26)Хотелось посмотреть, как аппетитно косит Левин, побывать с ним на

охоте, поиграть с его умной собакой, посидеть с женщинами, которые варят варенье,

и дождаться своей доли пенок. (27)Это был роман дом, где хочется жить, но я ещё

этого не понимал.

(Ф.А. Искандер*)

* Фазиль Абдулович Искандер (р. 1929) — абхазский писатель, советский и российский

прозаик и поэт.

 

 

Информация о тексте

Примерный круг проблем Авторская позиция

1. Проблема влияния литературы на человека. 1. После прочтения романа «Анна Каренина» автор

испытал эмоциональное потрясение, говорящее

о том, что настоящее произведение оказывает на лич      

ность огромное влияние.

2. Проблема характера и масштаба романа

Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

2. Книга «Анна Каренина» по духу близка автору, он

считает её «домом» и романом «без дна», то есть ши       

роко охватывающим жизнь.

№ задания

 

 

Вариант 12

 

(1)Нет надобности гадать, почему она названа Ясной. (2)Пройдите от входа

в усадьбу берёзовую аллею, постройки именья, фруктовые сады, массивы леса

с названиями Чапыж и Заказ, и дорога из под берёз, дубов и ясеней выведет вас

на простор — на большую поляну. (3)Тут, если взойти на взгорок, открывается

мир, который сразу тебя остановит, и его захочется как следует разглядеть.

(4)Сидишь под берёзами на высотке, и вся поляна, залитая солнцем, как на ладо  

ни. (5)Со всех сторон обрамляет поляну лес. (6)Внизу по равнине змеится река Ворон    

ка с двумя мостами. (7)Угадывается дорога, по которой лошадь лениво тянет телегу,

проходит к речке стайка посетителей Ясной Поляны. (8)Опушки леса темны, а поля        

на золотится под солнцем. (9)Островок кустов и деревьев, уже тронутый желтизной,

расположен в центре её. (10)Он дразнит глаза переливами затуманенных красок.

(11)Кажется, в зарослях обязательно должен кто нибудь прятаться — зайчишка,

лиса.

(12)…Лев Толстой любил это место в усадьбе, часто сюда приходил постоять, поси          

деть на своём «стульчике палке», увидеть, как за поляною в лес прячется солнце.

(13)В его дневнике читаем волнующие душу слова: «Вышел на Заказ вечером и за          

плакал от радости, благодарной за жизнь».

(14)Экскурсоводы в Ясной Поляне говорят, что все чаще людей интересуют не

только дома, где жил Толстой, не только предметы его быта, но и природа, близость

к ней мудреца, которого видели тут босым, который ходил за сохою, косил. (15)И на         

писал: «Счастье — это быть с природой, говорить с ней».

(16)Как он умел «говорить», мы знаем — всё творчество яснополянца пронизано

острым чувством природы. (17)Природа была важнейшей частью физической и ду          

ховной жизни Толстого и жены его Софьи Андреевны тоже. (18)В дневниках она пи        

шет: «Живу природой и усиленным трудом». (19)Трудов у этой женщины было мно         

го. (20)Тринадцать детей, хозяйство (сам Толстой хозяином был неважным), пере 

писка трудов мужа писателя, непрерывные гости. (21)Но при этом едва ль не на

каждой странице записей в дневнике — что нибудь о природе: «Всю ночь Лёвочка до

рассвета смотрел на звёзды», «Брали грибы в березняке…», «Сбегала на полчаса за

рыжиками».

(22)…Природа изменчива — что       то растёт, что     то в это же время увядает и умира    

ет. (23)Для Толстого усадьба не была музеем. (24)Изначально это было место доволь      

но голое, изрезанное оврагами. (25)Толстой много усилий приложил, чтобы засадить

овраги дубовым лесом. (26)И преуспел. (27)Площадь лесов в Ясной увеличилась в че    

тыре раза. (28)Среди них то большая поляна поляной и выглядит.

(29)Лесом тут пользовались по хозяйски — рубили спелую древесину, брали лес

на дрова. (30)В дневниках Софьи Андреевны обнаружена интересная запись: «Мы

взялись делать 6000 бочек… Ходила смотреть, как делают». (31)Трудно предполо 

жить, что делалось это из усадебного леса. (32)Скорее всего, это было в «засечном»,

казённом лесу.

(33)Всё растущее невозможно законсервировать. (34)И всё   таки тут поддержива       

ется облик усадьбы, какой была она в последние годы жизни Толстого. (35)Умираю         

щие деревья срубаются, на их место насаждаются новые, но бережно отношенье к де    

ревам долгожителям, которые «помнят графа». (36)Среди них — трёхсотлетние

дубы, двухсотлетние липы, клёны и ясени. (37)Узловатые, с отпиленными омертвев       

шими сучьями, с залатанными пустотами стволов, они заставляют остановиться, на       

поминая о течении времени и о том, что деревья обычно переживают людей.

(По В.М. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (1930–2013) — писатель, журналист, путешественник и

ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990  е годы.

 

 

Информация о тексте


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2069; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!